Педагогика Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Использование межкультурного подхода в обучении учеников средней школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Использование межкультурного подхода в обучении учеников средней школы

Формирование межкультурного подхода в обучении учеников средней школы входит в перечень задач образовательной области ФГОС.

Межкультурный подход как аксиологический термин и предмет исследования появился в исследованиях отечественных ученых во второй половине XX века. Межкультурный подход ориентации рассматриваются как совокупность языка и культуры, определяющая направленность поведения.

Отечественные и зарубежные ученые определяют средний школьный возраст значимый период для становления у школьника и развития системы ценностных ориентаций, формирующейся, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

Особое внимание в процессе обучения учеников уделяется эмоционально-чувственной сфере. Эмоциональная реакция близкая ученику, проявляющаяся в коммуникации, помогает понять особенности той или иной культуры [1].

Посредством интериоризации эмоциональной оценки в сознании складываются представления об основных особенностях той или иной культуры.

Межкультурный подход также проявляются в эмпатии. В развитии эмпатииведущая роль принадлежит примерам эмоциональных реакций на различные ситуации, их образцам морального и альтруистического поведения, обеспечивающим эмоциональное заражение и соответствующую реакцию.

Ученые считают, что в процессе формирования межкультурной коммуникации и ценностных ориентаций происходит развитие мотивационной сферы, мотивов поведения, определяющих отношение ребенка к той или иной культуре. Мотивы поведения развиваются в тесной взаимосвязи с усвоением норм изучаемой культуры, правил поведения, понимания значении своих действий и поступков для других [3].

В основе направленности поведения находится иерархия мотивов, у школьников складывается система соподчинения мотивов, определенные мотивы становятся более важными (ведущими), чем другие.

Школьники в состоянии подчинить свои желания и выстроить линию поведения, руководствуясь нормами культуры. Постепенно, в процессе удовлетворения требований выстраивать свое поведение в соответствии с принятыми в определенном обществе нормами и правилами, происходит осознание их содержания, и создаются предпосылки интериоризации внешних требований во внутренние требования самого ученика.

Основная цель межкультурного подхода заключается в «пробуждении сознания, культивировании потребности руководствоваться в своем поведении новыми знаниями об изучаемой культуре.

Усвоение норм и ценностей какой-либо культуры происходит в близких и интересных, эмоционально-насыщенных видах деятельности: игровой, просмотре видеофильма, презентации, в процессе которых возможно пережить и осознать значение норм и ценностей [4].

Для всех межкультурных норм характерно закрепление социальных способов поведения, которые для школьников выражаются определенными формулами.

С развитием интеллектуальных способностей ученики овладевают более сложными категориями и при оценке качества абстрагируются от субъективного отношения, ориентируясь на обобщенные нормы.

Межкультурные ценностные ориентации проявляются, прежде всего, во внимательном отношении: общительности, доброжелательности, стремлении помочь, в регуляции своего поведения в соответствии с нормами.

По мнению ученых межкультурный подход осуществляется «в определенной последовательности действий:

— ознакомление с содержанием базовых категорий

— объяснение их ценностного смысла

— представление образца поведения

— действие по образцу

— повторение образца

— выработка поведенческого стереотипа,

— возникновение потребности опираться на данный стереотип поведения в сходных ситуациях [2].

В образовательном процессе, ориентированном на формирование межкультурных ценностных ориентаций, педагогу следует опираться: на приоритет эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации ценностей и норм; на потребность в общении с представителями других культур.

В соответствии с этим можно выделить в структуре межкультурного подхода следующие компоненты:

— когнитивный компонент включает знания о содержании базовых понятий, ценностях и нормах поведения той или иной культуры, понимание их общественно-значимого смысла, представление о качествах личности, их сущности, осознание необходимости регулировать свое поведение в соответствии с нормами и руководствоваться ими в процессе общения и взаимодействия с другими людьми;

— эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении ценностей, проявляется в эмпатии;

— деятельностный компонент проявляется в способности регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными ценностями и нормами;

— рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвоение правил и норм как собственных эталонов поведения, перенос их в самостоятельную деятельность, проявляется в способности адекватно оценивать свои качества, собственные действия и поступки, сопоставляя их с нормами той или иной культуры как эталонами регуляции поведения.

Все четыре компонента взаимосвязаны и формируются в единстве. Так, более глубокое знание и понимание норм, их ценностного смысла, сущности качеств человека (когнитивный компонент) стимулирует развитие адекватного эмоционального отношения к определенной культуре, мотивации к овладению качествами, стремление проявить их в общении и взаимодействии с людьми другой культуры (эмоционально-мотивационный компонент) [3].

Таким образом, можно заключить, что межкультурный подход ценностные представляют собой интегральное образование, структуру которого образуют единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов.

Формирование ценностных ориентаций осуществляется в обучении в различных видах деятельности.

В образовательной практике получили широкое распространение дидактические игры, в которых уточняются представления школьников о различных культурах. Например, в игре «Мой иностранный друг» уточняются представления о другой стране, ее культуре и т.д. [2].

Еще один вид игр, в процессе которого происходит формирование когнитивного компонента межкультурного подхода – это дидактические (обучающие) игры.

Они имеют готовый игровой материал, план и правила, игровые действия и результаты, включают образовательные цели и задачи, они предназначены для получения конкретных результатов. В то же время в них, как и в любой игре, определенно присутствует развлекательный аспект.

В образовательной практике получили широкое распространение дидактические игры, в которых уточняются представления школьников о различных культурах. Например, в игре «Как надо здороваться в Англии» у детей уточняются представления о английской культуре, в игре «Традиции» ученики учатся видеть похожую культуру со своей.

Таких игр достаточно много, их картотека с описанием представляется в различных публикациях педагогов-практиков, в том числе, на личных сайтах воспитателей дошкольных организаций в интернете.

Таким образом, игровая деятельность содержит высокий педагогический потенциал для формирования межкультурных ценностных ориентаций у школьников.

Формирование у школьников межкультурных ценностных ориентаций происходит также при просмотре видеофильмов. Роль видеофильмов не менее значима, чем игр.

Благодаря фильмам школьники смогут увидеть особенности изучаемой культуры, их ценности, нормы и правила.

В образовательной работе, направленной на формирование ценностных ориентаций выделяют несколько последовательных и взаимосвязанных этапов.

На первом этапе основное внимание направлено на формирование когнитивного компонента ценностных ориентаций. На втором этапе акцентируется внимание на формировании эмоционально-мотивационного компонента нравственных ценностных ориентаций. Учитель подбирает, в первую очередь, технологии, в которых обозначен характер представителя какой либо культуры.

На третьем этапе интенсивно формируется деятельностный компонент ценностных ориентаций. На этом этапе широко применяются все виды технологий, в которых уточняется и закрепляется содержание межкультурного подхода.

На четвертом этапе внимание акцентируется на формирование рефлексивного компонента межкультурных представлений как способности объективно оценивать себя, свои возможности и свои поступки.

Следует отметить, что деление на этапы носит условный характер, задачи каждого этапа реализуются комплексно, т.е. предусматривают комплексное педагогическое воздействие на формирование когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов.

Последовательность этапов проявляется в том, что на каждом из них педагог акцентирует внимание на формировании определенного структурного компонента ценностных ориентаций межкультурного подхода.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

— особое внимание в процессе обучения учеников уделяется эмоционально-чувственной сфере;

— межкультурный подход также проявляются в эмпатии;

— межкультурный подход ценностные представляют собой интегральное образование, структуру которого образуют единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы