Статья на тему Использование межкультурного подхода в обучении учеников средней школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Использование межкультурного подхода в обучении учеников средней школы
Формирование межкультурного подхода в обучении учеников средней школы входит в перечень задач образовательной области ФГОС.
Межкультурный подход как аксиологический термин и предмет исследования появился в исследованиях отечественных ученых во второй половине XX века. Межкультурный подход ориентации рассматриваются как совокупность языка и культуры, определяющая направленность поведения.
Отечественные и зарубежные ученые определяют средний школьный возраст значимый период для становления у школьника и развития системы ценностных ориентаций, формирующейся, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
Особое внимание в процессе обучения учеников уделяется эмоционально-чувственной сфере. Эмоциональная реакция близкая ученику, проявляющаяся в коммуникации, помогает понять особенности той или иной культуры [1].
Посредством интериоризации эмоциональной оценки в сознании складываются представления об основных особенностях той или иной культуры.
Межкультурный подход также проявляются в эмпатии. В развитии эмпатииведущая роль принадлежит примерам эмоциональных реакций на различные ситуации, их образцам морального и альтруистического поведения, обеспечивающим эмоциональное заражение и соответствующую реакцию.
Ученые считают, что в процессе формирования межкультурной коммуникации и ценностных ориентаций происходит развитие мотивационной сферы, мотивов поведения, определяющих отношение ребенка к той или иной культуре. Мотивы поведения развиваются в тесной взаимосвязи с усвоением норм изучаемой культуры, правил поведения, понимания значении своих действий и поступков для других [3].
В основе направленности поведения находится иерархия мотивов, у школьников складывается система соподчинения мотивов, определенные мотивы становятся более важными (ведущими), чем другие.
Школьники в состоянии подчинить свои желания и выстроить линию поведения, руководствуясь нормами культуры. Постепенно, в процессе удовлетворения требований выстраивать свое поведение в соответствии с принятыми в определенном обществе нормами и правилами, происходит осознание их содержания, и создаются предпосылки интериоризации внешних требований во внутренние требования самого ученика.
Основная цель межкультурного подхода заключается в «пробуждении сознания, культивировании потребности руководствоваться в своем поведении новыми знаниями об изучаемой культуре.
Усвоение норм и ценностей какой-либо культуры происходит в близких и интересных, эмоционально-насыщенных видах деятельности: игровой, просмотре видеофильма, презентации, в процессе которых возможно пережить и осознать значение норм и ценностей [4].
Для всех межкультурных норм характерно закрепление социальных способов поведения, которые для школьников выражаются определенными формулами.
С развитием интеллектуальных способностей ученики овладевают более сложными категориями и при оценке качества абстрагируются от субъективного отношения, ориентируясь на обобщенные нормы.
Межкультурные ценностные ориентации проявляются, прежде всего, во внимательном отношении: общительности, доброжелательности, стремлении помочь, в регуляции своего поведения в соответствии с нормами.
По мнению ученых межкультурный подход осуществляется «в определенной последовательности действий:
— ознакомление с содержанием базовых категорий
— объяснение их ценностного смысла
— представление образца поведения
— действие по образцу
— повторение образца
— выработка поведенческого стереотипа,
— возникновение потребности опираться на данный стереотип поведения в сходных ситуациях [2].
В образовательном процессе, ориентированном на формирование межкультурных ценностных ориентаций, педагогу следует опираться: на приоритет эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации ценностей и норм; на потребность в общении с представителями других культур.
В соответствии с этим можно выделить в структуре межкультурного подхода следующие компоненты:
— когнитивный компонент включает знания о содержании базовых понятий, ценностях и нормах поведения той или иной культуры, понимание их общественно-значимого смысла, представление о качествах личности, их сущности, осознание необходимости регулировать свое поведение в соответствии с нормами и руководствоваться ими в процессе общения и взаимодействия с другими людьми;
— эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении ценностей, проявляется в эмпатии;
— деятельностный компонент проявляется в способности регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными ценностями и нормами;
— рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвоение правил и норм как собственных эталонов поведения, перенос их в самостоятельную деятельность, проявляется в способности адекватно оценивать свои качества, собственные действия и поступки, сопоставляя их с нормами той или иной культуры как эталонами регуляции поведения.
Все четыре компонента взаимосвязаны и формируются в единстве. Так, более глубокое знание и понимание норм, их ценностного смысла, сущности качеств человека (когнитивный компонент) стимулирует развитие адекватного эмоционального отношения к определенной культуре, мотивации к овладению качествами, стремление проявить их в общении и взаимодействии с людьми другой культуры (эмоционально-мотивационный компонент) [3].
Таким образом, можно заключить, что межкультурный подход ценностные представляют собой интегральное образование, структуру которого образуют единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов.
Формирование ценностных ориентаций осуществляется в обучении в различных видах деятельности.
В образовательной практике получили широкое распространение дидактические игры, в которых уточняются представления школьников о различных культурах. Например, в игре «Мой иностранный друг» уточняются представления о другой стране, ее культуре и т.д. [2].
Еще один вид игр, в процессе которого происходит формирование когнитивного компонента межкультурного подхода – это дидактические (обучающие) игры.
Они имеют готовый игровой материал, план и правила, игровые действия и результаты, включают образовательные цели и задачи, они предназначены для получения конкретных результатов. В то же время в них, как и в любой игре, определенно присутствует развлекательный аспект.
В образовательной практике получили широкое распространение дидактические игры, в которых уточняются представления школьников о различных культурах. Например, в игре «Как надо здороваться в Англии» у детей уточняются представления о английской культуре, в игре «Традиции» ученики учатся видеть похожую культуру со своей.
Таких игр достаточно много, их картотека с описанием представляется в различных публикациях педагогов-практиков, в том числе, на личных сайтах воспитателей дошкольных организаций в интернете.
Таким образом, игровая деятельность содержит высокий педагогический потенциал для формирования межкультурных ценностных ориентаций у школьников.
Формирование у школьников межкультурных ценностных ориентаций происходит также при просмотре видеофильмов. Роль видеофильмов не менее значима, чем игр.
Благодаря фильмам школьники смогут увидеть особенности изучаемой культуры, их ценности, нормы и правила.
В образовательной работе, направленной на формирование ценностных ориентаций выделяют несколько последовательных и взаимосвязанных этапов.
На первом этапе основное внимание направлено на формирование когнитивного компонента ценностных ориентаций. На втором этапе акцентируется внимание на формировании эмоционально-мотивационного компонента нравственных ценностных ориентаций. Учитель подбирает, в первую очередь, технологии, в которых обозначен характер представителя какой либо культуры.
На третьем этапе интенсивно формируется деятельностный компонент ценностных ориентаций. На этом этапе широко применяются все виды технологий, в которых уточняется и закрепляется содержание межкультурного подхода.
На четвертом этапе внимание акцентируется на формирование рефлексивного компонента межкультурных представлений как способности объективно оценивать себя, свои возможности и свои поступки.
Следует отметить, что деление на этапы носит условный характер, задачи каждого этапа реализуются комплексно, т.е. предусматривают комплексное педагогическое воздействие на формирование когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов.
Последовательность этапов проявляется в том, что на каждом из них педагог акцентирует внимание на формировании определенного структурного компонента ценностных ориентаций межкультурного подхода.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— особое внимание в процессе обучения учеников уделяется эмоционально-чувственной сфере;
— межкультурный подход также проявляются в эмпатии;
— межкультурный подход ценностные представляют собой интегральное образование, структуру которого образуют единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов.