Статья на тему Использование квест-технологии, как средства развития творческих способностей в процессе обучения иностранному языку на уровне основного общего образования (французский язык)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Развитие современной педагогической науки, а в ее рамках и методики преподавания иностранных языков, привело к расширению и модификации многих педагогических процессов, способов и приемов. Установка Федерального государственного образовательного стандарта ООО в статье 7 ставит перед системой образования задачи «разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся» [4, с. 6]., т.е. акцент в образовательном процессе должен ставится на развитие социально-значимых личностных качеств обучающегося, а также его познавательной деятельности.
Необходимость развивать личностные качества обучающихся, таких как творческие способности, вызвать интерес к изучаемым предметам привела теоретиков и практиков методики преподавания иностранных языков к разработке современных педагогических технологий, среди которых важное место занимают квест технологии.
Цель нашего исследования состоит в разработке квест технологии и определении эффективности ее применения на уроке французского языка в средней школе. Достижение данной цели предусматривает решение ряда задач, среди которых определение понятия «квест технология» и ее значимости при развитии творческих способностей обучающихся, изучение дидактико-технологических основ квест технологий, выработка методических рекомендаций к применению квест технологий и определение эффективности их использования при изучении французского языка.
Прежде всего, следует рассмотреть особенности творческих способностей, которые Б.М. Тепловым определяются как «определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу новых знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения» [3, с. 16]. Как видим творческие способности зависят во многом от личностных характеристик человека, которые могут развиваться в процессе образования. Кроме этого, учитывая возрастные особенности учащихся средней школы, которые основаны на развитии самосознания, «не самими возрастными закономерностями, а изменением типа сознательной деятельности, которая в условиях средней школы превращается в деятельность ответственную, на основе сознательной дисциплины» [1, с. 122]. Вот почему педагоги предлагают поощрять самостоятельность учащихся данной возрастной категории при реализации учебной и познавательной деятельности.
Квест как нельзя лучше способствует реализации указанных выше психологических и педагогических принципов процесса обучения. Квест относится к интерактивным формам обучения. Само слово квест заимствовано из английского языка и обозначает «поиск». С позиций методики преподавания иностранных языков, квест представляет собой игровую ситуацию, так называемый «сюжет – маршрутный лист с картой и нанесенными на ней точками и заданиями. Учащиеся по группам проходят весь маршрут, выполняя эти задания. Все элементы образовательного квеста подчинены общей учебной задаче» [2, с. 137]. Технология квеста носит универсальный характер и может быть использована в целях развития самостоятельной познавательной деятельности, основанной на применении творческих способностей. Данная технология позволяет, как пополнить знания учащихся, так и систематизировать уже имеющиеся.
Основные принципы, на которые опирается технология квестов, заключаются в следующем:
— ориентированность на развитие критического мышления;
— организация активной познавательной деятельности обучающихся с опорой на их личный опыт;
— учет индивидуальных образовательных потребностей и способностей обучающихся;
— содействие созданию ситуации успеха, как субъективного проживания человеком своих личностных достижений в контексте индивидуального [6, с. 106].
Особенности составления и проведения квестов обусловливают их различные классификации. По предметному содержанию можно выделить моноквест, который включает только один учебный предмет, и межпредметный квест, который охватывает несколько учебных предметов.
В зависимости от формы работы выделяются групповые и индивидуальные квесты. Индивидуальные квесты опираются на принципы личностно-ориентированного подхода, которые с одной стороны учитывают личностные особенности обучающегося, а с другой ориентируются на формирование определенных личностных качеств, таких как самостоятельность и критическое мышление. Групповые квесты ориентированы в основном на развитие умений работать и взаимодействовать в команде. Одной из форм квеста является веб-квест, который рассматривается как «проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета» [5, с. 174].
В практической части нашего исследования мы составили и провели квест на уроке французского языка в 8-ом классе и выработали рекомендации по его реализации. Во-первых, учитель должен подготовить необходимые материалы для проведения квеста. Это могут быть карточки с заданиями, картинки с тематическими изображениями, карты, аудио записи и т.д. Далее, учитель дает учащимся подготовительные задания, которые выполняются ими самостоятельно. Так, в нашем примере, ученики 8-го класса должны найти в интернете дополнительную информацию о некоторых памятниках Парижа, учитель предварительно обозначает детали поиска.
Затем при выполнении квеста на уроке, учитель объясняет задачи, которые стоят перед учениками, и раздает карточки: Donc, imaginez-vous que notre classe c’est Paris. Et vous allez voir cinq lieux célèbres de Paris. Mais d’abord il faut se diviser en deux équipes.
Alors choisissez le capitaine et le nom de l’équipe.
Je vous explique les règles: каждая команда выполняет задания и та, которая выполнит все задания быстрее получает 5 баллов, вторая получает 4 балла, за каждое правильно выполненное задание вы получаете 2 балла, за каждую ошибку минус 1 балл. Команда победитель набравшая большее количество баллов получит приз.
Во время выполнения квеста учитель дает учащимся возможность самостоятельно выполнить задания квеста, старается косвенно направлять деятельность обучающихся. Основой квеста, который мы разработали, стал принцип задач. Перед учащимися ставятся задачи, которые они должны решать последовательно. В конце занятия учитель обсуждает с учениками результаты квеста.
В процессе исследования нами был проведен эксперимент, цель которого состояла в определении эффективности применения квест технологии при изучении французского языка. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный (см. Рис.1). Констатирующий этап был проведен до применения квеста на уроке французского языка. Основные аспекты, которые рассматривались на данном этапе, были знание предмета, самостоятельность и творческая активность. Учащиеся получили задания, выполнение которых оценивалось по пятибалльной шкале. Следующий этап состоял в подготовке и проведении самого квеста на уроке французского языка. После проведения квеста был выполнен завершающий контрольный этап. схожий с констатирующим этапом.