Статья на тему Использование кинезилогических упражнений при реализации нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений (Нейропсихологический подход в коррекционной работе со старшими дошкольниками с недоразвитием речи)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Аннотация: В сообщении представлено описание
использования кинезиологических упражнений для коррекции речевых нарушений на
основании применения нейропсихологического подхода. Подтверждена
целесообразность реализации данного подхода с детьми, имеющими недоразвитие
речи. Предложено описание применения программы биоэнергопластики.
Ключевые слова: Нейропсихологический подход, кинезиологические
упражнения, коррекция речевых нарушений, старший дошкольный возраст,
недоразвитие речи.
Annotation:
The article describes the use of kinesiological
exercises for the correction of speech disorders based on the use of a
neuropsychological approach. The expediency of implementing this approach is
scientifically confirmed. A description of the application of the
bioenergoplasty program is proposed.
Keywords:
Neuropsychological approach, kinesiological exercises, speech disorders
correction, preschool age, speech underdevelopment.
Нарушение
речевого развития — одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в
формировании у ребенка высшей психической деятельности, представляющее один из
видов психического дизонтогенеза. Взаимосвязь речевого и психического развития ребенка
объясняет наличие смешанных нарушений психоречевого развития, которые могут
выступать и изолированно. Для каждого возраста приоритетны свои речевые
расстройства, хотя их строгой возрастной отнесенности не существует (Корсакова,
Микадзе, Балашова, 2017).
Своевременное
развитие таких функций, как контроль, программирование, анализ и обработка
информации, полученной сенсорикой организма, а также речевых навыков, позволит
избежать негативных последствий и слабых результатов дальнейшего обучения в
школе. Отсутствие корректирующего вмешательства приведет к дезадаптации в
обществе школьника младших классов, которая будет сопровождаться низкими
показателями успеваемости, заторможенностью реакции, нарушением навыков
коммуникации с другими сверстниками, а также нарушит соотношение социальных
норм и правил с собственными желаниями и потребностями обучающегося.
Для
более точной диагностики причин возникновения речевых нарушений или же общего
недоразвития речи (далее ОНР), уместно использование современных
нейропсихологических технологий, так как данный аспект диагностики позволяет
выяснить, какие части мозга функционально слабы, что позволит определить
дальнейшее направление коррекции речевых нарушений. В ходе
нейропсихологического обследования анализируется состояние кинестетического,
пространственного, динамического и орального праксиса,
сомато-пространственного, акустического и зрительного гнозиса, слухоречевой
памяти, внимания, мышления. Также рассматриваются графические навыки,
сформированность процессов чтения и письма, счётных операций.
Наиболее
прогностически ценным в детской нейропсихологической диагностике является
качественный анализ не отдельных психических процессов, а базисных «сквозных»
механизмов высших психических функций (Сиротюк, 2002), без которых невозможно
как развитие отдельных функций, так и выстраивание их взаимосвязей. Почти у
всех детей с ОНР при проведении аппаратной диагностики наблюдается
недостаточность функционирования стволово-подкорковых структур и правого
полушария мозга.
Также
общим диагностическим показателем для детей, страдающих недоразвитием речи,
являются нарушения произвольной регуляции движений (Микадзе, 2008). Учитывая эту
закономерность, коррекционную работу следует начинать с воздействия именно на
эти зоны мозга, что позволит сделать акцент на непроизвольные виды деятельности
— игру, движение.
В
современных условиях практикующими логопедами используются мультидисциплинарные
модели коррекционно-педагогической работы с детьми с различными нарушениями
речевой функции. Примером такой модели, сочетающей в себе традиционно
логопедические и нейропсихологические техники, является программа биоэнергопластики
(Бушлякова, 2011).
Биоэнергопластика
— это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями пальцев и
кистей рук. Как указывал А.Н. Гвоздев, «совместные движения руки и
артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение
биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на
активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений
и мелкую моторику» (Гвоздев, 2005). Коррекционная работа с применением метода биоэнергопластики
повышает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед
использует различных игровых персонажей, перчатки, счёт, музыкальное
сопровождение, стихи, презентационные материалы. Биоэнергопластика носит
характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и активизирует
естественное распределение биоэнергии в организме ребенка, стимулирует интеллектуальную
деятельность, развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
развивает артикуляционный аппарат.
Элементы
биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами
кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики,
поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные
структурные изменения в организме (Бушлякова, 2011).