Статья на тему Институт обращений в административном праве.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ЗАЩИТА ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ В ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Право на обращение в органы
государственной и местной власти, закрепленное в статье 33 Конституции
Российской Федерации [1],
занимает основополагающее место в системе основных прав и свобод человека.
Обращение в органы власти
подразумевает действия гражданина в установленном порядке (письменном, устном),
в результате чего создается информационный повод и инициируется действие
государственного механизма, в обязанности которого входит обеспечение и защита
конституционных прав и свобод гражданина.
Поскольку обращения граждан
служат своеобразным каналом влияния на власть, в этом и заключается их
коммуникационная функция. Наиболее важной функцией и обязанностью государственной
(муниципальной) власти является рассмотрение полученных заявлений.
Поданное в установленном порядке обращение гражданина
требует обязательного официального ответа. С этой целью создаются специальные
органы с широким спектром полномочий, которые отвечают интересам индивида или
имеют возможность влиять на другие организации, чтобы так или иначе решать
вопрос, поднятый обращением.
Рассмотрение заявлений и иных обращений граждан осуществляется
в бесплатном порядке.
Если обращение гражданина к органу публичной власти или
конкретному должностному лицу является необоснованным и мотивировано не
намерением выполнять свой гражданский долг или защищать права и интересы,
охраняемые законом, а исключительно намерением нанести вред другому лицу, такое
обращение представляет собой злоупотребление правом (Определение
Конституционного Суда РФ от 20.02.2014 № 382-О [7]).
Основным законом, регулирующим обращения граждан к
государственным и местным органам власти на федеральном уровне, является Федеральный
закон от 2 мая 2006 г. № 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации» [4].
Этот закон включает информацию о возникающих правоотношениях, связанных с
реализацией гражданами РФ отведенного им права обращаться в государственные
органы, в том числе в органы местного самоуправления на территории РФ. Кроме
того, закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными
органами, органами местного самоуправления, в том числе должностными лицами. Установленный
законом порядок рассмотрения обращений граждан применяется ко всем обращениям.
Но кроме того, существуют исключения для рассмотрения обращений граждан, связанные
с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, и законодатель
упоминает об этом в этом законе [17].
Принятия Федерального закона № 59 — ФЗ имеет большое
правовое и политическое значение для общества в целом, этот серьезный шаг
послужил укреплению правовых основ российского государства.
Объясняется это тем, что в обращениях нередко ставятся
вопросы, связанные не только с законными правами и личными интересами авторов
обращений, но и с интересами других граждан, а также целых коллективов.
Однако нормативный документ не содержит подробного
определения понятия «обращение с гражданами» и не раскрывает социальную суть
этого определения. Важным в этом смысле является мнение об Институте обращений
граждан к властям, которое дает Д.Р. Родина: «сущность Института обращений к
власти является сложной и выражается в том, что граждане, на их основе, имеют
право участвовать в управлении делами государства, осуществления и защиты их прав,
свобод и законных интересов, использовать в качестве канала обратной связи с государством,
его органами и организациями, а также для взаимного общения и условно другие
конституционные права, как способ их достижения» [15].
При этом право обжалования для всех без исключения граждан к властям
принадлежит от рождения и является неотъемлемым, то есть ни при каких обстоятельствах
гражданин этого права не может быть лишен, кроме ограничений, определенных
законом. Он может осуществлять свое право лично, а также через своего
уполномоченного представителя, что гарантирует и закрепляет Конституция
Российской Федерации. Вместе с этим Н. Савосина отмечает: «право граждан на обжалование,
которое они направляли в государственные органы и органы местного
самоуправления, соответствует обязанности этих органов в установленном законом
порядке и сроках рассматривать апелляции и принимать по ним обоснованное и
законное решение» [16].
В настоящее время действующим законодательством устанавливаются
гарантии безопасности гражданина, которые возникают при обращении его в государственный
орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу. Они установлены
федеральным законом № 59 — ФЗ, а также Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №
152 — ФЗ «О персональных данных» [5].
В свою очередь, у гражданина, обратившегося к властям, формируются обязанности
по отношению к властям. Эти обязанности включают, во-первых, запрет на
злоупотребление возможностями института обращения, включая обращения, которые
не должны содержать оскорбительных выражений, личной неприязни и физических
угроз адресату обращения.
Важное место в обеспечении соблюдения и реализации права
граждан на обращение занимает закрепленное в ст. 46 Конституции Российской Федерации
право на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия)
органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц.
Судебный порядок обжалования с 15 сентября 2015 г.
регулируется главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
[2]
(далее — КАС РФ). В настоящей главе предусматривается, что каждый гражданин
может обратиться в суд с иском об оспаривании решений, действий (бездействия)
государственного органа, если он считает, что его права, свободы и законные
интересы были нарушены или поставлены под сомнение, созданы препятствия для
осуществления его прав, свобод и законных интересов или на него возлагается
незаконная ответственность.
В ч. 8 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного
дела, в котором оспаривается решение, действие (бездействие) органа,
организации или лица, обладающего публичными или другими публичными
полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в
оспариваемой стороне и в отношении лица, являющегося административным истцом,
или лиц, чьи права, свободы и законные интересы были предметом соответствующего
административного иска. При проверке законности таких решений, действий
(бездействия) суд не обязан руководствоваться основаниями и доводами,
содержащимися в административном иске о признании незаконным решения, действия
(бездействия) органа, организации или лица, обладающего публичными или другими
публичными полномочиями, и полностью разъясняет обстоятельства, указанные в часах
9 и 10 настоящей статьи.
Следует учитывать, что кодифицированное законодательство
регламентирует процедуры обжалования избирательно, применительно к существу
данного публичного отношения, устанавливая одновременно административные и
судебные процедуры обжалования, реализуемые исключительно в соответствии с
предписаниями конкретного кодифицированного акта, нормы Федерального закона «О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в этих случаях не
применяются.
Помимо кодифицированного законодательства