Педагогика Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Инновационные способы формирования мотивационной готовности при подготовки дошкольника старшей группы к обучению в школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

В статье изучается определение понятия «подготовка дошкольника к обучению в школе». Также в статье произведен анализ основных инновационных способов формирования готовности обучения в школе. Целью данной статьи является изучение инновациооных способов формирования мотивационной готовности при подготовке дошкольника старшей группы к обучению в школе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Изменения, происходящие в образовательном пространстве, по-новому ставят вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеном. Обеспечение физической, умственной и психической «школьной зрелости» ребенка дошкольного возраста является главной задачей деятельности дошкольных учебных заведений. Дифференциация образовательных систем требует новых требований относительно содержания готовности шестилетних детей к обучению в школе. Иными словами, современная система национального образования нуждается в обновлении соответствующих управленческих, научно-методических и организационных решений на основе непрерывности. Выделяются три доминанты этого процесса:

• осуществление его в контексте личностно-ориентированной парадигмы,

• направленность на выполнение государственных стандартов;

• обеспечение преемственности между звеньями системы образования, в том числе между дошкольным и школьным ее составляющими.

Понятие «готовность к школьному обучению» впервые был предложен А. Леонтьевым. Автор связывал его с развитием у детей способности управлять своим поведением. В свою очередь Л. Божович, рассматривая особенности психического развития ребенка, который начинает школьное обучение, отмечала важность наличия, необходимость сформированности такого новообразования, как «внутренняя позиция школьника». Более того, по ее мнению, этот показатель является основным критерием готовности ребенка к школе, что облегчает его обучение. Важным элементом в структуре готовности ребенка к школе Л. Божович считала достаточный уровень развития мотивационной сферы дошкольника, мотивов, побуждающих к учебной деятельности. Речь идет про познавательные интересы школьника, потребности в интеллектуальной активности, в овладении умениями, знаниями и навыками, а также мотивы, связанные с «потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».

Результаты исследований показывают, что с приходом ребенка в школу начинается важный этап в его жизни. Возникает новая социальная позиция личности — ученик, которую он реализует непосредственным участником одной из форм значимой деятельности — учебной. К ребенку в этот период выдвигаются новые требования, появляются новые обязанности и товарищи, меняются отношения со взрослыми, которые также требуют определенных моральных усилий и опыта. Но для развития ребенка дошкольный возраст имеет самодостаточное значение, и его нельзя рассматривать только как этап подготовки к школе, ограничиваясь обучением малыша чтению и счета.

Феномен готовности ребенка к школьному обучению требует своего дальнейшего исследования. В частности, ознакомление с литературой по проблеме показывает, что, несмотря на различия в подходах к пониманию готовности ребенка к обучению в первом классе, остаются неизменными те компоненты, по которым можно оценить уровень развития его психологических качеств, которые определяет сама школа.

Мотивационная готовность также очень важна, хотя часто кажется второстепенным фактором. Но представьте себе, как учить ребенка, который абсолютно этого не хочет? Или, не имея представления о реальной школе, ребенок думает, что это что-то вроде развлекательного центра. Тогда он будет сильно разочарован.

На собеседовании дети часто говорят, что хотят в школу, чтобы учиться. Как правило, они просто повторяют слова взрослых. Нормально, если первое время ребенок идет в школу за приятными эмоциями, общением, а именно познавательный интерес проявляется у ребенка впоследствии правильно организованного процесса обучения.

Что могут сделать родители для помощи ребенку:

• Родители должны показать ребенку, что такое школа: смотреть фильмы, сходить в школу, в которой учились сами родители, но оптимально — прогуляться с ребенком к школе, в которой он будет учиться.

• Нужно стараться избегать собственных негативных отзывов о школе, современной системе образования и т.п. Необходимо позволить ребенку сформировать собственное отношение.

Важным в контексте процесса перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту является психологическая перестройка личности ребенка, то есть сформированность готовности к принятию положения школьника. По данным ученых, неготовность к статусу школьника является одной из причин дальнейшей неуспеваемости ребенка в обучении. Как отмечает Е. Сапогова, «одна из причин отставания в младших классах — совпадение момента достаточных предпосылок к обучению и момента фактического прихода в школу, объективная неготовность к обучению».

Как показывает практика, дети шести лет похожи на семилетних детей только снаружи. Высокая информированность дошкольника не обеспечивает автоматически развитие эмоциональной, волевой и социальной сфер его личности. При этом, как известно, около 60% детей, которые приходят в школу, имеют психоматические нарушения. Растет число детей с психоневрологическими заболеваниями и болезнями органов чувств, значительное количество детей первых классов составляет «группу риска» и требует внимания школьного психолога. Это требует исключительно взвешенного подхода к определению готовности ребенка к обучению в условиях общеобразовательной школы.

Интересным в этом плане является мнение, что суть переходного периода от дошкольного к младшему школьному возрасту в контексте теории деятельности и критических возрастных этапов состоит в так называемых «диалектических скачках в развитии» ребенка. Такой скачок предусматривает:

• наличие интереса к школьному содержанию занятий;

• ориентацию на школьные формы обучения;

• признание авторитета учителя.

Леонтьев подчеркивал, что «кризисы не являются спутниками психического развития. Необходимы не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Кризис — свидетельство перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом».

Итак, психическая готовность ребенка к систематическому обучению является первоочередным условием устранения проблем в школе. При этом даже хорошая успеваемость ребенка при недостаточной психической готовности достигается, как правило, очень дорогой ценой, чрезвычайным напряжением, которое приводит к утомлению и истощению, а в результате — к разного рода расстройствам, чаще всего — нервно-психической сферы. Таким ученикам необходим особый режим, усиленное внимание со стороны родителей и педагогов.

Важно обеспечить поступательное развитие новообразований, которые появляются в конце шестого года жизни ребенка (воображение, децентрация мышление, произвольное поведение, объективная самооценка). Это главное условие перехода к овладению новой ведущей деятельностью — учебной. Поэтому нельзя не согласиться с мнением о том, что подготовка детей к школе следует рассматривать через призму формирования предпосылок обучения, которые способствуют профилактике негативных проявлений кризиса семи лет.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы