Статья на тему Гендерное воспитание ребенка в неполной семье
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели кразрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения, результатом чего стало смешение половых ролей, феминизация мужчин и омужествление женщин. Гендерное воспитание — это воспитание ребенка в соответствие с принятыми в том или ином обществе представлениями о роли мужчины и женщины [1, c. 78].
В семейном воспитании детей без одного родителя могут быть выделены три типа отношений:
1) мать (отец) никогда не упоминает об отсутствующем родителе и строит воспитание так, как будто его никогда и не было;
2) мать (отец) пытается обесценить отсутствующего родителя и убедить ребенка, что он плохой человек, из-за которого семья стала неполной;
3) мать (отец) формирует у ребенка представление об отсутствующем родителе как обычном человеке, со своими достоинствами и недостатками.
Очевидно, что именно последний тип отношений является единственно разумным, но, к сожалению, не самым распространенным. Особенностью воспитания в неполной семье является необходимость совмещать одному родителю мужскую, отцовскую (маскулинную, инструментальную) и женскую, материнскую (феминную, эмоциональную) роли [3, c. 55].
Правильное гендерное воспитание детей позволит понять мальчикам и девочкам, что их различия заключаются не только во внешних факторах, но и в структуре поведения. Задача родителей и воспитателей научить ребенка ассоциировать себя с конкретным полом. С гендерным воспитанием к детям приходит:
— понимание о принадлежности к тому или иному полу;
— чувство терпения к противоположному полу;
— знание о поведении, принадлежащего пола, и желание следовать им [7, c. 34].
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста во многом упростит взрослую жизнь, оградит от поступков, из-за которых ребенок может стать насмешкой для остальных.
В возрасте двух лет дети начинают понимать к какому они принадлежат полу, стараются вести себя соответственно, даже могут различать девочку от мальчика (в основном по одежде, прическе). Чуть постарше малыш понимает, что мальчики вырастают мужчинами, девочки — женщинами.
Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях приводит к целому ряду негативных последствий. Отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчика, чем девочки [4, c. 155].
Для мальчиков воспитание в семье без отца, как правило, связано с отсутствием возможности найти импонирующий мужской пример, удовлетворить спортивные и другие интересы. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении.
Для девочек отсутствие в семье отца также создает ряд сложностей, в частности, отсутствие возможности создать адекватное представление о своем будущем партнере.
Для подростков, воспитывающихся в неполных семьях, часто характерно испытывать эмоциональное отчуждение от родителя-мужчины и формировать симбиотическую связь со своей матерью. Мальчики-подростки из неполных семей растут в условиях отсутствия модели, которая могла бы помочь в формировании их социальной идентичности. И девочки из таких семей не чувствуют ограничивающего и сдерживающего влияния фигуры отца. В неполных семьях гендерная социализация проходит по пути приобретения и принятия подростками традиционных мужских и женских ролей. В современном мире это не может рассматриваться как адаптируемая стратегия и часто становится источником внутри- и межличностных ролевых конфликтов, недовольства собой, проблем в области самоактуализации и самореализации. Мы также обнаружили, что как мальчики, так и девочки из неполных семей имеют неадекватные и противоречивые представления о женской роли, а также общие и расплывчатые представления о мужских качествах [8, c. 44].
Мальчики из неполных семей демонстрируют более низкий уровень эмоционального самоотношения: они оценивают собственный уровень развития качеств, характерных для традиционного представления об идеальном мужчине, как низкий. Что касается девочек, растущих в подобных семьях, то, если мы рассмотрим их декларирование собственной женственности, мы можем предположить существование внутриличностного ролевого конфликта, поскольку в их самооценке традиционно мужские и нейтральные характеристики выходят на первый план, когда женские черты отрицаются. Дисфункциональные детско-родительские отношения в неполной семье приводят к нарушению процесса формирования гендерной идентичности мальчика-подростка, а также к его инфантилизации, феминизации и формированию неадаптивных представлений о супружеских отношениях. Позитивная идентичность девочек-подростков в неполных семьях основана на сочетании мужских и женских качеств, и вовлеченность отца в отношения со своей дочерью, а также эмоциональная интенсивность этих отношений являются важной предпосылкой конструктивной гендерной социализации. Выстраивая свою идентичность, девочки-подростки из неполных семей ищут одобрения общества и стремятся к эмансипации от своих родителей. Позитивные отношения матери и дочери в неполной семье становятся предпосылкой принятия девочкой-подростком своей собственной женственности [5].
Нет никаких сомнений в том, что дисфункциональные отношения между родителями и детьми могут иметь место и в супружеской семье. Симбиотическая связь мальчика с матерью, низкий авторитет отца и эмоционально плохие отношения с ним могут выступать в качестве факторов, провоцирующих нарушение процесса гендерной социализации. Тем не менее, мальчики-подростки, воспитывающиеся в семьях с двумя родителями, могут характеризоваться такими чертами, как: полные и типичные для пола представления о себе, структурированность и ясность образа идеальной женщины, а также ярко выраженная тенденция к построению собственной уникальной идентичности (чего мальчики из неполных семей не демонстрируют). Таким образом, для формирования гармоничной, адаптируемой и функциональной гендерной идентичности подросткам необходимы тесные и эмоционально насыщенные отношения как с матерями, так и с отцами. Тем не менее, взросление в семье с одним родителем не обязательно приводит к разрушительным последствиям для личности ребенка, и дисфункциональные отношения часто можно встретить и в семье с двумя родителями. Необходимо провести более детальное изучение функций семьи в гендерной социализации и специфики неполной семьи как института [2, c. 132].
Мальчики из неполных семей демонстрируют более низкий уровень эмоционального самоотношения. Что касается девочек, растущих в подобных семьях, то, если рассмотреть их заявление о собственной женственности, можно предположить существование внутриличностного ролевого конфликта, поскольку в их самооценке традиционно мужские и нейтральные характеристики выходят на первый план, когда женские черты отрицаются. Гендерная социализация в неполных семьях идет по пути приобретения и принятия подростками традиционных мужских и женских ролей. В современном мире это не может рассматриваться как адаптируемая стратегия и часто становится источником внутри- и межличностных ролевых конфликтов, недовольства собой, проблем в области самоактуализации и самореализации.
Гендерный подход в семейном воспитании должен быть слаженным и гармоничным. Взаимоотношения между родителями очень влияют на гендерное воспитание. Главное для родителей быть достойным примером, показывать свою любовь, заботу, уважение, доверительные отношения. Под таким влиянием большая вероятность того, что Ваш ребенок создаст счастливые отношения в будущем.
В современном мире границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более грубыми, агрессивными. Мужчины стеснительными и трусливыми. Такое поведение берет начало с особенностей гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста [6, c. 98].