Статья на тему Функции психолого-педагогической компетентности в профессиональной деятельности офицера
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Прежде чем
говорить о функциях психолого-педагогической компетентности офицера, на наш
взгляд, необходимо дать определение «профессиональной деятельности»,
«профессионализма» кадрового военного. Основы системы понятий о
деятельности были заложены в трудах советских психологов Л.С. Выготского, Б.Г.
Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, и др. Психологическая теория деятельности
начала развиваться в отечественной науке в 20х годах прошлого века. В ее основу
были положены работы Л.С.Выготского и А.Р.Лурия. В зарубежной психологии в это
время активно развиваются такие направления, как бихевиоризм, психоанализ,
гештальтпсихология. Наибольшее развитие теория
деятельности получила в трудах А.Н.Леонтьева (1903—1979),
в частности в его книге «Деятельность. Сознание. Личность». Основной тезис
теории А.Н. Леонтьва возможно сформулировать так: внутренняя психическая
деятельность появляется в результате интериоризации (от фр. intériorisation — переход извне
внутрь, от лат. interior — внутренний) внешней деятельности и имеет
принципиально такое же строение. Деятельность в данной теории
рассматривается как форма активности индивида. Активность побуждается потребностями, которые
опредмечиваясь трансформируются в мотив, то ради чего совершается деятельность.
Деятельность
реализуется через набор действий, при этом деятельность никогда не равна этому
набору. Исходя из этих теоретических основ,
под профессиональной деятельностью понимают деятельность личности, направленную
на достижение общественно значимых целей, выполнение определенной социальной
функции, отражающей структуру данной личности. Коваленко Ю.В. полагает, что профессионализм офицера имеет
следующие составляющие: — духовно-нравственное совершенство; — офицерский менталитет; — военно-профессиональную
подготовленность; — психолого-педагогическую
компетентность [1]. Под духовно-нравственным
совершенством понимают сформированность системы нравственно-этических ценностей
личности на основе гуманистических образцов мировой культуры, учитывающей
общечеловеческие, национальные, профессиональные и личностно-ориентированные
идеалы. Офицерский менталитет
проявляется в стремлении к активному саморазвитию, самоактуализации в
профессиональной деятельности, в творческом подходе к реализуемой функции,
инициативном общении с коллегами, формировании собственного стиля деятельности
руководителя-лидера, высококомпетентного профессионала [2]. Обладать
военно-профессиональной компетентностью значит иметь совокупность профессиональных
качеств, методов и способов решения производственных задач, мотивационную готовность
к эффективной служебно-боевой деятельности, с использованием знаний, умений, навыков,
полученных в процессе образования и самообразования, формирующих систему
ключевых компетентностей. Психолого-педагогическая
компетентность военных профессионалов складывается из базовых (общих) и
специальных (профессиональных) компетентностей, формирующихся и развивающихся в
процессе обучения, самообразования и практической деятельности [3].
В целом, профессиональная компетентность офицера,
это способность, умение его и вверенного ему подразделения к выполнению боевых
задач, несению воинской службы.
О проблемах
военной педагогики писали таких видные деятели науки, как А.В. Барабанщиков, А.М.Седов, Н.С.
Кравчун, И.В. Биочинский, И.А. Алехин и др.
Психологической
компетентность посвящены исследования отечественных и зарубежных психологов
последних лет (А.А. Бодалев, А.В Брушлинский, А.А. Деркач, М.И. Лукьянова, А.К.
Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Т.Н. Щербакова, Дж. Равен. К. Рубин и
др).
Рассмотрим
понятие психолого-педагогическая компетентность. В энциклопедическом словаре
«Психология общения», под общей редакцией А.А. Бодалева, психологическую
компетентность обозначают, как
совокупность психологических знаний, умений и комплекс
социально-психологических характеристик личности, это интегральное
профессионально-личностное образование, позволяющее человеку психологически
конструктивно решать задачи профессионального и личного опыта [4]. В
современной педагогической науке под психолого-педагогической компетентностью
чаще всего понимают адекватное, пропорциональное сочетание профессиональных и
личностных качеств педагога, позволяющих достигать высоких результатов в
обучение, воспитании, руководстве коллективом. Необходимо отметить, что
психолого-педагогическая компетентность является основополагающей в структуре
профессиональной деятельности офицера.
Н.В.
Кузьмина, анализируя психолого-педагогическую компетентность, разделила ее на несколько взаимосвязанных видов
компетентностей. К этим видам компетентностей относят:
–
социально-перцептивную компетентность (это восприятие, понимание и оценка
личностью социума и своего места в нем) [5];
–
социально-психологическую компетентность (способности личности, позволяющие ей
эффективно взаимодействовать с окружающим социальным миром);
–
аутопсихологическую компетентность (способность к самооценке, саморазвитию,
самоактуализации);
–
психолого-педагогическую компетентность (система знаний и навыков по педагогике
и психологии);
–
коммуникативную компетентность (владение навыками вербального и невербального
взаимодействия) [6].
А.С. Дружилов, исследуя психолого-педагогическую компетентность,
выделяет следующие компоненты:
— мотивационно-волевой, то есть
психологическая готовность эффективно осуществлять деятельность;
— функциональный, то есть владение
необходимыми знаниями, умениями и навыками;
— коммуникативный, то есть умение
взаимодействовать с другими участниками деятельности;
— рефлексивный, способность к
планированию, контролю, оценке своих действий.