Обж (педагогика) Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Формирование у обучающихся практических умений по ОБЖ.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Формирование у обучающихся практических умений по ОБЖ

На современном этапе развития
общества наблюдаются серьезные кризисные тенденции, которые требуют от людей
радикальных изменений по отношению к собственной жизнедеятельности. Иначе,
негативные изменения и преобразования окружающей среды могут привести к
социальным и экологическим катастрофам.

Население, пытаясь реализовать
права и свободы личности, забывает о собственной безопасности и безопасности
окружающих, нивелируя действие создаваемого веками механизма самосохранения, в
основу которого положено присутствие у человека объективного понимания основ
безопасной жизнедеятельности. Следовательно, проблемы безопасности возникают
перед всеми нами ежедневно, поскольку, включаясь в трудовую, учебную,
общественную или иную деятельность, мы должны знать и предвидеть возможные
негативные результаты своих действий в отношении нашей среды обитания.

Степень изучения и решения
проблемы формирования у обучающихся 5-9 классов практических умений по основам
безопасности жизнедеятельности остается недостаточным. Однако сформированность
у обучающихся практических умений по основам безопасности жизнедеятельности
является важным свойством человечества – основой существования общества в
целом.

Отметим,
что в Федеральном государственном образовательном стандарте, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности, Концепции модернизации
российского образования для педагогов обозначена задача, связанная с
подготовкой обучающихся, в частности, и обучающихся 5-9 классов, которые будут
способны самостоятельно добывать знания, применять их в любой жизненной
ситуации. Педагог должен так организовывать учебно-воспитательный процесс,
чтобы у учеников включался механизм саморазвития, чтобы формировать у них
стремление к самосовершенствованию, самообразованию. Все это будет
способствовать возникновению у личности готовности к реализации собственной
индивидуальности, в частности, и на уроках ОБЖ в школе, подготовке к изменениям
в жизни.

Такой школьный предмет, как
«Основы безопасности жизнедеятельности» (или ОБЖ) является уникальным сам по
себе, так как его развитие связано с востребованностью со стороны общества, а
также с тем, что в обществе назрела необходимость решения проблемы, связанной с
формированием у детей как теоретических представлений о безопасности, так и
практических представлений о собственной защите, ее методах и форма [5, с.
76].

Предмет ОБЖ является действенным
рычагом для планового решения целого ряда социальных проблем стабилизации
нашего общества через формирование культуры безопасности и личности безопасного
типа поведения [1,
с. 54].

Для формирования у обучающихся
практических умений по ОБЖ были разработаны и сейчас активно внедряются
Федеральные государственные образовательные стандарты, которые, в большей мере,
ориентированы на формирование личностных позиций и установок, приобретение
обучающимися умений, навыков и опыта практической деятельности [3,
с. 70].

Методы обучения на уроках ОБЖ в
5-9 классах могут использоваться следующие [2,
с. 66]: пассивные; активные; интерактивные методы.

Группа пассивных методом
представляет собой формой взаимодействия учителя и обучающихся, при которой
учитель – основное действующее лицо; учитель управляет ходом урока, а ученикам отводится
роль пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

Группа активных методов обучения
направлена на то, что активизировать учебно-познавательную деятельность
учеников на уроках [6, с.
120]. При использовании таких методов обучающиеся принимают активное участие в
учебном процессе.

Группа интерактивных методов
обучения предполагает такую функцию учителя, как функция помощника и одного из
источников информации [7, с. 16].

Считаем, что выбор методов
обучения должен прежде всего обеспечивать обоснованное подведение обучающихся
для сознательного усвоения правил и норм безопасного поведения, формирования
практических умений. Это может происходить как в процессе объяснения учебного
материала, так и в процессе его освоения самими учащимися.

Отметим, что сегодня наибольшую
актуальность и востребованность приобретают именно интерактивные методы
формирования у обучающихся практических умений по ОБЖ. Одним из интерактивных методов
формирования практических умений у обучающихся является игровой метод. Отметим,
что в 5-9 классах зачастую используют экспериментальные и поисковые игры.
Применение таких игр позволяет педагогу заинтересовать обучающихся,
активизировать их творческий потенциал. Кроме этого, такие игры позволяют
ученикам самостоятельно находить ответы на нужные вопросы [4,
с. 102].

Учитель, организуя на уроках ОБЖ
работу с помощью игровых методов, должен принимать во внимание возрастные
особенности обучающихся. Для учеников 5-9 классов характерными являются широкие
познавательные мотивы, которые выражаются в интересе к способам добывания
знаний, совершенствовании интереса к различным методам теоретического и
творческого мышления. Поэтому, учебный материал для урока с использованием
игровых методов должен быть эмоционально насыщенным, запоминающимся. Материал для
таких уроков должен содержать четкие, конкретные образы, события, ситуации [8,
с. 102].

Таким образом, можем сделать
вывод, что формирование у обучающихся практических умений по ОБЖ – это важное и
необходимое условие жизни для человека в современном обществе, что
обусловливает актуальность решения данной проблемы в условиях общеобразовательной
школы. На сегодняшний день существует множество методов обучения, используемых
на уроках ОБЖ, которые разделяются на три основные группы (пассивные, активные,
интерактивные). Интерактивные методы сегодня являются одними из самых широко
используемых у учебно-воспитательном процессе. Одним из таких методов, которому
мы отдаем предпочтение, является игровой метод, позволяющий создавать условия
для успешного формирования у обучающихся практических умений по ОБЖ.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы