Статья на тему Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников через урочную и внеурочную деятельность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
В ФГОС НОО определено, что главным приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности у младших школьников [1].
Педагог играет ведущую роль в формировании общеучебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка определенного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – все это требует от педагога грамотного подхода.
Ведущая задача начальной школы заключается в воспитании у младших школьников активности и учебной самостоятельности, самоорганизации.
Впервые понятие самоорганизации было использовано У. Эшби в 1947 г. В 50-60-е годы И.Р. Пригожин применил термин «самоорганизация» с целью описания процесса термодинамики.
Уже в начале XXI в. самоорганизация выступала главным элементом в структуре начального общего образования, в которую входят все знания, умения и навыки, необходимые для развития компетенции младших школьников.
Итак, самоорганизация представляет собой совокупность всех личностных способностей, позволяющих эффективно организовывать деятельность, которая включает целый комплекс знаний, состоящий из: волевой регуляции, мотивации, навыков планирования и целеполагания [2].
При формировании у школьников общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности, необходимо учитывать две взаимообусловленные задачи:
1. Суть первой задачи заключается в активном формировании у школьников самоорганизации в познавательной деятельности, а также в обучении каждого ребенка самостоятельному овладению знаниями.
2. Вторая задача состоит в обучении школьников самостоятельному использованию имеющиеся уже у них знаний в учении и в их практической деятельности [3].
Формирование общеучебных умений самоорганизации у учащихся до уровня обобщенного способа организации учебной деятельности предполагает изучения содержания самоорганизации учебной деятельности младших школьников, которое, в свою очередь, представлено:
описанием умений, которые обеспечивают самоорганизацию учебной деятельности;
определением структурно-функционального взаимодействия между умениями самоорганизации, которые выступают компонентами самоорганизации учебной деятельности;
выделением ориентировочной основы самоорганизации учебной деятельности.
Общеучебные умения самоорганизации учебной деятельности младших школьников могут быть представлены следующими умениями:
определением цели учебного задания;
планированием учебного задания;
целесообразным выполнением учебного задания;
контролем хода и результатов учебного задания;
оценкой хода и результатов учебного задания [3].
Общеучебные умения формируются в начальной школе в рамках урочной (на уроках по всем предметам) и внеурочной деятельности.
Стадии формирования общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников базируется:
1. Стадия подражания. На первой стадии учащиеся начинают работать по образцу, который предоставляет им педагог.
2. Стадия частичной самоорганизации. На следующей стадии младшие школьники частично выполняют самостоятельно работу, находят конкретные способы реализации различных действий, либо работают по памятке.
3. Стадия более полной самоорганизации. Здесь учащиеся уже могут самостоятельно выполнять определенную работу в повторных ситуациях наиболее известных форм деятельности [2].
Таким образом, формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников через урочную и внеурочную деятельность выступает обязательным минимумом. Высокий уровень самоорганизации учебной деятельности положительно влияет на успешность обучения на последующих этапах, в результате чего такого рода сложность приобретает особую значимость как в масштабах обучения в начальной школе, так и в обучения, в общем.