Педагогика Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономических сказок

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Современные условия экономики и жизни в социуме диктуют потребность в качественных экономических знаниях у населения. В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» зафиксирован тот факт, что значительно усложнившаяся в последнее время финансовая система, увеличение темпов глобализации и расширение диапазона новых сложных финансовых продуктов и услуг ставят людей в достаточно сложное положение: субъектам приходится решать довольно трудные экономические задачи, для чего у них недостаточно ресурсов и знаний. Для успешного функционирования в социуме возникает необходимость формирования такого качества, как финансовая грамотность [1, с. 26].
Финансовая грамотность – это специфическая характеристика субъекта, становление которой начинается на самых ранних этапах онтогенеза и демонстрирует способность самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно распоряжаться имеющимися финансовыми ресурсами. Соответственно, для того чтобы в будущем ребенок мог достичь определенного уровня материального комфорта и обеспеченности, еще на этапе дошкольного детства необходимо начинать формировать у него корректное представление о деньгах. Дети должны понимать, что финансовые ресурсы появляются в результате приложения определенных трудовых усилий. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста. В этой связи возникает проблема выбора наиболее эффективных методик формирования финансовой грамотности у дошкольников. В качестве одного из таких методов может быть рассмотрена сказка [5, с. 83].
Изучением характеристик сказки и особенностей ее воздействия на психику ребенка активно занимаются представители педагогических и психологических наук. Большое внимание уделяется вопросу использования сказок с экономической направленностью, как эффективного средства формирования финансовой грамотности дошкольников. Именно средства сказки дают возможность упростить для понимания детей и донести суть ряда экономических понятий и феноменов, сформировать у детей активный интерес к познанию экономической стороны жизнедеятельности. Кроме того, применение сказки в изучении экономических явлений с дошкольниками является средством формирования стойкой мотивационной базы для изучения экономики. Специфические характеристики интеллектуальной деятельности дошкольников заключаются в том, что представления детей об окружающем мире имеют определенные границы представлений, что может быть компенсировано его мифологическим отношением к этому миру. Именно посредством восприятия сказки у дошкольников вырабатывается фундамент для развития элементарной, начальной картины мира, в которой отражены наиболее важные взаимосвязи мира и человека. В рамках сказочных сюжетов поднимаются не только вопросы нравственности, социальных взаимосвязей, но в том числе и экономическая сторона жизни. Суть выработки финансовой грамотности в дошкольном возрасте заключается в том, что воспитанники получают элементарные знания об экономических взаимоотношениях и тенденциях, а также заложить базу для способности в дальнейшем грамотно выстраивать свои финансовые процессы, как в вопросе расходования, так и зарабатывания денег; понимать соотношение экономического и нравственного компонента; сформировать у детей уважение к деятельности взрослых, которые непосредственно проявляют заботу о детях, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ [3, с.387].
В современных дошкольных образовательных учреждениях ведется активная работа в данном направлении, в том числе посредством использования экономической сказки. Такой метод экономического воспитания позволяет решить следующие задачи:
1. Сформировать у дошкольника базовые финансовые представления через чтение сказок. В содержании сказки всегда имеется определенная проблема, а также метод ее разрешения. Усваивая суть сказок в детстве, взрослые неосознанно воплощают это по памяти в своей жизни. Соответственно, и финансовая грамотность может быть выработана посредством использования сказок. К выбору и чтению сказок следует относиться очень внимательно, так как если неверно преподнести сюжет, то возможно появление представления о том, что деньги «падают с неба» (например, «По щучьему веленью») или деньги как вред (к примеру, «Буратино»).
2. Способность грамотно распределять финансы может быть выработана через инсценирование сказочных сюжетов. В подобной форме дети получают наглядное представление о финансовых механизмах [6, с. 474].
В ходе развития у дошкольников финансовой грамотности с помощью экономических сказок целесообразно применять следующие методы деятельности. Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций. Также важным фактором успешного становления финансовой грамотности выступает использование средств наглядности. Рассматривание иллюстраций позволяет достичь высокого уровня заинтересованности и активности дошкольников в работе со сказками, а также позволяет более глубоко и качественно понять те мысли и феномены, о которых повествует конкретное произведение.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание транслируется в форме проблемных ситуаций, в процессе решения которых происходит развитие навыков логического мышления, а также умений оригинально, творчески взглянуть на различные условия и ситуации, в том числе экономического характера [4, с. 66].
Использование творческих заданий позволяет активизировать у дошкольников желание к самостоятельному сочинению сказок экономической направленности. Игры-драматизации дают возможность оказаться в предложенной ситуации в позиции одного из персонажей сказки, пережить его эмоции, сформировать интерес к экономическим феноменам, развивать внимание, мышление, воображение. Также в работе с экономическими сказками целесообразно использовать экономический словарь, что позволяет углубить понимание дошкольниками финансовых явлений, увеличить степень концентрации внимания, расширять и обогащать финансовый лексикон детей.
Наиболее благоприятным периодом для применения экономических сказок для формирования финансовой грамотности является старший дошкольный возраст. Именно в это время дошкольники начинают осознавать и дифференцировать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого – дешево», «честно – нечестно», стараются понять и продумать собственные действия в ситуации обмена, часто пытаются схитрить, выгадать, обмануть. Такие явления можно считать началом процесса формирования особой форм мыслительных процессов – экономического мышления, соответственно, взрослые должны уделить внимание данной тенденции, чтобы направить этот процесс в продуктивное, рациональное русло [3, с. 389].
Соответственно, формирование финансовой грамотности можно считать одним из аспектов экономической социализации, что имеет огромное значение в том, каким образом в дальнейшем ребенок будет воспринимать финансовые и материальные ценности, что является важным компонентом личности ребенка. Данный аспект можно считать одним из целевых ориентиров экономического развития дошкольников: формирование у детей понимания элементарных экономических явлений, становление сознательного отношения к тем финансовым возможностям, которыми располагает семья, уважения к родителям, которые своим трудом обеспечивают определенный уровень финансового благополучия для всей семьи. Именно сказка, помогая процессу выработки у воспитанников ДОУ элементарных экономических представления способна выполнить роль эффективного дидактического способа формирования финансовой грамотности. Грамотный подход к осуществлению подобной деятельности педагогами ДОУ и родителями необходим для того, чтобы работать у ребенка систему первичных экономических представлений, которые позволят ему занять свое место в экономических взаимоотношениях семьи, а в дальнейшем – в экономической системе города, предприятия, государства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы