Статья на тему Электронные средства обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Электронные средства обучения
Реализация ряда мероприятий, предусмотренных государственными
программами информатизации образования, и направленных на широкое внедрение
информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс привело к
существенным изменениям в системе дидактических средств. В обучении школьников
наряду с традиционными средствами все чаще используются электронные –
мультимедийные презентации, учебники и пособия, тренажеры, энциклопедии,
справочники и т.п. Кроме того, учителя используют и такие средства, которые не
предназначались для учебных целей, однако являются целесообразными, удобными и
востребованными на уроке — географические карты, видеосъемки, статистические
данные и т.д. Для обозначения таких электронных средств в педагогической
литературе используют целый спектр терминов, подчеркивают тот или иной их
аспект — «педагогические программные средства», «обучающие программы»,
«электронные образовательные ресурсы», «дидактические электронные ресурсы» и
другие. Это обусловливает целесообразность рассмотрения указанных понятий и
определения электронных средств в системе современных средств обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует,
что исследователями предложено много классификаций дидактических средств, в том
числе и таких, которые включают электронные средства обучения. Так, Г. И.
Хозяинов средства обучения интегрирует в следующие группы: учебники и учебные
пособия, средства наглядности, средства для осуществления практических
действий, технические средства обучения, вспомогательные средства учебного
процесса. При этом группа технических средств обучения включает технические
средства информации, технические средства контроля,
информационно-контролирующие средства, тренажерные технические средства,
обучающие комплексы на базе ЭВМ [6, с.132]. Рассматривая современные средства
обучения («средства обучения нового поколения»), А. Я. Савченко выделяет группы
средств обучения по способу представления информации: печатные материалы,
натуральные объекты, модели, муляжи и макеты, технические средства обучения. К
техническим средствам автор относит статические и динамические проекции
(анимированные изображения, видео фрагменты, динамические управляемые модели);
воспроизведение звука (звуковое сопровождение видео и анимационных изображений,
динамических управляемых моделей). Кроме того, автор отмечает наличие отдельных
групп средств — группы инструментов и специального оборудования (например, для
уроков трудового обучения) и программно-аппаратное оборудование (мультимедийные
программные средства, проектор, интерактивная доска) [5, с.317-321]. Анализ
психолого-педагогических исследований указывает на определенное дублирование
средств обучения, отнесение средств одного типа (пособий) для различных групп
из-за способа их создания и хранения (электронные пособия относят к техническим
средствам, а печатные — в учебники) и др. Формулировка цели статьи. Целью
статьи является анализ изменений в системе современных средств обучения, и
определение сущности и роли дидактических электронных ресурсов в указанной
системе.
Отметим, что использование в школе электронно-вычислительных
машин (ЭВМ, которые в дальнейшем стали называть компьютерами) многими
педагогами рассматривался как появление очередного технического устройства,
который сможет выполнить отдельные функции учителя. Первые попытки построения
учебного процесса с использованием компьютера связаны с появлением средств
программированного обучения. Программируемые учебники, в отличие от
традиционных, не только определяли содержание обучения, но и осуществляли
функцию управления деятельностью ученика, хотя и в ограниченном варианте.
Несмотря на безусловные положительные черты компьютерного программированного
обучения как организованного и индивидуализированного технологического процесса,
оно не оправдало завышенных ожиданий: универсальный «электронный учитель"
не оказался способным заменить учителя и обеспечить усвоение необходимых знаний
учащимися. Конечно разочарованность в компьютере как универсальном «электронном
учителю», самостоятельно обеспечит усвоение учащимися необходимых знаний,
заменит учителя на любом этапе урока привела к унижению его роли и определение
его места как обычного технического устройства. Однако осознание мощностей
компьютера для учебного процесса приводит к научным разработкам в области
психологии, дидактики, кибернетики, связанных с поиском эффективных путей
использования компьютера и компьютерной техники в учебном процессе. В 1980 году
С. Пейперт, выступая на конгрессе ИФИП-80 в Японии, предсказал всестороннее вторжения
компьютера в жизни ребенка, изменение его роли — из сложного технического
устройства к обычному интеллектуального орудия и партнера в деятельности
ребенка.
Новый этап в развитии дидактических средств связан с
появлением технологий мультимедиа. В обучении стало возможным использовать:
• графические средства для наглядного представления
информации — фотографии, рисунки, схемы, графики, слайды, чертежи,
«инфографику». Развитие технологий обработки графических изображений позволил
обогатить учебный процесс высококачественными двумерными и трехмерными
изображениями, схемами, «инфографикой», которые содержат значительный объем
структурированной информации. Современные технологии позволяют школьнику
осуществлять некие манипуляции с изображениями — увеличить изображение для
рассмотрения мельчайших деталей, перемещать и вращать его для рассмотрения
объекта с разных сторон;