Технологии работы социального педагога Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Диагностические технологии в работе социального педагог

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Современный социальный педагог имеет достаточно широкий спектр обязанностей внутри образовательного учреждения, в первую очередь, это работа с детьми разнообразных групп риска (дети из неблагополучных семей, дети со склонностью к девиантному и аддиктивному поведению, дети с ОВЗ и инвалиды и т.д.). Помимо работы непосредственно с детьми, социальный педагог работает также с их семьями и оказывает помощь педагогам, работающим с данными категориями детей.

Следует отметить тот факт, что прежде чем начать конструирование и реализацию программы деятельности с определенной категорией детей, семей и т.д. социальному педагогу следует понять, какие проблемы уже существуют у этих детей, какие сферы и качества, наоборот, в той или иной степени сохранны, на какие интересы и увлечения ребенка можно опираться при организации работы по преодолению имеющихся у него проблем, переживанию кризисной ситуации, какие взаимоотношения сложились у ребенка со сверстниками, с педагогами, с членами семьи и т.д. Описанные задачи решаются за счет реализации диагностического компонента в деятельности социального педагога.

Умение выполнять диагностическую деятельность является одной из значимых профессиональных компетенций социального педагога.

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. N 10н, целью деятельности специалистов в области воспитания определяет организацию воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей [1]. В рамках обобщенной трудовой функции социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации, выделяются такие трудовые функции как: планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации, организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации, организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся [1].

Трудовые действия социального педагога включают в свою структуру: анализ ситуаций жизнедеятельности обучающихся, социальной ситуации развития личности, разработка мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования, актуализируют умение осуществлять отбор социально-педагогических методов изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся, применять социально-педагогические методы изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся для выявления их потребностей.

Одной из важных и активно реализуемых форм деятельности социального педагога по обеспечению безопасности образовательной среды и помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации является сопровождение ребенка, его семьи в ходе реализации социально-педагогической и психологической помощи. Сопровождение, как правило, реализуется в течение достаточно длительного времени и предполагает помимо кратковременных, единоразовых форм диагностики, направленных на установление актуальных аспектов развития ребенка и особенностей его жизненной ситуации, использование также и специфической формы организации диагностической работы, такой как мониторинг. Рассмотрим более подробно особенности организации мониторинга в деятельности социального педагога в рамках образовательного учреждении.

Мониторинг в широком понимании — специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.

В.А. Мокшеев мониторинг интерпретирует в качестве методы управления, с одной стороны, а также технологии обеспечения системы актуальной и оперативной информацией, которая позволяет составить полноценное и объективное представление о состоянии объекта или системы в любой момент времени, а также составить на основе данной информации прогноз о дальнейшем развитии данной системы, с другой [5].

О.А. Митина указывает на то, что для конструирования эффективных систем мониторинга целесообразно опираться на различные модели у образовательных систем или их составляющих. Оценивать полученные системы мониторинга можно, учитывая несколько факторов: оценить процесс; оценить результат; оценить соотношение начального и конечного состояния системы [Привед. по 3].

Рассматривая различные концепции к исследованию продуктивности деятельности образовательной системы, А.Н. Майоров, О.Е. Лебедев и Е.С. Заир-Бек делают акцент на методе исследования данной продуктивности. В данном случае имеется в виду модель «цель – результат». Составить представление об эффективности деятельности образовательно системы можно в результате соотношения поставленных на начальном этапе задач и полученных результатов. Для того, чтобы подобный результат был достигнут, следует выстроить строго детерминированную систему, внутри которой функционируют однозначные причинно-следственные связи и возможность точного казуального вывода. Однако в отношении образовательных систем этого нельзя достигнуть. В этом исследователи видят главный источник неудачи в применении модели «цель – результат» для оценки образовательных систем [Привед. по 3].

В качестве цели мониторинга в деятельности социального педагога можно обозначить постоянное и оперативное получение информации о состоянии субъектов социально-педагогической деятельности. Мониторинг сопровождает все этапы организации социально-педагогической помощи. На начальном этапе деятельности мониторинг направлен на установление актуальных уровней личностных качеств и характеристик детей, особенностей их коммуникативных взаимосвязей, состояния среды, в которой они находятся, уровень безопасности данной среды по отношению к конкретному субъекту и в целом. На основании первого этапа мониторинга происходит проектирование последующей социально-педагогической деятельности: происходит определение участников предстоящей социально-педагогической деятельности, ее направления, формы и методы деятельности, составляется план мероприятий, а также взаимодействия с другими специалистами.

В дальнейшем мониторинг применяется и на других этапах деятельности социального педагога. Основные задачи, которые позволяет использование мониторинга – это оперативное получение данных об эффективности применяемых мероприятий, тех изменениях, которые происходят в сферах воздействия, как позитивных, так и негативных. Это позволяет также оперативно вносить изменения в реализуемые коррекционные мероприятия, за счет чего обеспечивается высокая продуктивность деятельности социального педагога.

При включении мониторинга в свою профессиональную деятельность в качестве технологии диагностической работы социальный педагог должен принимать во внимание ряд факторов, согласно представлениям Т.В. Боровиковой, А.В.Фоменкова:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы