Статья на тему Цифровизация экономики и ее безопасность.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Цифровизация — это насыщение физического мира электронно-цифровыми устройствами, средствами, системами и налаживание электронно-коммуникационного взаимодействия между ними.
Рассмотрим также другие трактовки понятия «цифровизация».
Цифровизация (с англ. Digitalization) — это внедрение цифровых технологий во все сферы жизни: от взаимодействия между людьми в промышленных производств, от предметов быта до детских игрушек, одежды и тому подобное. Это переход биологических и физических систем в кибербиологические и киберфизические (объединение физических и вычислительных компонентов). Переход деятельности из реального мира в мир виртуальный.
Цифровизация – это средство получения желаемого исхода, а именно гибкого производства, приносящего клиентам отличный результат, а владельцам – более высокую прибыль. Цифровая трансформация – это процесс перевода любого предприятия или организации в «гибкое» состояние из текущего состояния.
Цифровизацию следует рассматривать как инструмент, а не как самоцель. При системном государственного подхода цифровые технологии стимулировать создание рабочих мест, повышение производительности, темпов экономического роста и качества жизни граждан Российской Федерации [1, с.20].
В ходе работы над исследованием, были проработаны работы следующих авторов: И.Л. Авдеевой, Е.Н. Ведуты, Е.В. Попова, К.А. Семячкова.
Цифровые технологии стали базой для создания новых продуктов, ценностей, свойств и, соответственно, основанием для получения конкурентных преимуществ на большинстве рынков.
Цифровизация дает небольшим компаниям и проектным командам возможность создавать новые продукты и быстро выводить их на рынок наравне с присутствующими там крупными компаниями. Это привело к началу смещение «центров инноваций» из крупных компаний к малым (стартапов и т.п.).
Бесспорно, цифровизация предоставляет много преимуществ, речь идет про многочисленные мультипликационные эффекты цифровизации когда в единое информационное пространство включаются все производственные цепочки. Потенциальные положительные эффекты цифровой экономики (цифровые дивиденды) предоставляются мощными аналитическими кампаниями и мировыми форумами и в зависимости от методов оценки размер цифровой экономики пока оценивают от 4,5 до 15,5% мирового ВВП, и в нее есть огромный потенциал для дальнейшего расширения.
В обобщенном виде в число основных рисков и угроз цифровизации относят:
• возможность концентрации власти на рынке и усиление монополий;
• захват новых рынков транснациональными корпорациями;
• дестабилизация денежно-кредитной системы;
• нарастание зависимости от компаний-лидеров в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Каждый новый этап развития экономики характеризуется своими особенностями. Меняются ключевые факторы, определяющие возможности экономических субъектов, условия и факторы их роста, функционирования и развития, что приводит к формированию новых терминов, а также модернизации уже используемых теорий и методологий [1, с.22].
Распространение электронных услуг, применение информационных технологий, появление виртуальной реальности меняет облик экономики, характеризуя ее как «цифровую». Это не значит, что перестали существовать такие понятия, как «сырьевая экономика», «институциональная экономика» или «инновационная экономика». Эти термины используются рядом в пределах более глубокого и тщательного анализа внешнего и внутреннего окружения экономических систем. Более того, появление и использование цифровых технологий во всех сферах экономики — это и есть проявление инновационной экономики, при этом термин «цифровая экономика» только концентрирует внимание на то, какой именно сектор экономики развивается сейчас наиболее активно и инновационно. Также, используя понятие институциональной экономики, мы можем говорить о том, какие изменения произошли в институциональной структуре в связи с появлением и распространением новых видов услуг и технологий.
Цифровая экономика является главным приоритетом для Германии и Великобритании. По данным Всемирного экономического форума в 2015 году доля цифровой экономики в общемировой экономике превысила 20% и продолжает расти. Успешный опыт Эстонии, Ирландии, Швеции и Израиля свидетельствует, что непосредственный эффект от комплексного развития цифровой экономики составляет 20% ВВП в течение пяти лет, а ROI инвестиции в цифровую трансформацию достигает 500%.
Цифровая экономика предполагает цифровое преобразование всех сфер жизнедеятельности, предоставляя им значительный экономический и социальный эффект, открывает новые мощные возможности для государства, общества и граждан.
Современные национальные цифровые стратегии касаются вопросов развития экономики, создания инновационных предприятий, повышение занятости населения, формирование эффективной военной сферы.
Масштабная цифровизация сфер жизни приведет к тому, что граждане Российской Федерации и бизнес все больше будут страдать от роста киберпреступности. Например, во время покупок или осуществления банковских операций в Интернете [2, с.15].
Самыми опасными для экономики и граждан является кибератаки на критическую инфраструктуру (энергообеспечение, транспортное управление, банковский и телекоммуникационный сектора, медицинское обслуживание, водоснабжение и т.д.).
Наконец, все более сложные и взаимосвязаннее цифровые технологии приведут к возникновению новых форм кибератак (т. н. уязвимости «нулевого дня»).
Российская Федерация и ее специализированные организации должны сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами, особенно на европейском уровне, для обеспечения национальной кибербезопасности и киберзащиты. Разработка технических и организационных решений должны, с одной стороны, ограничивать возможностей, которые открывает для страны переход к цифровым технологиям, а с другой — обеспечивать соответствующий уровень доверия и безопасности каждому пользователю.
Национальная система кибербезопасности Российской Федерации должна [2, с.17]:
• обеспечить переднюю линию обороны против киберугроз путем усиления общей ситуационной осведомленности об инцидентах, уязвимостей и угроз в среде государственных учреждений, на объектах критической инфраструктуры, в общественном секторе;
• предотвращать вторжением благодаря обмену информацией и внедрением контрмер, способных уменьшить текущие уязвимости;
• защищать от полного спектра угроз путем повышения контрразведывательных и разведывательных возможностей;
• укрепить среду кибербезопасности через образовательные, медийные общественные инициативы;
• стимулировать и обеспечивать проведение киберучений, исследований и разработок в сфере кибербезопасности.
Развитие ИТ-технологий привело к трансформации практически всех сфер экономики и жизнедеятельности, и военная отрасль не стала исключением. Благодаря цифровым технологиям характер управления вооруженными силами, как в мирное, так и военное время, начинает радикально меняться. С помощью автоматических датчиков и сенсоров, которые стали элементами разного вида вооружения, стало возможным «видеть» зону боевых действий или территорию, на которой расположен противник, фактически в режиме «онлайн». Не надо объяснять, что полученные данные позволяют превентивно применять средства поражения, или осуществлять другие необходимые действия, исходя из оперативной обстановки.
Пионерами в использовании цифровых технологий в военной сфере стали США. С подачи американцев появилось понятие Интернет боевых вещей (Internet of Battle Things, IoBT). Одна из доктрин Национальной военной стратегии США предусматривает разработку глобальной системы, которая должна объединять все технические элементы вооруженных сил — «умные» и не очень — начиная от датчиков крылатых ракет и заканчивая электронными девайсами в карманах солдат на поле боя. Такое объединение должно происходить не только в пределах того или иного рода войск, а в вооруженных силах в целом.
В некоторых военных направлениях IoBT уже стал реальностью даже в Российской Федерации, однако, в ближайшие годы ему вряд ли удастся играть ключевые роли на поле боя. Эксперты прогнозируют, что на предстоящих театрах военных действий будут действовать различные «умные» устройства, которые будут решать широкий круг задач, фиксируя информацию, и взаимодействуя друг с другом и людьми. Среди них будут датчики, сенсоры, оружие, специальное снаряжение, транспортные средства, работы и передвижная техника. Все они будут способны получать и обрабатывать сведения, выполнять посреднические функции при выяснении сути данных, вести скоординированные оборонительные операции, а также различными способами влиять на противника. Все эти задачи будут решаться совместно — устройства станут непрерывно общаться, координировать и согласовывать свои действия, разрабатывая и выполняя задания [3, с.55].
Опыт, внедрение цифровых технологий в военную сферу, который уже накоплен в мире, показывает, что переход на эту концепцию также позволяет оперативно реализовывать процессы управления разной степени сложности и частично их автоматизировать. Причем это относится не только боевых подразделений, но и различных предприятий и организаций, входящих в систему Министерства обороны. В частности, благодаря применению цифровых технологий возможно повышать оперативность работы и безопасность большого количества функций, обслуживающих поддерживают армейский тыл.
Традиционным и единственным производителем товаров, обеспечивающих государственный суверенитет, является оборонно-промышленный комплекс (ОПК), ведь государство занимает центральное место в функционировании и развитии оборонно-промышленного комплекса. Например, британская оборонная компания BAE Systems предлагает полный спектр услуг по защите сетевой инфраструктуры от киберугроз для государства в целом и вооруженных сил в частности. Сегодня в военной области ситуация является зеркальным отражением мирового развития технологий. Подавляющее большинство видов современного оружия базируется на IT-технологиях. Успешное проведение военных операций требует своевременного комплексного информационного обеспечения. Именно поэтому появление «цифровой экономики» является вызовом для ОПК [3, с.57].
Исходя из того, какие преимущества дает цифровизация и какие угрозы при этом несет, хотелось бы предложить некий набор приоритетных направлений. ИТ-сообщество в сфере ОПК должно пристально посмотреть прежде всего на сквозные технологии. Эффективность деятельности предприятия и технологических цепочек определяется сквозными процессами и сквозными технологиями. Необходимо применять современные подходы к системам управления, а именно: процессный подход, подход на основе проектного управления.
Перед дальнейшим рассмотрением вопроса отметим важный факт. Несомненно, оборонная отрасль во всем мире является одним из лидеров технологического прогресса, в том числе и в области информационных технологий. Однако необходимо строго разделять производимую предприятиями продукцию и способ организации этого производства. Если продукция ОПК технологически зачастую опережает своих современников, то в части организации производства предприятия ОПК мало чем отличаются от своих современников.
Кроме того, сегодня на повестке дня стоит важнейший вопрос о проведении последовательной трансформации технических специалистов, их мышления и действий, и прежде всего, руководящего состава. Следует отметить, что это очень серьезный вызов, который будет тесно связан со взломом сегодняшнего менталитета большинства военных. Без сомнения, будет иметь место непонимание, скрытое или открытое сопротивление изменениям подходов к ведению боевых действий с применением устройств системы IoBT, причем, скорее всего, на уровне среднего и высшего звена командиров. Но придется убеждать их, что, несмотря на все, ВС РФ должны готовиться к войне будущего, а не жить в прошлом, потому что тогда нас ждут еще более болезненные поражения.
Таким образом, в ближайшей перспективе модель ведения боевых действий изменится и противоборство воюющих сторон перейдет в киберпространство и к искусственному интеллекту, который будет управлять действиями беспилотных машин и механизмов. От уровня готовности к этим изменениям будет напрямую зависеть боевая мощь нашей страны. Именно степень внедрения в военную сферу информационных технологий вроде IoBT станет одним из решающих критериев боеспособности армий мира и гарантией успеха на поле боя в следующем года. И главное, чтобы Российская Федерация и Вооруженные Силы не отставали в этом как от наших союзников, так и вероятных противников.