Статья на тему Бюджетный федерализм в региональной экономической системе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Бюджетный
федерализм в региональной экономической системе Аннотация: В данной статье рассматриваются
практические проблемы бюджетного федерализма в региональной экономической
системе. Выявлено, что отношения бюджетного федерализма в рамках региональной
экономической системы должны базироваться на принципе сбалансированности, но
неравномерное экономическое развитие регионов приводит к расслоению их по
уровню благосостояния, что затрудняет формирование полноценных равноправных
отношений бюджетного федерализма. В этой связи сделан вывод о том, что большое
внимание должно уделяться налоговой политике и развитию экономической базы
каждого субъекта Российской Федерации. Ключевые слова: федерализм,
субъекты, сбалансированность, налоги Совершенствование
федеративных отношений в России в
последнее время становятся предметом широких дискуссий. Речь идёт о
степени предоставляемой политической и экономической автономии регионам и также
об органах власти субъектов в их взаимоотношениях с органами федерального
центра [1].
В начале XXI века сформировалась альтернатива, которая, в том
числе, есть результат проведения федеративных преобразований. У России есть два
пути: или сверхцентрализованное унитарное государство, тяготеющее к режиму
авторитарного типа, или же подлинно демократическое федеративное государство.
Основополагающие принципы, вошедшие в основу создания федеративного устройства
России заложили также и тенденции к его развитию. Принцип сбалансированности бюджета предполагает
равенство между доходами и расходами. В том случае, когда первые выше вторых,
имеет место профицит (положительное сальдо). Соответственно, дефицит
образуется, если расходы больше доходов. Здесь необходимо сказать, что
«бездефицитность» не всегда считается признаком «здоровой» экономики. В данном
случае немаловажное значение имеет то, отчетность какого уровня исполняется с
профицитом.
Одной из актуальных и не
решаемых в течение последних трех десятилетий проблем социально-экономического
развития Российской Федерации, безусловно, является дефицитность бюджетов
регионов и рост их дотационности, обусловливающих в свою очередь всемерную
зависимость от федеральных властей. В этих условиях возникает потребность в
обстоятельном изучении и оценке налогового потенциала территорий. Налоговый
потенциал также важен с точки зрения анализа инвестиционной привлекательности
региона, потому что именно он определяет его богатство, обеспеченность
необходимыми экономическими ресурсами, имеющийся производственный комплекс, а
также уровень его финансовой устойчивости и самодостаточности (независимости).
Принятая на данный момент времени идеология государственной финансовой
политики, в особенности – бюджетной и налоговой ее составляющих, ориентирована
на поддержку развития отдельных регионов и направлений (видов) деятельности,
что в перспективе должно способствовать значительному увеличению налогового
потенциала государства в целом и отдельных его территорий в частности.
Одним из ключевых
направлений финансовой политики государства выступает бюджетно-налоговая, или
иначе – фискальная, политика, связанная с формированием государственных и
муниципальных доходов и осуществлением расходов. При этом следует иметь в виду
тесную взаимосвязь между доходами и расходами бюджетов всех уровней. Финансовые
ресурсы, сформированные в результате аккумулирования государственных доходов и
оказавшиеся в распоряжении государства, становятся объектом государственных
расходов, следовательно, можно констатировать наличие количественной
взаимосвязи между категориями государственных расходов и государственных
доходов [2].
Формирование большей
части финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного
самоуправления происходит посредством сбора (мобилизации) государственных и
муниципальных доходов. При этом государственные (муниципальные) доходы можно
определить как экономические (денежные) отношения, связанные с формированием
централизованных фондов денежных средств. Наиболее весомую часть
государственных (муниципальных) доходов составляют доходы бюджетов различных
уровней (федерального, региональных, местных). В свою очередь, значительная часть
доходной базы этих бюджетов мобилизуется в форме обязательных платежей, прежде
всего – налогов. Ограниченность ресурсной (доходной) базы – одна из наиболее
серьезных проблем нашего времени, препятствующих эффективному решению
актуальных и значимых задач социально-экономического развития страны в целом и
ее отдельных структурных элементов, в том числе сформированных по
территориальному критерию, т. е. отдельных регионов и муниципальных
образований.
Действующее
законодательство Российской Федерации содержит детализированную классификацию
доходов бюджетов, под которыми понимаются все поступающие в бюджет денежные
средства, исключая средства, являющиеся источниками финансирования дефицита
бюджета. При этом согласно ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации
едиными для всех бюджетов в рамках бюджетной системы нашей страны группами их
доходов выступают налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
В свою очередь каждая из
указанных групп доходов включает установленные Бюджетным кодексом Российской
Федерации подгруппы доходов. Формирование доходов бюджетов производится
согласно бюджетному и налоговому законодательству Российской Федерации, как это
определено в ст. 39 п. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации [3]. В
реальной хозяйственной практике именно налоги выступают ключевым компонентом в
составе доходной части бюджетов, формируемых на всех уровнях бюджетной системы
страны. Поэтому необходимо уделять особое внимание функционированию налоговой
системы и параметрам налоговой политики. В значительной степени они
предопределяются типом административно-территориального устройства, который, в
свою очередь, является одним из наиболее значимых факторов организации
бюджетной системы, обусловливающим ее специфику. Поскольку Российская Федерация
– страна с федеративным типом государственного устройства, то для нее в целом
характерна реализация принципов бюджетного федерализма, основы которого
установлены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации. В самом общем
понимании бюджетным федерализмом именуют особый способ организации бюджетных
отношений между различными уровнями бюджетной системы (федеральный бюджет,
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований),
который закрепляет ведущую роль федерального бюджета при сохранении высокой
степени самостоятельности территориальных бюджетов.