Статья на тему Анализ влияние инфляции на финансовые результаты бизнеса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Анализ влияние инфляции на финансовые результаты бизнеса
В данной статье исследуется влияние растущих темпов инфляции на экономическую эффективность управленческих решений по распределению доходов хозяйствующих субъектов. Проблема несовершенства антиинфляционных моделей и методов управления конечными финансовыми результатами отражается на способности предприятий различных профилей обеспечить самоокупаемость деятельности, добиться положительной динамики рентабельности производства и реализации готовой продукции.
Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблеме показывает, что конечный финансовый результат проявляется в форме прибыли (убытка), а ее величина есть один из важнейших показателей качества управления бизнес-процессами предприятия. Прибыль формируется в ходе производственно-финансовой деятельности и является основой его экономического развития. В соответствии с пунктом 2 ПБУ 10/99 прибыль есть разница между суммами доходов и расходов предприятия.
Финансовый результат является показателем экономической деятельности предприятия, увеличения или снижение объема прибыли (убытка) за конкретный промежуток времени. Итоговый финансовый результат зависит от объема реализуемых товаров, объема доходов и т. д. [4]. Доход или убыток от функционирования предприятия представляет собой разницу между прибылью, полученной от продажи по рыночной стоимости и затрат на производство и продажу. Финансовые результаты всегда выражены в двух основных формах – доход и убыток. Если прибыль предприятия выше, чем расходы, то деятельность считается прибыльной. В случае, если затраты превышают доход, то говорят об убыточности деятельности [2]
Определяя роль финансовых результатов в экономической безопасности предприятия важно учитывать внешнюю среду. Так как внешняя среда, определяющий фактор для производственного предприятия. Экономическая безопасность предприятия проявляется в согласованности и сбалансированности интересов предприятия, а также интересов представителей внешней среды. Экономическая безопасность предприятия будет устойчивой, когда определены важнейшие стратегические направления обеспечения безопасности предприятия в целом. Для достижения данной цели необходима грамотная логическая схема своевременного выявления и ликвидации возможных опасностей и угроз, уменьшения последствий коммерческих рисков. Предприятия, осуществляя свою деятельность, взаимодействует с субъектами внешней среды, среди которых можно выделить следующие: – государство, оказывает влияние на деятельность предприятия путем проведения различных тендеров, налоговых каникул. Существенное влияние имеет экономическая и политическая обстановка в государстве. Происходящий экономический кризис, оказывает негативное влияние на деятельность предприятия.
Прибыль является основным показателем, характеризующим деятельность коммерческой организации. С одной стороны, она представляет собой конечный финансовый результат, с другой это основной источник финансовых ресурсов организации, который формирует собственный капитал. В условиях рыночной экономики ее величина обусловливает направления инвестирования. Собственники вкладывают средства преимущественно в доходные виды экономической деятельности, где возможен максимальный прирост стоимости капитала как источника дальнейшего развития бизнеса. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов распределения и использования прибыли внесли Бланк И.А., Дж. Ван Хорн, Федорович Т.В., Ковалев В.В., Чернов В.И., Нечитайло А.И. и другие. Распределение прибыли является ключевым хозяйственным процессом, который обеспечивает покрытие потребностей организации и формирование государственных доходов. Механизм распределения прибыли должен ориентироваться на повышение эффективности производства и удовлетворение интересов собственников. Выделяются два подхода к определению объекта распределения [15, с. 96].
Так с точки зрения Т.А. Садовской таким объектом выступает балансовая прибыль. Такого же подхода придерживаются Н.А. Лытнева и С.Г. Семенов. Авторами сформулированы ряд принципов распределения прибыли, которые в обобщенном виде можно представить следующим образом:
1) принцип учета интересов одновременного государства и организации;
2) принцип приоритета законодательных норм;
3) принцип поддержки развития производства и улучшения результатов финансово-хозяйственной деятельности;
4) принцип приоритета накопления перед потреблением. Однако доминирует точка зрения, состоящая в том, что распределению подлежит чистая прибыль, то есть очищенная от налогов и других платежей. Определение оптимальных направлений такого распределения является актуальной научно-практической задачей.
Организации самостоятельно определяют приоритетные направления для использования прибыли. Эта функция относится к полномочиям финансово-экономической службы, значимость которой в условиях экономического кризиса усиливаются. Принимаемые же решения имеют большее влияние на деятельность компании по сравнению с периодами экономического подъема. Поэтому вопрос распределения прибыли, в особенности при сокращении ее величины, а точнее ее перевод в денежные потоки в настоящее время приобретает особую актуальность. Распределение прибыли завершившегося отчетного года осуществляется организацией после утверждения годовой отчетности и принятия собственниками соответствующего решения. По времени это обычно соответствует второму кварталу следующего отчетного года. Следовательно, можно говорить о распределении нераспределенной прибыли прошлых лет в части последнего отчетного года [14, с. 36].
Для решения финансовых проблем предприятиям необходимо: повышать эффективность управления оборотными средствами; проводить регулярный мониторинг и анализ индикаторов ликвидности и рентабельности, что позволит избежать финансовых трудностей; разработать максимально верную финансовую стратегию развития компании. Разрабатывая финансовый план, важно учесть, чтобы мероприятия по оптимизации управления финансами в полной мере отвечали нынешним экономическим условиям.
В направлении дохода и расширения структуры деятельности есть несколько возможных целей.
Первая цель – формирование новых продуктов. Основой успешной деятельности любой коммерческой компании является инновационный характер её деятельности, компания должна постоянно работать над формированием новых предложений товаров и услуг своим клиентам. Когда возникает новый продукт, необходимо решать задачу вывода его на рынок. Здесь компания может допустить некоторые просчеты, от которых можно избавиться за счет использования ССП.
С одной стороны компания может вводить новый продукт на рынок достаточно медленно и осторожно. Если она будет это делать очень медленно, то клиенты не успеют заметить преимуществ той инновации, которая предлагается им со стороны компании и это может повредить её имиджу. С другой стороны некоторые компании совершают иную ошибку. Вводя новый продукт на рынок, они выводят уже раскрученный представленный товар, который существовал на рынке до этого. Такой резкий вывод приводит к ухудшению финансовых показателей деятельности.
Избежать таких ошибок можно, если использовать ССП. Например, отслеживать долю дохода от реализации нового товара в общем совокупном объеме доходов и динамику продаж, уже имеющегося старого продукта на рынке. Это не даст нам возможность выводить на рынок продукт слишком медленно или слишком быстро.
Вторая цель – новое применение. Это очень интересное направление деятельности, интересные цели и метрики, которые позволяют существенно сэкономить, достичь хороших показателей с существенно меньшими издержками. Это направление деятельности свойственно компаниям, бизнес которых предполагает длительную фазу разработки новых продуктов и услуг. Например, эту ситуация наблюдается в химических компаниях или в компаниях, которые производят различные фармакологические средства. Здесь цикл разработки очень длительный, поскольку он часто связан с получением необходимых сертификатов. В подобных ситуациях уже имеющийся раскрученный продукт позволяет решать какие-то новые задачи. Например, если уже имеющиеся лекарства позволяют лечить какие-то новые заболевания, то менеджеры могут доказать клиентам и добиться достаточно высоких финансовых результатов с очень небольшими издержками, так как предприятию не надо разрабатывать новый продукт.
Третья цель – новые клиенты и рынки. Это очень перспективное направление деятельности, которая почти всегда приводит к росту доходов. В качестве примера можно привести некоторых участников информационных технологий, например компания Oracle, которая совершила рекордное количество приобретений. Приобретая, новую компанию Oracle каждый раз приобретал не только её технологии, её решения, но и клиентскую базу, которая находилась в каком-то новом для компании сегменте рынка. Таким образом, за счет этих приобретений была существенно увеличена клиентская база Oracle и всем клиентам компания смогла предложить некоторые совокупные решения, которые являлись продуктом совместной деятельности всех её новых подразделений.
Четвертая цель – новые взаимоотношения. Это полезное направление деятельности, которое далеко не часто используется в практике отечественных компаний. Одна из идей этого направления – объединять усилия всех подразделений, высоко оценивать результаты, которые были достигнуты за счет совместной деятельности этих подразделений. В качестве одного из показателей деятельности была выбрана доля дохода в общем объеме, которая была получена за счет взаимодействия различных подразделений целого предприятия. В повседневной практике можно нередко столкнуться с ситуацией, когда в холдингах, включающих в себя самые различные подразделения, имеются факты перекрестных продаж. Например, есть холдинги, в состав которых входит страховая компания, банк и инвестиционная компания. Если клиент приходит в банк, то сотрудники банка при наличии необходимых условий могут предложить ему воспользоваться услугами страховой компании, а клиента страховой компании получают предложения воспользоваться услугами банка. Такая практика оказывается очень результативной.
Пятая цель – формирование новой структуры предложения. Если компания действует в различных сегментах рынка и в некоторых у неё есть существенные ценовые преимущества, то в этих сегментах компания может пересмотреть свою ценовую политику. Например, часть своих товаров и услуг перевести в разряд премиум. В разряде премиум товары и услуги обладают уникальными свойствами, за которые клиенты готовы платить больше.
Шестая цель – новая ценовая стратегия. Компания может в целом пересмотреть свою стратегию формирования цен и переместиться, например от более «дешевых» клиентов к группам более «дорогих» клиентов. Тем самым предприятие может существенно повысить цены на свои товары и услуги.
Итак, рассмотрены те направления деятельности, которые могут обеспечить рост доходов и расширения структуры деятельности компании для достижения поставленных финансовых целей.
Рассмотрим более подробно следующее финансовой составляющей: стратегическое направление, а именно сокращение издержек и увеличение производительности. Оно состоит из таких целей как:
повышение производительности персонала;
снижение удельных издержек;
совершенствование системы каналов;
сокращение текущих расходов.
Повышение производительности персонала является достаточно актуальной для этапа роста. На этапе роста задача снижения издержек ставится редко, возврат на инвестиции может быть небольшим и денежные потоки могут быть отрицательными. В большей степени в рамках этого направления на этапе роста обращают внимание на повышение производительности. Надо иметь в виду, что повышение производительности на этапе роста должно быть связано не с автоматизацией или стандартизацией деятельности. Автоматизация и стандартизация существенно снижают гибкость компании и снижают ее возможность приспособиться к текущим условиям рынка. Повышение производительности на этапе роста должно быть связано с постоянным увеличением ценности наших предложений старым и новым потенциальным клиентам.
Цели, связанные со снижением удельных издержек связаны с производством единицы продукции. Например, в банковской деятельности компания может контролировать стоимость обслуживания отдельного клиента и работать над её снижением.
Совершенствование системы каналов – важная и перспективная группа задач. Огромную роль в наше время в совершенствовании системы каналов играют информационные технологии. Переход к электронному документообороту, к электронным методам обмена информации с поставщиками клиентами позволяет снизить стоимость поддержания каналов сбыта и каналов поставки. В качестве примера можно привести компанию Dell, которая первой в своем сегменте приняла решение о реализации компьютерной техники по телефону. Это было революционное решение, потому что никто до этого не предпринимал попыток воспользоваться этим каналом сбыта, не существовало какого либо опыта использования этого канала и решение руководства компании Dell было полностью креативным, но тем не менее результат этого решения оказался очень положительным и компания Dell существенно улучшила свои финансовые показатели.
Сокращение текущих расходов – это, как правило, уменьшение накладных расходов. Такие расходы связаны с управлением, с разработкой новых предложений. Если предприятие будет экономить много на разработках исследовательской деятельности, то предприятие может столкнуться с ситуацией, когда она не сможет разрабатывать интересные предложения для потенциальных клиентов. Если сильно экономить на управленческих расходах, то предприятие может лишиться перспективных продуктивных менеджеров.
Третье направление финансовой составляющей — оптимизация использования активов и инвестиционная стратегия. Каждая компания обладает оборотным капиталом, который позволяет ей вести коммерческую деятельность, получать доходы. Оптимизация управления этим капиталом является очень важной стратегической задачей в рамках финансовой перспективы. Например, в компании могут существовать базы данных, источники знаний. Для того чтобы оптимизировать использование этих нематериальных активов, можно использовать доступ к ним в рамках социальных сетей. Такие показатели как количество сотрудников, участвующих на этих форумах, доля дохода, который компания получила за счет инноваций, разработанных в результате подобного взаимодействия.
Наличие устойчивой текущей прибыли можно рассматривать в качестве своеобразного индикатора, правильно реализуемого топ-менеджментом предприятия курса, стратегической целью которого является наращивание благосостояния собственников предприятия, устойчивое социальное развитие коллектива, государственных и иных структур стрейкхолдеров. На объем конечного финансового результата разнонаправлено воздействует комплекс различных факторов, в том числе, таких как экономические, материально-технические, социальные, организационно-управленческие, правовые, а также факторы рыночной конъюнктуры [6,8].
Особенности функционирования разнопрофильных предприятий вызывают ряд специфических факторов, активно воздействующих на конечные финансовые результаты их деятельности (земля как основное средство производства, сезонность работ, биологические активы и т.п.). Однозначно, что все эти факторы производства необходимо строго учитывать при разработке системы стратегического управления – ведь отрасль функционирует в особых условиях. Помимо общепринятых, здесь необходимо учитывать такие факторы как плодородные земли; адаптивный потенциал биологических активов; государственное регулирование закупочных цен, государственная поддержка предприятий; таможенная и налоговая политика.
В современной экономической ситуации резко возрастает фактор неопределенности и связанные с ним специфические риски. Важнейшим из них является инфляционный риск, который заключается в угрозе обесценения имущества предприятия в результате инфляционных процессов. Это риск представляет особую опасность, поскольку воздействует на финансовые результаты предприятия с двух сторон: со стороны издержек и со стороны дохода.
Угроза со стороны издержек заключается в том, что цены на производственные ресурсы будут расти существенно более высокими темпами, чем цены на конечную продукцию, что в результате приведет к снижению рентабельности производства. Учет потенциального уровня инфляции при планировании издержек производства может напротив привести к тому, что цена на продукцию фирмы будет расти быстрее, чем у конкурентов и снижать конкурентоспособность продукции фирмы, объемы реализации и уровень дохода
В ходе многоступенчатого анализа негативного воздействия факторов на рентабельность собственного капитала предприятия мы должны разработать соответствующие контрмероприятия, чтобы эффективно противостоять рассматриваемым факторам. Тем самым, на наш взгляд, мы совершенствуем методы управления конечными финансовыми результатами хозяйствующих субъектов.
Так как такой подход позволяет комплексно воздействовать на максимизацию рентабельности собственного капитала предприятия посредством уменьшения силы (масштабов) негативного воздействия инфляционных процессов на факторы наращивания собственного капитала. Анализ и обобщение специальной литературы позволили нам выделить наиболее значимые направления этого процесса.
В этой связи, на наш взгляд необходимо:
1. максимизировать рентабельность активов;
2. сформировать четкую структуру источников средств, полностью отвечающего стратегическим задачам предприятия при выдержке необходимого уровня финансовой устойчивости и рисков;
3. снизить влияние инфляции на рентабельность собственного капитала. [3,10,13] Для того, чтобы оптимизировать состав и структуру активов необходимо, в первую очередь, провести тотальную инвентаризацию всего имущества хозяйствующего субъекта. Такой подход позволит объективно установить все активы предприятия, их состояние, коэффициент изношенности и т.д.
На втором этапе целесообразно выяснить фактическую потребность расширения состава активов предприятия интенсивным или экстенсивным путем. Таким образом, как видно из вышеизложенного, необходима жесткая увязка процесса оптимизации состава и структуры активов с внедряемой инвестпрограммой хозяйствующего субъекта, а также комплексом стратегических и тактических задач по расширению рынка сбыта и т.д.
На третьем этапе необходимо рассмотреть проблемы снижения себестоимости готовой продукции. Она должна быть решена в рамках оптимизации состава и структуры активов, например, путем уменьшения сумы амортизации, увеличения выхода готовой продукции и т.д. Вместе с тем, в любом случае необходимо для сокращения себестоимости продукции задействовать и специфические меры, направленные в частности, на повышение ресурсоотдачи, на улучшение качества чистого дохода хозяйствующего субъекта.
Бесспорно, эта задача не из легких, так как она сопряжена с необходимостью внедрения новых ресурсосберегающих технологий и оборудования. Однако, другого пути нет, для того, чтобы выжить в условиях возрастающей конкуренции. Также, на наш взгляд, требуется рассмотреть понятие «качество чистого дохода».
Мы под данным понятием рассматриваем совокупную оценку выгоды, которую сельхозпредприятие получает в ходе продажи своей готовой сельхозпродукции на соответствующем рынке, а также задействования определенной части собственной продукции для удовлетворения внутренних хозяйственных потребностей, чтобы избежать необходимость закупки дорогостоящих аналогичных товаров, в т.ч. семян, кормов, удобрений и т.п. Основной фактор качества чистого дохода проявляется в виде соотношения (структуры) между проданной сельхозпродукцией и внутренним оборотом (потреблением) этой же сельхозпродукции. Очевидно, что качество чистого дохода есть относительный показатель, соотносящий в комплексе прибыль и внутренне потребление с выручкой и ценностью внутреннего потребления, т.е. стоимостью сельхозпродукции, которую потребовалось бы приобрести для собственных потребностей.
Повысить качество чистого дохода предприятий можно путем повышения степени передела готовой продукции, что позволит одновременно увеличить добавленную стоимость, а значит и прибыль предприятия, а также позволит нарастить эффективность производства продукции для внутреннего потребления. При этом внутренний оборот позволит заменить более дорогостоящие аналоги. Кроме того, надо отметить, что продуманное стратегическое управление сроками реализации сельскохозяйственной продукции дает возможность добиться максимальной прибыли, исходя из наличия обязательного колебания цен на продукцию предприятий в рамках годичного цикла воспроизводства. В числе основных факторов качества чистого дохода особое значение имеет рентабельность продаж и эффективность производства для внутреннего потребления. Для роста качества чистого дохода, а значит, и рентабельности собственного капитала предприятия требуется ряд обоснованных эффективных управленческих решений, реализация которых позволит улучшить рассматриваемые показатели. [1,7,14].
Бесспорно, все это сопряжено с необходимостью увеличения валового выхода продукции; создания системы рационального планирования потребности в продукции для внутреннего потребления. В соответствии со вторым — предприятия требуется исследование структуры источников средств хозяйствующего субъекта, что позволит в дальнейшем принимать обоснованные управленческие решения по ее оптимизации. Здесь необходимо учитывать, что в зависимости от заданных целей и проводимой финансовой политики хозяйствующего субъекта возможное отличное понимание оптимизации структуры источников средств. В первую очередь, речь идет о соотношении собственных и заемных источников средств. Если структура источников средств полностью состоит из собственных средств, то такое соотношение дает владельцу абсолютный контроль за деятельностью сельхозпредприятия, ибо он обладает максимальной финансовой независимостью.
Но на практике, как правило, все предприятия испытывают острую нехватку средств из-за ограниченности собственных источников, что не позволяет расширить производство, освоить новые рынки сбыта, задействовать значимые инвестиционные программы и т.д. поэтому абсолютное большинство предприятий вынуждено искать дополнительные средства в виде заемных источников.[2,4,9,12]
Проблема наращивания рентабельности продаж требует постоянного пристального внимания к готовой продукции с целью проведения специальных мероприятий, в том числе:
− необходимо снизить издержки обращения; − сократить остатки нереализованной продукции;
− снизить материалоемкость и трудоемкость производимых продуктов;
− повысить качество готовой продукции и оптимизировать ее ассортимент .
Нам представляется, что эти мероприятия в комплексе с другими подобными дадут возможность значительно снизить коммерческие и другие издержки хозяйствующего субъекта, что в свою очередь, позволит уменьшить совокупные затраты предприятия и увеличить прибыль и рентабельность продаж.