Статья на тему Актуальный проблемы содержания осужденных лиц при достижении ими совершеннолетнего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Актуальные проблемы содержания осужденных лиц при достижении ими совершеннолетнего возраста
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с проведением воспитательной работы с осужденными несовершеннолетними и проблемы, возникающие при переводе осужденных несовершеннолетних, достигших совершеннолетнего возраста в колонии общего режима, связанные с негативным влиянием на несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетний, воспитательная колония, негативное воздействие, рецидив.
Определяя возраст привлечения к уголовной ответственности законодатель исходит из того, что лицо только по достижении определенного возраста способно в полной мере осознавать характер своих действий и общественную опасность совершаемого им деяния. За совершение наиболее опасных деяний, таких как убийство, причинение вреда здоровью, кража грабеж, разбой уголовная ответственность наступает с 14 лет, поскольку общественная опасность таких преступлений очевидна и может быть осознана уже по достижении 14 летнего возраста. Для других видов преступлений законодатель считает, что уголовная ответственность может наступить по достижении 16 лет. «Для правильной оценки своего правонарушающего поведения, его последствий лицу необходимо обладать определенными знаниями как общего, так и профессионального характера, жизненным опытом, которые зависят от многих обстоятельств, и прежде всего от возраста. Возраст является, как правило, свидетельством того, что лицо достигло либо не достигло такого уровня своего развития, при котором может осознанно отдавать отчет своим действиям или руководить ими» .
При характеристике личности несовершеннолетнего преступника в качестве основных особенностей личности выступают особенности, связанные с возрастом. Возраст — это критерий, позволяющий выделить данные преступления в одну классификационную группу. Именно с возрастом связаны основные психологические особенности несовершеннолетних, которые могут стать причиной для совершения преступления. В подростковом возрасте характерно наличие чувства противоречия, пренебрежения установленными нормами, желания проступать самостоятельно и вопреки установленным правилам. При этом подросток еще не достиг той психологической зрелости, которая позволила бы ему адекватно оценивать свои поступки. Он подвержен большому влиянию со стороны сверстников и более взрослых товарищей. Для несовершеннолетних характерна повышенная внушаемость, неустойчивость психики. Они бывают не способны оценить степень опасности своих действий. «Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие, немотивированная агрессивность и жестокость» . Именно особенности возраста и уязвимого психологического статуса несовершеннолетних являются причиной для смягчения некоторых видов наказаний для несовершеннолетних.
Возрастом считается количество прожитых лет начиная со дня рождения и до определенного момента. При решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности возраст несовершеннолетнего устанавливается по документам о рождении. При этом лицо считается достигнувшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток. При отсутствии документов возраст устанавливается на основании заключения судебно-медицинской экспертизы.
Возраст несовершеннолетнего учитывается как смягчающее обстоятельство в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Для несовершеннолетнего преступника характерны определенные особенности психики, которые являются причинами совершения преступлений.
Указанные особенности психики накладываются на неблагоприятную общественную ситуацию, в которой находится несовершеннолетний и указанные факторы в совокупности приводят к совершению преступления. «Под иными особенностями личности, о которых говорится в законе, следует понимать совокупность ценностных ориентаций, потребностей, интересов, взглядов несовершеннолетнего, проявляющихся в его поведении, в том числе преступном. Они могут характеризоваться степенью проявления возрастных характеристик психики: внушаемости, склонности к подражанию и фантазированию, импульсивности и т.д. Иначе говоря, речь идет о тех особенностях личности несовершеннолетнего, которые влияют на выбор методов и средств воспитательного воздействия» .
На совершение преступлений несовершеннолетними влияют различные факторы. Это неблагоприятная обстановка в семье, безнадзорность несовершеннолетних, отсутствие воспитательной работы, негативное влияние сверстников и взрослых лиц. Чаще всего несовершеннолетние лица совершают преступления в составе группы, находясь под влиянием взрослых. УК РФ предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления для лиц достигших 18 летнего возраста (ст.150) Наказание по данной статье составляет от 5 до 8 лет лишения свободы.
Обстановка в семье является одним из наиболее существенных факторов влияющих на процесс развития преступности несовершеннолетних. Известно, что среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Полученные негативные уроки воспитания в духе пренебрежения к законам, общего аморального поведения несовершеннолетний реализует, совершая преступление. Отсутствие семейного воспитания, безнадзорность также являются существенным провоцирующим фактором. Несовершеннолетние, оказавшись без присмотра родителей стремятся покинуть воспитательное учреждение, попадают в группу таких же несовершеннолетних и в итоге вовлекаются в совершение преступления.
Все указанные причины совершения преступлений, особенности личности несовершеннолетнего и условий его проживания должны быть учтены при назначении ему наказания в пределах санкции соответствующей статьи УК РФ. Общая позиция законодателя и судебной практики заключается в том, что при назначении наказания должны быть в максимальной степени учтены интересы несовершеннолетнего.
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. Лишение свободы несовершеннолетними осужденными отбывается в воспитательных колониях (ч. 6 ст. 88 УК РФ). Воспитательные колонии — это вид исправительного учреждения, который специально предназначен для исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных. Отбывание наказания в воспитательных колониях определяется тем несовершеннолетним, которые не достигли на момент вынесения приговора восемнадцатилетнего возраста.
Порядок отбывания наказания осужденными в воспитательных колониях и осуществление с ними воспитательной работы регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации» (УИК РФ).
Для отбывания наказания в воспитательной колонии предусмотрены более облегченные условия отбывания наказания, чем, например, для колоний общего режима. Осужденные проживают в общежитиях. Им разрешается иметь достаточно большое количество свиданий (до 12 в год), получать посылки, расходовать средства, находящиеся на их личных счетах.
Понятие, формы и порядок воспитательной работы с осужденными установлены гл. 15 УИК РФ. Значение воспитательной работы заключается в том, что посредством ее проведения решается несколько задач процесса исправления осужденного. В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Указанные направления составляют задачи исправительной работы с осужденными.
Человек совершивший преступление отличается пренебрежительным отношением к нормам права и морали, он пренебрегает важностью и значимостью общественных отношений и сознательно наносит им вред. В его сознании формируются искаженные морально-нравственные установки и ценности. Задача воспитательной работы с осужденными в формировании у них уважительного отношения к общепризнанным ценностям, особенно к человеку, его правам и свободам. Повышение образовательного и культурного уровня также играет важную роль в исправлении осужденного, поскоьку совершение преступления может также объясняться и низким уровнем культурного развития. В ходе воспитательной работы у осужденного должны быть сформированы новые ценности, которые в конечном итоге приведут к предотвращению совершения им новых преступлений. «Одной из главных задач является исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Конечная цель воспитательной работы состоит в воспитании полезного члена общества, исполняющего законы, правила поведения, свой долг человека и гражданина» . Естественно, что подобные задачи воспитательной работы не всегда достижимы на практике и воздействие воспитательных мер на конкретного человека может быть различным и может даже не возыметь действия, но по крайней мере законодательством такие задачи поставлены.
Таким образом можно сказать, что в ходе проведения воспитательной работы у осужденного осуществляется формирование правосознания. Формы воспитательной работы определены ст. 110 УИК РФ. Они могут быть применены также и к несовершеннолетним осужденным. В соответствии с ч. 1 ст. 110 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
Для несовершеннолетних осужденных организуется учебно-воспитательный процесс, а также применяются особые меры поощрения и взыскания. В соответствии со ст. 141 УИК РФ В целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня. Общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и учебно-производственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии. Несовершеннолетним осужденным разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Таким образом в ходе проведения воспитательных мероприятий, применения мер поощрения и взыскания у несовершеннолетних осужденных формируется модель поведения, вырабатываются определенные навыки общения, работы в коллективе и также формируется уровень правосознания.
При достижении совершеннолетия несовершеннолетние осужденные переводятся в исправительные колонии общего режима. В соответствии с ч. 3 ст. 140 УИК РФ все осужденные, достигшие возраста 19 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии либо из изолированного участка воспитательной колонии, функционирующего как исправительная колония общего режима, в исправительную колонию общего режима по постановлению начальника воспитательной колонии. «По мнению ученых и практиков, данное обстоятельство негативно сказывается на поведении воспитанников. Они, предполагая последующий перевод в исправительное учреждение, предназначенное для содержания совершеннолетних осужденных, зачастую нарушают установленный порядок отбывания наказания, стараясь тем самым заслужить криминальный авторитет. Кроме того, перевод осужденных из одного учреждения в другое всегда негативным образом отражается на исправительном процессе, нарушая важный педагогический принцип непрерывности воспитания» .
В исправительных колониях общего режима они отбывают наказание на одинаковых условиях с остальными осужденными и в силу этого испытывают негативное воздействие со стороны взрослых осужденных. Они испытывают воздействие жестокой, аморальной, антисоциальной среды нагнетаемой отдельными авторитетными группами осужденных исповедующих “воровской закон” и иные негативные, противоправные принципы и манеру поведения. Отсюда, все усилия воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, которые предпринимались в воспитательной колонии могут сойти на нет. Осужденные, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте, испытывают влияние преступной среди и отсюда возрастает шанс совершения новых преступлений и, как следствие, рецидивной преступности.