Статья на тему Активизация речевой деятельности с использованием малых фольклорных форм или жанров у младших дошкольников с общим недоразвитием речи (1 уровень речевого развития)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Активизация речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи первого уровня (ОНР) является чрезвычайно важной задачей их речевого развития. При этом их лексический строй определенно отличается от лексического строя нормативных детей.
Исследования Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой свидетельствуют о том, что основополагающим симптомом дизонтогенеза речи следует считать стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым словам, а также воспроизведение в основном открытых слогов и непосредственно укорочение слов за счет пропуска его отдельных фрагментов [2, с. 45].
Нами было проведено исследование речевой деятельности младших дошкольников с ОНР. Результаты свидетельствовали о том, что для первого уровня развития речи при ОНР характерно отсутствие общеупотребительной речи. В возрасте 3-4 лет они вместо речевого общения используют лепетные слова, звукокомплексы и звукоподражания. Такой ребенок выражает свои просьбы и желания с помощью мимики, жестов и упрощенных лепетных слов. В то же время понимание обращенной речи ребенком с первым уровнем речевого развития значительно лучше собственной речи. Но это касается хорошо знакомой ситуации. Дети с первым уровнем речевого развития не в полном объеме понимают обращенную речь. Они преимущественно усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, также у них фиксируется сниженная работоспособность, небольшие объем внимания и память (в силу несформированности высших психических функций, по словам С.В. Леоновой и Р.Ф. Ионовой) [3, с. 32].
Это все обуславливает необходимость применять такие подходы в активизации речевой деятельности, которые будут понятны таким детям. Малые фольклорные формы и жанры в этом плане расцениваются детьми как игровые, и, по мнению С.В. Леоновой и В.О. Полухиной именно благодаря этому происходит активизация словарного запаса выразительными средствами речи [4, с. 46].
Малые фольклорные формы (МФФ) многофункциональны, но, главное, они призваны развивать и развлекать. В устном народном творчестве существуют конкретные образы, которые вызывают сильные эмоции, переходящие в наглядные образы [6, с. 160].
Смысловая и структурная стороны речи младших дошкольников с ОНР, по мнению И.М. Цых, определяются доминированием наглядного образа, тогда как их просодия через фольклорные формы выполняет смыслоразличительную роль [7, с. 146].
Так, колыбельные песни развивают речь дошкольников, развивая их словарный запас за счет специфики содержания: в них отражены сведения об окружающем мире, о социально-значимых предметах [5, с. 11]. Их грамматическое разнообразие помогает детям формировать грамматический строй речи, фонематическое восприятие (за счет звукоподражаний, фонем), образовывать однокоренные слова, расширять кругозор и формировать словарный запас, воображение [1, с. 27].
Народные потешки помогают развивать фонематический слух за счет обилия звукосочетаний – наигрышей, которые циклично повторяются с разной интонацией и темпом. Также они позволяют осознать красоту и богатство родного языка, его лаконичность. Пословицы и поговорки, имея эпитеты и сравнения, также обогащают словарный запас. Загадки развивают в ребенке способность к высказыванию мыслей в сжатой форме.
Устное народное творчество содержит большие возможности для пробуждения познавательной активности младшего дошкольника, тем самым воздействуя на красоту и лаконичность его речевой деятельности, поскольку звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание [5, с. 34].
В работе по активизации речевой деятельности младших дошкольников с ОНР (первый уровень речевого развития) МФФ мы видим два ключевых направления: формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий и формирование коммуникативных умений и навыков, связной речи.
Первое направление ориентировано на:
— формирование готовности к восприятию МФФ на основе организации предметно-развивающей среды;
— знакомство с жанрами МФФ, формирование смыслового и художественного восприятия;
— формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений.
Методами и приемами в данном случае служат:
— словесные дидактические игры;
— словесные русские народные игры;
— пальчиковые игры;
— пение потешек, закличек, народных песенок, игры-имитации;
— народные подвижные игры;
— артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале;
— придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок.
Второе направление подразумевает:
— заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи;
— развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.
В данном случае методами и приемами являются:
— использование потешек, закличек, приговорок, считалок, прибауток, небылиц;
— придумывание считалок, небылиц и дразнилок;
— использование скороговорок, чистоговорок;
— знакомство с докучными сказками, поговорками, и пословицами;
— отгадывание и составление загадок;
-игры-драматизации и инсценировки;
— решение головоломок и кроссвордов.
Реализация занятий МФФ по активизации речевой деятельности осуществляется в следующих формах: речевые досуги, фольклорные концерты, логопедические и логоритмические занятия, совместная деятельность, календарные праздники, музыкальные занятия, самостоятельная деятельность.
Содержание, методы и приемы логопедической работы направлены на формирование навыков правильного звукопроизношения, речевого слуха фонематического восприятия (потешки, игровые песенки, скороговорки); на развитие грамматического и семантического компонентов языковой способности (поговорки, пословицы, небылицы, загадки, заклички); связной речи, диалога, навыков пересказа с опорой на вопросы, по сюжетной картине, по серии картин, описания (составление загадок, описательного рассказа по образной игрушке, доказательство на основе отгадывания загадки).
Развитие выразительности речи, по нашему мнению, основанном на произведенном анализе, включает:
— обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок;
— формирование навыков подбора и использования сравнений;
— развитие интонационной выразительности.
Кроме того, в процессе работы развивается познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
Большое значение имеет специальная организация предметно-развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг-раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, набор открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образных игрушек – персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.
С целью повышения мотивации на занятиях часто используется прием присутствия игрового персонажа (образной игрушки – кота, ежа, Петрушки), что отсылает к необходимости использования игровых форм работы с младшими дошкольниками с ОНР (первого уровня речевого развития) для более качественного их восприятия малых фольклорных форм.
Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы. На начальных этапах развивается интерес к потешкам, пестушкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам, загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности.
Дети учатся воспринимать интонационную выразительность. Ее значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышается за счет проблемных вопросов, например: «Как вы думаете, Петрушка – веселый?», а также заданий: «Покажи, как зайка начал умываться?», «Как ты моешь глазки?». С целью закрепления и активизации представлений о средствах интонационной выразительности, характерных для потешек, прибауток и сказок, используются активные методы анализа фольклорного текста. Для работы необходимо иметь картотеку малых фольклорных форм для детей младшего дошкольного возраста с ОНР.
Таким образом, работа с малыми фольклорными формами способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности логопедического воздействия с детьми с ОНР первого уровня.