Статья на тему Активизация познавательной деятельности в процессе обучения трудового права в СПО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Вопросы активного обучения относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, поскольку обучение и развитие носят активный характер, а качество обучения как деятельности определяет результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся. Ее особая значимость заключается в том, что обучение, являясь рефлексивно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающегося к самой познавательной деятельности. Решение проблемы повышения эффективности процесса обучения требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся.
Активизация познавательной деятельности – это совершенствование методов и организационных форм познавательной деятельности, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность студентов на всех этапах учебного процесса.
Одной из актуальных проблем профессиональной педагогики является активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения. Освоение особенностей профессии будет эффективным только в том случае, если учащийся сам целенаправленно участвует в формировании необходимых компетенций. Существует несколько способов активизации мыслительной деятельности студентов. К ним относятся активизация мышления через использование нетрадиционных педагогических методов, методов проблемного обучения, методов, основанных на включении в учебный процесс деловой игры. Задача преподавателей – построить свою работу таким образом, чтобы заинтересовать в обучении, помочь сформировать убеждения и установки в соответствии с общечеловеческими ценностями, создать условия для развития личности учащихся.
Для активизации мыслительной деятельности можно использовать фронтальный опрос с проблемными вопросами; логический диктант, когда учитель зачитывает вопрос, а учащиеся дают краткий ответ; графический диктант, когда учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы графически: если «да» – линия, если «нет» – дуга. Это позволяет быстро проверить правильность ответов, в том числе с помощью обмена учениками своими работами. Развитие познавательного интереса имеет особое значение на уроках профессиональных дисциплин. Эти предметы содержат в основном новый для студентов, тесно связанный с их будущей профессией и поэтому потенциально интересный как теоретический, так и фактический материал. [1]
Помимо усвоения значительного объема разнообразных знаний, студенты должны приобрести определенные компетенции, непосредственно связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Следует учитывать и другую особенность содержания этих предметов – их органическую связь с производственной практикой. Поэтому формирование познавательных интересов – это в значительной степени формирование профессиональных и общих компетенций студентов.
Под правовым образованием можно понимать совокупность обучающих и воспитательных действий, применяемых в процессе формирования у обучающихся современных правовых ценностей, направленных на уважение по отношению к праву, правовым ценностям, а также формирование правовой культуры. Совокупность указанных действий предполагает усвоение учащимися системных знаний в сфере права, в качестве основы для развития соответствующих ценностных ориентаций, необходимых каждому человеку.
Правовые знания, преподаваемые на уроках права, а также предлагаемые для изучения и самостоятельной работы учащихся нормативно-правовые акты, должны носить актуальных характер, т. е. соответствовать нынешнему положению законодательства РФ. Тем не менее, зачастую, в ходе обучения обучающимся предоставляется неактуальные законодательные акты или устаревшие редакции кодексов и т. д., что, несомненно, является одной из актуальных проблем.
Тем не менее, указанная проблема имеет достаточно простое решение. Педагог, преподающий право и работающий с правовой информацией, должен перед проведением урока проверить актуальность предоставляемой информации. Для этого существуют различные правовые базы — КонсультантПлюс и Гарант. В ходе преподавания особое значение для учащихся имеет практическая направленность изучаемых вопросов. [5]
Современный студент при изучении правового материала должен четко представлять цели изучения, зачем изучается учебный материал, и для чего он должен его изучать. Студентам не нужны знания об абстрактном праве, им необходимо знать, где, когда и как они будут иметь возможность их применять, зачем это нужно лично им. Только в этом случае можно добиться положительного результата. Сегодня учителя все чаще сталкиваются с проблемой правового нигилизма, который мешает развитию критического правового мышления у учеников. Правовой нигилизм как массовое явление требует все большей мобилизации сил и ресурсов, выделенных на борьбу с ним. Это необходимо не только для объективной оценки учащимися правовой ситуации в стране, но также и для более глубокого осмысления противоречивой природы права, обучения принятию учениками решений в сложных жизненных ситуациях в правовых рамках, осмыслению ими своих действий.
В ходе преподавания юридических дисциплин используются различные способы, приемы и средства обучения. Так общедидактические применяются без привязки к каким-либо конкретным учебным дисциплинам. Отраслевые, напротив, отражают специфику конкретных предметов.
Среди наиболее востребованных назовем активные и интерактивные инновационные методики обучения. С учетом роста творческого фактора в образовании важна активная роль всех участников учебного процесса и формирование самостоятельности обучающихся. Именно потому развитие диалога обучающегося с преподавателем становится первостепенной составляющей успешности обучения. Решая творческие и проблемные задания, либо в ходе дискуссий с преподавателем или с другими сокурсниками, обучающийся развивает способность анализа и критического восприятия 5 проблем. Одновременно осуществляется сотрудничество преподавателя с обучающимися. Понятие «инновационные методики преподавания» является многогранным. Оно объединяет в такие способы обучения, которые уже доказали свою эффективность, позволили интенсифицировать и модернизировать учебный процесс, либо потенциал которых признан практиками для развития творческого подхода и активизации личностного потенциала участников.
Практика преподавания юридических дисциплин в среднем профессиональном учебном заведении является лучшим критерием для проверки эффективности тех или иных методов, форм и приемов педагогической деятельности. Поэтому без оговорок действенными следует признать разбор коллизий и казусов; деловые игры с предварительным распределением ролей обучающихся по трудовому праву.
Навыки коллективного взаимодействия и умение работать в коллективе лучше всего приобретаются в ходе решения заданий в малых группах, а также при сочетании индивидуальных и групповых тренингов.
Чрезвычайно полезными представляются факторы воздействия на обучающихся авторитетом приглашенных действующих юристов, в частности, при проведении мастер-классов и дискуссий с ними.
Преподаватель, безусловно, является главным сценаристом и режиссером при подготовке игры, однако вполне допустимо, чтобы некоторые эпизоды отдавались для разработки обучающимися, причем как отдельно, так и малыми группами.
Оптимизация учебного процесса будет эффективной при комплексном соблюдении принципов. Рассмотрим педагогические условия как основной компонент принципа относительности оптимизации процесса обучения, которые условно можно разделить на две группы:
1) педагогические мероприятия по оптимизации учебного процесса;
2) условия, оптимизирующие учебный процесс.
В свою очередь, к первой группе можно отнести:
оценка и анализ учителем собственных знаний и деятельности;
анализ учителем своего педагогического опыта;
совместное обсуждение достигнутых результатов оптимизации со студентами с целью выявления причин трудностей и перегрузок студентов, обмен опытом, использование индивидуального подхода к обучению.
Условиями оптимизации учебного процесса являются следующие:
Учитель определяет оптимальный тип урока, учитывая его тематику, место в учебном плане и новизну;
Применение дифференцированного подхода к обучению с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;
Cоздание доброжелательной и комфортной обстановки в группе;
Поддержание равновесия и самоконтроля во время урока и, при необходимости, своевременная корректировка и поправка учителя в соответствии с конкретной учебной ситуацией;
Учет учителем санитарно-гигиенических норм во время учебного занятия и перегрузки учащихся.