Статья на тему Агрессия младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
АГРЕССИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены результаты исследования агрессивно-
го поведения детей младшего школьного возраста. Целью работы
является анализ психологических особенностей разных форм про-
явления агрессии.
В статье представлены результаты исследования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
В статье представлены результаты исследования агрессивно-
го поведения детей младшего школьного возраста. Целью работы
является анализ психологических особенностей разных форм про-
явления агрессии.
Ключевые слова: агрессивные дети, сопровождение агрессивного ребенка, ранние проявления агрессии, коррекция поведения.
Одной из актуальных проблем в общеобразовательных учреждениях является агрессивное поведение детей младшего школьного возраста. Ведь понимание механизма формирования агрессивных действий у детей младшего школьного возраста помогает не только объяснить причины агрессивного поведения школьников, но и найти средства психологического воздействия на ребенка, выяснить основные направления психолого-педагогической коррекции и профилактики агрессивных проявлений в поведении уже в начальной школе.
Цель статьи охарактеризовать агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
Агрессия часто возникает основным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит им боль и непонимание. Современная психолого-педагогическая наука не предлагает однозначной трактовки понятия агрессии.
В общем, термин «агрессия» (aggressиon) происходит от слова adgradи (ad — «на», gradus — «шаг»), что в буквальном переводе — «наступать», «двигаться на» [1].
В психологической литературе имеется ряд определений агрессии.
А. В. Наконечная определяет агрессию как словесное или физическое поведение человека, направленное на разрушение или повреждение. Зато, «агрессивность» следует понимать как эмоциональное состояние или даже черту характера, что проявляется во враждебном отношении индивида к другим людям, животным или окружающего мира. Такое отношение сопровождается целевой деструктивным поведением, противоречащим общественным нормам и наносит определенный (физический, моральный или психологический) вред окружающим источника агрессии [5].
С. Икунина предлагает аналогичное определение понятия «агрессия», определяя «агрессивность» как свойство личности, которая выражается именно в готовности к агрессии [4], то есть готовности к агрессивному поведению.
Существует множество других интерпретаций понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение». В частности, возможно толкование агрессии исключительно как попытки нанесения другим людям физических повреждений; как реакции индивида на враждебные действия другого человека для защиты первой своей территории или с целью избавиться от собственного чувства неуверенности.
Возможно толкование, по которому агрессивным считается любое поведение, которое несет угрозу или непосредственный вред другим людям. Зато в противном случае агрессивным можно считать только-то поведение, которое включает в себя сознательное намерение обиды или задачи другого вреда, а не просто приводит к таким последствиям.
Мы видим в агрессивности положительную черту характера, необходимую для жизни, ведь такая черта предусматривает лидерские качества: настойчивость, стремление к победе и преодоления препятствий, упорство в достижении поставленной цели. В то же время, исследовательница предостерегает, что в наиболее экстремальных и социально недопустимых формах агрессивность может перерасти из «защитного механизма» против воздействий враждебной среды в насилие как деструктивное (для индивида и его окружения) явление [6].
В зарубежной психологической литературе можно условно выделить два направления в понимании агрессии. Современные психологи различают положительную (обеспечивает обществу, группе или индивиду возможность безопасности, выживания и развития) и негативную агрессию (направлена на удовлетворение человеком собственных стремлений путем причинения вреда ее окружению) [1].
Ученые говорят о недеструктивной агрессивности и враждебной агрессивность, которые могут быть присущими и детям, и взрослым. Недеструктивная агрессивность возникает механизмом удовлетворения желаний, достижение цели и способности к адаптации. Она подталкивает ребенка к конкуренции, защиты собственных интересов и прав, а потому способствует развитию познания и способности полагаться на себя. В противоположность первой форме, вражеская агрессивность определяется исследователем не только как враждебная и злобная поведение, но и как желание причинить боль, получить от этого удовольствие.
В последнем случае результатом агрессивного поведения конфликты, развитие агрессивности как личностной черты, снижение адаптивности ребенка [4]. К основным признакам агрессивности принято относить [5]:
1) стремление отказываться и отрицать, упрямство;
2) раздражительность и драчливость;
3) приступы гнева, взрывы негодования и злобы;
4) настаивает на своем, властность;
5) завышенная самооценка;
6) самоуверенность;
7) неумение понять интересы другого человека, эгоцентризм;
8) попытка унизить, оскорбить.
В отечественной и зарубежной научно-методической литературе отсутствует четкое определение понятия «детская агрессивность». Обычно под этим понятием подразумевают такое состояние и поведение ребенка, при которых он пытается силой получить то, чего хочет, или реагирует на неприятные ситуации путем давления.
Детское агрессивное поведение выражается в попытке умышленно нанести вред другому человеку, ударить, оскорбить, обозвать. В младшем школьном возрасте наиболее распространенными формами проявления агрессии являются: воинственность, упрямство, приступы ярости, гнева и возмущения, унижения и оскорбления других, разрушительные действия и т. На основе практики работы с детьми эта исследовательница отмечает, что агрессивные проявления у детей обычно ситуативными, неустойчивыми по интенсивности, частоте выражения и направленности [2].
По результатам исследований указанного ученого, большинству детей с агрессивными поведенческими проявлениями свойственны такие черты [2]:
1) недоразвитие коммуникативной речевой функции;
2) неудовлетворенность потребности в признании их ровесниками и взрослыми;
3) неумение адекватно выражать собственные негативные эмоции;
4) неумение взаимодействовать конструктивно в конфликтных ситуациях с ровесниками и взрослыми и тому подобное.
Основными факторами, связанными с проявлениями агрессии у младших школьников, являются [3]:
1) индивидуальные и возрастные особенности младших школьников;
2) условия семейного воспитания;
3) система и характер воспитания, способствующих превращению агрессивного поведения в привычное средство достижения ребенком собственных нужд;
4) взаимодействие со сверстниками;
5) моральные поведенческие нормы, заданные определенными социальными условиями;
6) модели агрессивного поведения, транслируемые в СМИ;
7) политическое и социально-экономическое положение современного общества;
8) физические условия среды, окружающей младшего школьника (например, невозможность остаться в одиночестве и высокая концентрация людей в большом городе);
9) ослабленное здоровье, соматическое неблагополучие, психические заболевания.
Предлагаем более подробный перечень возможных источников возникновения детской агрессивности. Основными факторами, которые обусловливают появление агрессивности у детей, признаем имеющийся в семье стиль воспитания (гиперопека), социокультурный статус семьи, нестабильность современных социально-экономических условий, повсеместную демонстрацию сцен насилия, а также индивидуальные особенности младшего школьника (низкий уровень активного торможения, снижена произвольность).
Кроме того, указываем на ряд других источников возникновения детской агрессивности: различные виды страха (страх потери родительской любви, страх перед разлукой, перед телесными повреждениями), научение агрессии во время непосредственного приобретения ребенком негативного опыта, пережитые негативные чувства, хроническое переутомление, отсутствие условий для активной деятельности, любой стрессовый фактор (поступление ребенка в школу) [4].
На закрепление агрессивной поведенческой модели ребенка объективно могут влиять особенности общения в семье, нарушение психического развития, а также бесконтрольный просмотр телевидения, перегрузки детской психики агрессивными компьютерными играми [2].
Отметим, что негативный пример, СМИ сегодня действительно становится одним из факторов, в значительной мере формируют характер и поведение ребенка.
Так, 25% взрослых обеспокоены тем, что их дети проводят в сети Интернет слишком много времени, 63% родителей обеспокоены общением детей в виртуальных сообществах, а 76% родителей не знают, какие конкретно сайты посещают их дети. Как следствие, негативное влияние СМИ на психику детей приводит к их неуравновешенности, а в результате постоянного созерцания насилия оно воспринимается школьником как вполне нормальное явление [6].
По нашему мнению, можно классифицировать определенные проблемы, которые могут выступать причинами детской агрессивности, по их значимости для собственно младшего школьника. То есть предложенная нами классификация рассматривает проблемы с точки зрения ученика младшего школьного возраста. Согласно ей, основными проблемами, с которыми сталкивается младший школьник (и которые могут вызвать агрессивность и агрессивное поведение) являются:
1. Расхождение между уровнем желаний школьника и реальными возможностями их реализации [4]. В этом контексте оценка учителем деятельности ученика (как и критика, к которой школьник в этом возрасте чрезвычайно чувствительным) играет важную роль, ведь именно в младшей школе обучение становится ведущей деятельностью индивида.
Ребенку достаточно сложно заметить разницу между собственной степенью подготовки материала и степени его подготовки одноклассниками. В результате возникает чувство несправедливости по учителя, которое нередко подкрепляется отрицательной настроенностью родителей против ученика. Ребенок сердится, сердится и, наконец, выплескивает накопившуюся агрессию на окружающих или, что, гораздо, хуже, держит ее в себе. Бурную реакцию можно объяснить кризисом саморегуляции (неумением сдерживать собственные чувства, управлять ими), которая приходится на седьмой год жизни человека. Указанная проблема может также принимать форму потребности школьника в получении определенного статуса в референтной группе, недовольство которой развивает у него чувство неполноценности и, как результат — асоциальность и агрессию [5].
2. Невнимание родителей, или стиль семейного руководства [4]. Она расстраивает детей, а затем вызывает чувство страха и вины, которые трансформируются в агрессию.
Агрессивные дети нередко сталкиваются в семье с грубостью и проявлениями неуважения к себе, сознательным или бессознательным их унижением родителями. Эмоциональная уязвимость младшего школьника приводит к раздражительности, а запрет на отдых (запрет играть в интересные игры, смотреть телевизор, гулять — как наказание за «плохие оценки» или агрессивное поведение) только усугубляет ситуацию. Такие «штрафные санкции» часто рассматриваются ребенком как издевательство родителей над ней, а потому вызывают возмущение (особенно часто это случается при авторитарном стиле воспитания). В то же время, под «невниманием» можно понимать равнодушие, которое сопровождает родительскую гиперопеку. В таком случае родителями ограничивается самостоятельность и отбрасывается всякая инициатива ребенка, поэтому бунт возникает способом сохранить собственный психологическое пространство и право на попытку принимать решения самостоятельно [5].
3. Отношения с друзьями, одноклассниками, другими ровесниками. Ребенок может научиться агрессии при взаимодействии со сверстниками (например, в подвижных играх, где дети толкаются, догоняя друг друга, пытаются нанести друг другу какой-то вред, передразнивают).
Негативный опыт может приобретаться, если школьник становится жертвой агрессивного поведения [4]. В общем, агрессия в младшем школьном возрасте может быть вызвана физическими и психическими (индивидуальными), психолого-педагогическими, социально-психологическими, социальными и личностными факторами.
Как результат, ребенок часто теряет контроль над собой, становится бранной, часто спорит, отказывается выполнять правила, обвиняет других в своих ошибках, становится завидной и мстительной, чувствительной, часто умышленно раздражает людей, устраивает драки [1], портит имущество других, придумывает оскорбительные прозвища, или же становится склонной к аутоагрессии. В младшем школьном возрасте агрессивное поведение становится более организованной, и инициаторами агрессии являются не отдельные дети, а группировки детей [4].
Часто они не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение, а склонны видеть в ней единственное средство защиты своих интересов и самовыражение.
Младший школьный возраст является периодом, во время которого закрепляются основные поведенческие тенденции личности, в том числе и агрессивны. То есть при постоянном воспроизведении агрессивной модели поведения последняя может перерасти в самостоятельный личностный стереотип. Именно поэтому родителям, педагогам и школьным психологам категорически не следует отворачиваться от проблемы агрессивности младшего школьника, вешать на него ярлык «трудного ребенка», не устраняя саму эту проблему. Зато, раскрытие механизмов формирования детской агрессивности и дальнейшая коррекционная работа дают возможность преодолеть деструктивные тенденции развития ребенка [5].
Мы рассматриваем коррекционно-воспитательную работу как систему комплексных мер психолого-педагогического воздействия на определенные особенности аномального личностного развития. Сущностью такого воздействия является формирование у ребенка ряда психических функций, обогащения ее практического социального опыта, преодоление имеющихся у нее поведенческих, языковых и других нарушений [3].
В современной психокоррекционной практике арт-терапию определяют как набор методик, основанных на применении различных видов искусства для коррекции психоэмоциональных нарушений в личностном развитии путем стимулирования художественно-творческих проявлений ребенка. Основные ее методы — музыкотерапия, сказкотерапия, танцевально-двигательная и драматерапия, оригами, видеотерапия, фототерапия, рисование, цветотерапия, маскотерапия [2].
Арт-терапия основывается на убеждении, по которому человеческое «Я» воспроизводится каждый раз, когда индивид занимается спонтанным лепкой или рисованием, а не тщательно организованной учебной деятельностью [2].
Арт-терапия, призвана гармонизировать личность, развивая ее способность к самопознанию и самовыражению. Именно поэтому она рассматривается исследователями как «технология исцеления с помощью творчества», или специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, творческой и изобразительной деятельности [3].
Итак, арт-терапия является наиболее доступной и эффективной, соответствующей возрастным особенностям детского контингента, поскольку ее главная цель связана с гармонизацией личности путем развития его способностей самопознания и самовыражения. Важно то, что арт-терапия не навязывает ребенку «механических», «внешних» средств коррекции или решения ее проблем, а вместо этого «запускает» внутренние ресурсы личности. Проведение изобразительных занятий с младшими школьниками придает им социально приемлемый способ выхода агрессии и других негативных состояний, развивает воображение и чувство внутреннего контроля.
Вывод. Младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Итак, причинами возникновения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста могут быть:
1) особенности семейного воспитания (отвержение, гиперопека, насилие в семье, демонстрация родителями агрессивного отношения к окружающим);
2) стрессы в социальном окружении, индивидуальные особенности ребёнка (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов и тревожности);
3) фрустрация базовых потребностей ребёнка (в движении, самостоятельности, общении со сверстниками);
4) различные заболевания и т.д.
Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым родителям и специалистам. Особого внимания в анализе причин агрессивного поведения заслуживает телевидение и другие средства массовой информации. В свободное от занятий в школе время дети получают и осваивают социальный опыт через СМИ.