Статья на тему Адаптационные характеристики студентов первого курса психологического факультета
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Аннотация. Одним из важнейших этапов в жизни каждого студента при поступлении является проблема образовательной адаптации, как одного из видов социальной адаптации. Многочисленные исследования показали, что эффективность и успех обучения, в большинстве случаев, зависят от способности студента принять и понять новую среду, в которую он или она вступает при поступлении в высшее учебное заведение. Адаптация выпускников, нынешних студентов вузов, представляет собой динамически сложный многоуровневый процесс, который включает адаптацию к новым формам обучения и новой социальной среде — учебной группе и преподавателям.
Ключевые слова. Адаптация, студент-первокурсник, социально-психологический, исследование, методика, анкета, опросник.
Проблема процесса адаптации студентов в вузе в разное время изучалась многими: В.Н. Грибовым, О.Н. Казаковой, Т.И. Катковой, Г.П. Кузиной, С.А. Руновой, Ю.В. Стафеевой и др. Например, Г.П. Кузина и С.А. Рунова изучали, как происходила адаптация учащихся, профориентированных в школах. Т.И. Каткова и Ю.В. Стафеева показывают процесс адаптации студентов в высших учебных заведениях определенного типа (экономико/педагогических). В.Н. Грибов рассматривал вопрос адаптации молодежи в небольшом городе на этапе обучения в филиале вуза и при переводе студентов на обучение в базовый университет. Однако, несмотря на проведенные многочисленные исследования, до сих пор не до конца раскрыто, как осуществляется адаптация учащихся к обучению в условиях, когда по определенным причинам есть очень существенные различия в степени подготовки и мотивации учащихся первого курса.
В зарубежной психологии изучением адаптации изучали: З. Фрейд — психоанализ; Г. Айзенк, Р. Хэнки — необихевиоризм; К. Роджерс — гуманизм; Ж. Пиаже — когнитивизм. Каждому автору свойственно свое объяснение данного явления.
Рассмотрим классическое понятие «адаптация». Это способность организма привыкать к различным изменяющимся условиям окружающей среды, приспосабливаясь к ним. Таким образом, этот термин может пониматься как предпосылка для активной деятельности и необходимое условие для нее. Позитивное значение адаптации выражено в успешном выполнении человеком работы в различных социальных ролях. Под адаптивной способностью подразумевается способность человека как психологически, так и физически изменяться к различным требованиям окружающей среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта с окружающей средой.
Многие исследователи занимались изучением социально-психологической адаптации: из соотечественников это были А.А. Нальчайан, А.В. Петровский, И.К. Кряжева, Д.А. Андреева и др.; из ученых других стран — Г. Эйнзек, Г. Хартман и др.