Государственное и муниципальное управление Статья Экономические науки

Статья на тему 8, Совершенствование механизмов управления социальной сферой муниципального образования (на материалах администрации Собинского района)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Совершенствование механизмов управления социальной сферой муниципального образования (на материалах администрации Собинского района)

Improvement of mechanisms of management of the social sphere of the municipality (based on the materials of the Sobinsky district administration)

Аннотация: В статье рассматриваются полномочия органов местного самоуправления в социальной сфере. Исследуются подходы по управлению социальной сферой на уровне муниципальных образований. Анализируется деятельность администрации Собинского муниципального района Владимирской области в исследуемой сфере отношений.

Ключевые слова: социальная политика, социальная сфера, муниципальное образование, органы местного самоуправления.

Abstract: the article deals with the powers of local governments in the social sphere. The approaches to the management of the social sphere at the level of municipalities are investigated. The activity of the administration of the Sabinsky municipal district of the Vladimir region in the sphere of relations is analyzed.

Key words: social policy, social sphere, municipal education, local self-government bodies.

Муниципальное управление подразумевает реализацию полномочий органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования.
Можно обозначить следующие специфические признаки полномочий органов местного самоуправления:
1. Полномочия органов местного самоуправления создают неразрывное единство их прав и обязанностей, которые закреплены в законе.
2. Полномочия органов местного самоуправления закрепляются соответствующими нормативно-правовыми актами.
3. Любое полномочие органов местного самоуправления подлежит реализации посредством совершения властных действий административно-распорядительного или нормоустановительного характера.
4. Органы местного самоуправления обладают собственными властными полномочиями в решении вопросов местного значения.
Классифицировать полномочия органов местного самоуправления допускается по различным критериям. Сегодня выделяются такие основные сферы деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, как сфера хозяйственного строительства, сфера социально-культурного развития, сфера охраны общественного труда. В целях эффективного осуществления деятельности в перечисленных сферах органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями.
Первый составной элемент полномочий – это предметы ведения.
Под предметами ведения органа местного самоуправления подразумеваются сферы местной жизни, в которых осуществляет свою деятельность определенный орган местного самоуправления [3].
С целью оценки деятельности местного самоуправления в социальной сфере, главным образом, надо заострить внимание на важнейших аспектах, представленных ниже:
— политическая система России предусматривает управление социальной сферой на каждом уровне публичной власти (федеральный, региональный и муниципальный). Компетенции и функции всех управленческих уровней устанавливаются на основании законодательно разграниченных полномочий;
— проводимая политика в социальной сфере должна гарантировать целостность и устойчивость общества в условиях процесса его трансформации, усиливать степень его сопротивляемости отрицательному внешнему воздействию, способствовать предотвращению и сглаживанию острого и разрушительного внутреннего социального конфликта [2].
Основными механизмами управления муниципальной социальной сферой принято считать спонтанный и целенаправленный механизмы.
Спонтанным механизмом считается использование случайных аспектов и связей в функционировании социальной сферы и его воздействие есть сталкивание и переплетение различных противоречивых сил и случайных единичных актов. Целенаправленный механизм характеризуется традициями, обычаями, нормами морали, религиозными и идеологическими установками, сложившимися на конкретной территории.
Оба механизма интегрированы в систему управления социальной сферой и реализуются через различные институты – субъекты управления, составляющие управляющую систему.
В настоящее время разработаны и реализуются несколько базовых принципов управления социальной сферой:
 определение и наличие целей;
 уменьшение отрицательной обратной связи, а именно рассогласованности между заданным и фактическим значением управляемого параметра;
 эффективное и постоянное движение информации о состоянии объекта управления и достоверное содержание управляющей информации со стороны субъекта управления;
 одновременность изменения, заданного и фактического значений управляемого параметра;
 замкнутость контура управления.

Рассмотрим особенности управления социальной сферой муниципального образования на примере Собинского района.
Собинский район расположен в центре Владимирской области, на западе он граничит с Петушинским и Кольчугинским районами, на севере с Юрьев-Польским, на востоке с Суздальским и Судогодским, на юге с Гусь-Хрустальным районом и Московской областью.
Главным приоритетом расходов бюджета Собинского района является финансовое обеспечение реализации «майских» Указов Президента Российской Федерации, на реализацию которых направлено на 01.07.2017 года 131,6 млн. руб. Консолидированный бюджет района имеет социальную направленность. На отрасли социальной сферы израсходовано 434,0 млн. руб. (или более 71% всех расходов).
В 2017 году продолжена работа по выполнению мероприятий, предусмотренных региональной «дорожной картой» по повышению заработной платы педагогических работников, выросла заработная плата педагогов учреждений дополнительного образования детей. 18 общеобразовательных учреждений (в том числе 10 средних), из них 12 расположены в сельской местности. Контингент обучающихся – 5697 чел., в том числе 4543 чел. — в городских школах. Средняя наполняемость классов в городских школах – 27,4 чел., в сельских – 13.
Медицинское обслуживание населения Собинского района осуществляется ГБУЗ ВО «Собинская РБ» и ее структурными подразделениями, находящимися в г. Лакинск и п. Ставрово, а также 17 ФАПами. Численность обслуживаемого населения составляет 55 289 человек, в том числе сельское население — 14 817 человек. Взрослое население – 44 539, детское население – 10 750 человек. На оказание бесплатной медицинской помощи населению в 2017 году предусмотрено 315,12 млн. рублей.
В Собинском районе проживают 519 многодетных семей, регулярную помощь получают 519 семей, израсходовано за 2016 год – 10 534 тыс. руб.
В 2016 году установлены пандусы, обеспечивающие доступность приоритетных объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения, сумма обеспечения составила 918 тыс. руб.
Предоставляется поддержка супружеским парам в связи с исполнением юбилейных дат 50, 60 лет со дня регистрации брака. За 2016 год выплаты получили 70 семей на сумму 3 606 тыс. руб.
В районе действуют 45 учреждения культуры (16 культурно-досуговых учреждений, 24 библиотеки,2 детские музыкальные школы, 1 детская школа искусств, 1 детская художественная школа, 1 мемориальный Дом-музей). Среднесписочная численность работников 276 человек.
Средняя заработная плата работников учреждений культуры в 2016 году составила 17734 руб., за 1 полугодие 2017 года 22015 руб. По педагогическим работникам (музыкальные школы) средняя заработная плата в 2016 году составила –21827 руб., за 1 полугодие 2017 года средняя заработная плата 28833 руб.
В целях содействия трудоустройства инвалидов оборудованы рабочие места для 2 специалистов (заведующим Вышмановской и Воршинской сельскими библиотеками). Приобретена мебель и оргтехника на сумму 144 тыс. 600 руб.
Учреждения культуры формируют открытые информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности. На данный момент 45 % учреждений имеют свои сайты, в том числе 100 % — образовательные учреждения дополнительного образования детей [1].
Совокупность правовых норм в социальной сфере носит комплексный характер и регулирует общественные отношения, складывающиеся при формировании и реализации социальной политики на всех уровнях управления, в т.ч. в сфере деятельности органов местного самоуправления [3].
Нормы социального права, регламентирующие деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в социальной сфере, в последнее время достаточно интенсивно формируются и совершенствуются. Для достижения более качественного содержания правовых норм и, соответственно, эффективности их применения на практике полагаем целесообразным принятие Социального кодекса Российской Федерации, который содержал бы основы социальной политики в Российской Федерации.
В процессе разработки Социального кодекса необходимо заполнить имеющиеся пробелы в понятийном аппарате. При этом очень важно подчеркнуть системность предлагаемой терминологии. В частности, социальная политика должна быть охарактеризована с определенной полнотой в пределах взаимосвязанных категорий, таких как — объекты, предметы, субъекты, цели социальной политики и соответствующие им средства.
Если говорить об общих целях социальной политики, то детальному регламентированию должен быть подвергнут прежде всего местный уровень, который должен конкретизировать способы, методы и механизмы достижения целей в социальной сфере, закрепленные в рамках федеральной и региональной социальной политики.
Для достижения максимальной эффективности исполнения полномочий в социальной сфере вопросы местного значения должны быть сгруппированы в несколько достаточно однородных направлениях. В частности, необходимо в первую очередь выделить определенные обособленные направления, такие как охрана здоровья граждан, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и так далее, и уже внутри обозначенных категорий должны непосредственно формироваться собственные и делегированные полномочия органов местного самоуправления в указанных сферах.
В настоящее время изменение правовых норм, касающихся регулирования вопросов местного значения, происходит в направлении дифференциации вопросов местного значения по разным типам муниципальных образований.
Однако, представляется более целесообразным применение другого принципа, а именно разграничения полномочий муниципальных образований в рамках единых вопросов местного значение. Данная позиция обусловлена тем, что пред непосредственными исполнителями полномочий стоит какой-либо конкретный вопрос, который необходимо решить.
Одной из первоочередных задач представляется разработка и принятие федерального закона об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Ведь в данной области также существуют значительные пробелы, особенно по вопросам занятости населения, демографической политики, благоустройства муниципальных дорог и так далее.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы