Статья на тему 3.2«Приватизация государственных (муниципальных) предприятий в Российской Федерации: теория и практика»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Аннотация: В настоящей статье анализируются причины и предпосылки приватизации в России. Рассматриваются теоретико-правовые аспекты приватизации государственных (муниципальных) предприятий. Исследуется российский опыт приватизации. Формулируются выводы об итогах приватизации в нашей стране. Приводятся рекомендации по вопросам совершенствования приватизационных процессов.
Ключевые слова: приватизация, государственные предприятия, муниципальные предприятия, разгосударствление.
Abstract: This article analyzes the causes and prerequisites of privatization in Russia. Theoretical and legal aspects of privatization of state (municipal) enterprises are considered. The Russian experience of privatization is investigated. Conclusions about the results of privatization in our country are formulated. Recommendations on the improvement of privatization processes are given.
Key words: privatization, state enterprises, municipal enterprises, denationalization.
Ключевые слова: приватизация, государственные предприятия, муниципальные предприятия, разгосударствление.
Abstract: This article analyzes the causes and prerequisites of privatization in Russia. Theoretical and legal aspects of privatization of state (municipal) enterprises are considered. The Russian experience of privatization is investigated. Conclusions about the results of privatization in our country are formulated. Recommendations on the improvement of privatization processes are given.
Key words: privatization, state enterprises, municipal enterprises, denationalization.
Фрагмент текста работы:
После распада СССР возникла необходимость трансформации национальной экономической системы, где формировались основы рыночной модели. Однако, чрезмерный контроль государства в рамках комнадно-административной экономики привел к формированию сектора государственных предприятий, имеющего внушительные масштабы размера. По этой причине, правительством Российской Федерации было принято решение реформирование предпринимательских структур, промышленных компаний и т.д. Среди наиболее известных форм реформирования, оказалась приватизация государственного сектора.
Процедура трансформации государственной собственности началась еще до распада СССР. В 1986 году был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», а в 1988 году приняли Закон «О кооперации», что постепенно запустило процесс разгосударствления и развития частной инициативы. В 1989 году был принят «Закон о лизинге», который позволил рабочим коллективам предприятий приобретать активы в лизинг с последующей возможностью выкупа. Таким образом, предприятия преобразовывались в 100% закрытые кооперативы [3].
Однако официальным началом приватизации можно считать 1991 год, когда был принят Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», предусматривающий 5 способов передачи государственной собственности частным лица (аукцион, конкурс, продажа доли компании, выкуп арендованного имущества и акционирование). В 1992 году был принят Указ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», прописывающий более подробно процесс реформирования государственного сектора и ставший отправной точкой «массовой приватизации», проходившей в 1992-1994 годах. Перед тем, как быть приватизированным, каждый актив проходил этап подготовки и оценки. Изначально разрабатывался план продажи, в котором определялось, какой будет порядок приватизации, какая доля акций будет предложена различным группам заинтересованных покупателей, в частности работникам и менеджерам предприятий.
После разработки план направлялся на утверждение в Государственный Комитет по Управлению Государственным Имуществом (ГКИ). После начинался процесс акционирования государственных активов. Размер уставного капитала предприятий приравнивался к их балансовой стоимости за вычетом задолженности, и не включал в себя стоимость земли. После этого акции государственных ОАО направлялись в Фонд Федерального Имущества (ФФИ), который в дальнейшем занимался их продажей. В этот период все активы были разделены на крупные, средние и мелкие. Малые государственные компании выставлялись на аукцион либо продавались по конкурсу, средние могли реформироваться с использованием все доступных способов приватизации, тогда как крупные активы проходили процедуру акционирования, с последующей продажей. Некоторые предприятия, относящиеся к коммунальному сектору и ВПК, были исключены из списка на приватизацию. Предприятия же из сфер розничной торговли и бытовых услуг, которые были переданы в собственность муниципального управления в 1991 году, подлежали продаже по процедуре приватизации малых предприятий. Кроме этого, под массовую приватизацию попадало порядка 5000 крупных и 15000 средних компаний [5].
Населению за символическую плату в 25 рублей были выданы неименные ваучеры номиналом 10 тысяч рублей каждый, которые можно было продать другому лицу, обменять на акции своего предприятия, использовать при участии в аукционе, или купить долю портфеля Чековых Инвестиционных Фондов (ЧИФ). Однако ЧИФам не разрешалась приобретать доли в эффективных и перспективных активах таких как «ЕЭС» или «Газпром». В результате портфели зачастую включали только доли в убыточных и нерентабельных предприятиях, что привело к банкротству ЧИФ. При это отсутствие именных ваучеров привело к тому, что большая их часть была выкуплена у населения практически за бесценок, тем самым сведя на нет идеи страновой приватизации и участия населения в распоряжении государственным имуществом. Отличительной особенностью периода «массовой» приватизации была ее скорость. Всего за 1992-1994 года было приватизировано 70% государственных активов, а доля государства в ВВП составила всего 38% [3]. При этом недостаточная развитость законодательной базы привела к тому, что продажа государственных активов происходила по запредельно низким ценам. Данные доклада Комиссии Государственной Думы (КГД) РФ по анализу итогов приватизации демонстрируют, что при суммарной рыночной стоимости в минимум 300 млрд. долларов США, общие поступления в бюджет от продажи порядка 500 крупнейших государственных компаний составили всего 8 млрд. долларов США [3].
Результатом периода ваучерной приватизации стало перераспределение национального богатства от государства в руки олигархата, а не в руки населения как изначально планировалось. С 1994 по 1996 шел второй «денежный» этап приватизации. В этот период предполагалась продажа акций компаний уже не за ваучеры, а за деньги. Планировалось, что недостающие средства будут привлечены в бюджет путем выставления 15-25% пакетов акций крупных государственных компаний на залоговые аукционы [5]. Однако, сложная экономическая ситуация и отсутствие прозрачности негативно сказывались на интересе инвесторов, тем самым обусловив низкий уровень притока денежных средств. В 1997 году началась последняя «точечная» приватизация. Основной идеей данного этапа была единичная продажа активов на основании разработанных инвестиционных проектов. Соответственно, причиной продажи стало спасение предприятия, повышение его эффективности и реструктуризация В целом отсутствие проработанной законодательной базы по продаже государственных активов, а также недостаток контроля и прозрачности привели к тому, что произошел перекос в распределении государственной собственности. Практически весь капитал был аккумулирован узким слоем населения, обладающим инсайдерской информацией и выкупившим компании за минимальные деньги. Как результат, приватизация не только не привела к экономическому росту и повышению эффективности экономики, но и вызвала дальнейшее ее ухудшение и разбалансировку.