Сопроводительные материалы к диплому на тему Влияние ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Поиск научной литературы по теме
выпускной квалификационной работы.. 3
Уточнение категориального аппарата
исследования. 7
Разработка
программы исследования. 12
План выпускной квалификационной работы.. 17
Введение:
Цель исследования: выявить, какое влияние оказывают
отношения мать-дитя на психосоматические заболевания детей.
Объект исследования: система отношений мать-дитя.
Предмет исследования: психосоматические заболевания как
аспект отношений мать-дитя.
Эмпирические гипотезы исследования:
— дети с психосоматическими заболеваниями в
большей степени испытывают привязанность к матери, страхи и тревогу, склонны к
пониженной самооценке, чем дети без психосоматических заболеваний, в то время
как матери, воспитывающие детей с психосоматическими заболеваниями;
— дети с психосоматическими заболеваниями более
склонны к сокращению психологической дистанции между ними; к использованию
негармоничных стилей воспитания, к пониженной эмпатии, к невротизации,
тревожности и пессимистичности, чем матери детей без психосоматических
заболеваний;
— личностные особенности детей с
психосоматическими заболеваниями связаны с мало гармоничными стилями воспитания.
План исследования и методики
исследования.
При помощи социальных сетей все женщины и их дети должны
принять участие в эмпирическом исследовании в формате онлайн на добровольной
основе с учетом принципа конфиденциальности. Прежде
всего используется диагностический (тестовый) метод. Исследование проводится
при помощи следующих методик:
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.
Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса предназначен
для изучения влияния родительского воспитания на ребёнка и поиска ошибок в
родительском воспитании дает возможность диагностировать нежелательное,
некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей
в семье и помехи для ее целостности.
Методика диагностики родительского отношения
А.Я. Варги, В.В. Столина представляет собой методику для диагностики
родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за
психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Стандартизированный
многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик является
адаптированной версией Миннесотского многоаспектного личностного опросника
(MMPI). Данный опросник является одним из наиболее распространенных методов
исследования нормальной и патологической личности, широко применяется в нашей
стране и за рубежом, в различных отраслях науки и практики.
Методика диагностики
уровня эмпатических способностей В.В. Бойко предназначена для оценки умения
сопереживать и понимать мысли и чувства другого. Опросник состоит из 36
утверждений с которыми обследуемый должен согласиться или не согласиться.
Методика
«Расскажи историю» Г.Х. Махортовой позволяет выявить особенности внутренней
жизни ребёнка: его эмоциональные отношения с родителями и волнующие или
пугающие его аспекты.
Методика «Лесенка» В.Г. Щур призвана определить самооценку ребёнка,
которому предлагается поставить себя на ступеньку в рамках той или иной
дихотомической шкалы (сильный-слабый, старательный-небрежный и др.) с учётом
максимальной выраженности признака шкалы на вершине лестницы и минимальной – у
подножия.
Также у ребёнка интересуются, на какую ступеньку поставят его другие люди
(родители, учительница, друзья и др.).
В
исследовании при помощи пакета программ SPSS Statistics 22.0 будет проведена
математико-статистическая обработка, включающая в себя следующее:
— описательная
статистика – подсчет средних значений и стандартных отклонений, показателей
асимметрии и эксцесса в исследуемых группах;
— вычисление
значимости различий между показателями методик при помощи Т-критерия Стьюдента
для несвязанных выборок;
— корреляционный
анализ Пирсона в двух группах респондентов.
Для
упрощения представления данных и последующей интерпретации, полученные
результаты были разбиты на три нормативных значения:
– значения
менее 55Т – показатели, не превышающие нормативного разброса;
– от 56 до
75Т – ведущие тенденции личности и акцентуации характера;
– более 75Т
– личностные черты выше нормативного разброса, затрудняющие
социально-психологическую адаптацию.
В
исследовании применены три шкалы (хороший-плохой, умный-глупый,
смелый-трусливый).
С целью
статистического анализа данных проводится расчёт основных описательных
статистик, характеризующих исследуемые показатели в каждой из групп матерей.
При анализе
показателей асимметрии и эксцесса устанавливается, что во всех распределениях
данных абсолютное значение (по модулю) асимметрии и эксцесса не превышают свои
стандартные ошибки более чем в три раза, что свидетельствует о том, что
полученные данные соответствуют закону нормального распределения.
Следовательно,
для статистической обработки полученных данных мы можем применять
параметрические критерии.
Дальнейшая
работа состоит в сравнении показателей детско-родительских отношений,
личностных особенностей и эмпатических способностей у матерей двух групп.
Сравнительный
анализ необходимо проводить при помощи Т-критерия достоверности различий
Стьюдента для независимых выборок.
Необходимо
произвести также сравнение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности,
системы функционирования взаимных влияний и механизмов семейной интеграции у
матерей детей с хроническими заболеваниями и без них, сравнения типов
родительского отношения у матерей детей с хроническими заболеваниями и без них
Для анализа взаимосвязей между исследуемыми
показателями был произведён корреляционный анализ Пирсона полученных в процессе
исследования данных.
База эмпирического исследования.
В
эмпирическом исследовании планируется, что примут участие 60 женщин и 60 детей,
разделенные на две группы:
1. В
экспериментальную группу входит 30 матерей в возрасте от 27 до 44 лет (M=35,63, SD=4,34), 24 из которых имеют законченное высшее
образование и 6 – законченное среднее профессиональное образование.
Каждая мать
воспитывает одного ребёнка с хроническим заболеванием (принадлежащим одной из
сфер: сфера ЖКТ, кожи, дыхания, головные боли), в результате чего в
исследовании приняли участие 30 детей в возрасте от 7 до 11 лет (M=9,03, SD=1,43): 13 мальчиков и 17 девочек.
Среди детей
19 были единственными детьми в семье, 7 – старшими, 4 – младшими. Длительность
заболевания детей составила от 1 до 5 лет (M=3,30, SD=1,24). В 23 случаях семьи были полными (супруг
и отец в одном лице присутствовал), в 7 – неполными.
2. В контрольную группу входят 30
матерей в возрасте от 27 до 43 лет (M=34,70,
SD=4,49),
25 из которых имеют законченное высшее образование и 5 – законченное среднее
образование. Каждая мать воспитывает одного ребёнка без хронического
заболевания, в результате чего в исследовании приняли участие 30 детей в
возрасте от 7 до 11 лет (M=8,77,
SD=1,36):
18 мальчиков и 12 девочек.
Среди детей 21
являются единственными детьми в семье, 3 – старшими, 6 – младшими. В 22 случаях
семьи были полными (супруг и отец в одном лице присутствовал), в 8 – неполными.
Матерям из
экспериментальной группы предлагалось ответить на два вопроса:
· Вопрос 1. Наблюдается ли Ваш ребёнок у врачей?
Если да, то с каким поставленным диагнозом в одной из следующих сфер
психосоматических заболеваний? Если имеется несколько диагнозов, то выберите
только один, наиболее длительный:
o Сфера
ЖКТ (например, гастродуоденит, язвенный колит, синдром раздражённого кишечника,
панкреатит и др.)
o Сфера
кожи (например, атопический дерматит, нейродермит и др.)
o Головные
боли
o Сфера
дыхания (например, бронхиальная астма и др.)
Процентное
распределение ответов: сфера ЖКТ (46,7%), сфера кожи (33,3%), сфера головы
(16,7%), сфера дыхания (3,3%).
· Вопрос 2. Сколько лет длится это заболевание?
Варианты ответов: 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет. Процентное
распределение ответов: 1 год (10,0%), 2 года (13,3%) 3 года (33,3%), 4 года
(23,3%), 5 лет (20,0%).
Дополнительные
характеристики респондентов: ни в одной группе не должно быть приемных детей
или мачех, все дети должны посещать школу любого типа.
Заключение:
На основе
полученных результатов эмпирического исследования сформулированы рекомендации
по работе с отношениями мать-дитя в семьях, воспитывающих детей с
психосоматическими заболеваниями. Определены направления:
1. Снижение
тенденций к гиперпротекции и потворствованию, влекущих инфантилизацию ребёнка.
2. Развитие способности к кооперации со своими
детьми, формирование искреннего интереса к их потребностям и эмоциональным
нуждам, побуждение к поощрению детей за проявления самостоятельности и
инициативы.
3. Развитие баланса в сфере контроля поведения
детей, с избеганием крайних позиций – чрезмерной авторитарности и полного
отсутствия дисциплины.
4. Формирование более спокойного отношения к
неудачам ребёнка через его принятие и поддержку, развитие интереса к его
мыслям, чувствам и желаниям.
5. Снижение стремления к полному симбиозу и
идентификации с детьми путём развития интереса женщин к своей собственной
жизни, преодоление стремления делать воспитание детей основным делом жизни.
6. Развитие эмоциональной гибкости и самопринятия,
снижение требовательности по отношению к себе и окружающим, формирование более
позитивного взгляда на жизнь, веры в себя и собственные возможности.
7. Развитие эмпатических способностей, в частности,
умения создавать атмосферу эмоциональной теплоты, отзывчивости, искренности,
доверия, интереса, сопереживания.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические подходы к проблеме психосоматических заболеваний в детском
возрасте В данной главе изучаются теоретические
понятия и концепции, даются психологические основания изучаемому феномену. 1.1 Феноменология психосоматических заболеваний,
факторы их развития В параграфе
определяется, что психосоматика – это наука на стыке медицины и психологии,
которая изучает нормальные и патологические соотношения психических и
физических процессов. В качестве основного предмета психосоматической медицины
выступают психосоматические расстройства, то есть группа болезненных состояний,
возникающих на основе взаимодействия психических и физических факторов. В узком
смысле психосоматические расстройства – это те соматические нарушения, которые
возникают в результате соматизации психических нарушений или развиваются под
воздействием психогенных факторов (конверсионный и функциональный синдромы,
истинные психосоматозы). В широком смысле к психосоматическим расстройствам
также относятся преходящие психосоматические реакции, не несущие угрозы
здоровью, а также соматопсихические нарушения – психические расстройства,
возникающие в связи с соматическими заболеваниями.
Выявлены
различные концепции психосоматических
расстройств, однако данные различных исследований, особенно в отношении
психологических характеристик пациентов, имеющих психосоматические
расстройства, являются противоречивыми. Ни одна теория не позволяет дать полное
и достоверное объяснение всем звеньям развития нарушения
1.2 Особенности детско-родительских отношений в
семьях воспитывающих детей с психосоматическими заболеваниями Определеяется, что детско-родительские
отношения в семьях, имеющих детей с хроническим заболеванием, зачастую
характеризуются чертами гиперпротекции, склонности к симбиотическим отношениям
с ребёнком, что влечёт за собой его инфантилизацию и усугубление защитной
соматизации. Для так называемой «психосоматогенной семьи» также характерно
нарушение раннего контакта в диаде мать-ребёнок, преобладание ненадёжного типа
привязанности, склонность родителей решать собственные проблемы через ребёнка,
сверхвключённость в жизнь ребёнка, противоречиво сочетающаяся с игнорированием
его эмоциональных нужд. Особенно подчёркиваются трудности свободного выражения
чувств в такой семье, бедность психологического языка, проявления алекситимии,
подавление эмоций, что и приводит к их соматизации.