Сопроводительные материалы к диплому на тему Ознакомление народным (тувинским) костюмам как средство патриотического воспитание детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста 6
1.1. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема 6
1.2. Роль регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников 10
1.3. Ознакомление с народным (тувинским) костюмом детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным (тувинским) костюмом 38
2.1. Диагностика развития патриотических чувств дошкольников 38
2.2. Воспитательная работа по развитию патриотических чувств старших дошкольников в процессе ознакомления с народным (тувинским) костюмом 47
2.3. Анализ результатов исследования 65
Заключение 69
Библиографический список……………………………………………………..74
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. Само понятие «патриотизм» девальвировалось в обществе. И обесценивание произошло за счет того, что другие, мнимые ценности стали приоритетными среди людей. Это наблюдается в отчуждении подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, его традиций и духовной истории. Как известно, такое обнищание нации, потеря кровной связи между поколениями ведет к дикости и варварству.
Важной проблемой является переосмысление сущности воспитания ребенка. Для того чтобы научить ребенка любить Родину, необходимо обратиться к классике, которая всегда учила патриотизму, надо ознакомить его с традициями, обычаями, культурой своего народа. Научить уважать и чтить их, ибо нет в человеческой жизни более значимых целей, чем свобода и независимость Отчизны, ее слава, могущество, честь и достоинство. С постижения этих категорий и начинается человек как личность.
Осмысление научных представлений о патриотизме в истории отечественной педагогической мысли и образовании показывает, что патриотизм является одной из непреходящих, неискоренимых ценностей. Своим появлением ценность «патриотизм» обязана потребностям людей в защите Отечества, Родины, в бережном отношении к традициям, языку, обычаям, культурным ценностям, одной из которых является народный костюм и т.д. При имеющихся различиях во взглядах ученые в целом единодушны в том, что патриотизм – это, во-первых, любовь к Родине, Отечеству; во-вторых, деятельность, направленная на благо Отечества; в-третьих, деятельность по совершенствованию и развитию Отечества.
В старшем дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина России в современных условиях еще не создана. Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Так, в работах Т.Н. Дороновой [14, 15] довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследованиях Т.С. Комаровой [30], Т.Н. Бабаевой [3], М.Д. Маханевой [36] и др. делается акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. С.А. Козлова [28] предлагает одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.
Объект исследования: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью народного костюма.
Цель исследования: теоретически изучить и опытно-экспериментальным путем исследовать педагогические условия использования народного костюма в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование народного костюма как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при следующих педагогических условиях, если:
— будут учитываться возрастные особенности дошкольников;
— в процесс патриотического воспитания будет включен региональный компонент.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Показать роль регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников.
3. Выявить уровень сформированности патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и проверить эффективность педагогических условий в формировании патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составляют:
— основы гражданского и патриотического воспитания в работах известных ученых и педагогов (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.);
— психологические особенности воспитания гражданственности и патриотизма (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
— вопросы патриотического воспитания (Е.В. Бондаревская, И.И. Валеев, Н.В. Ипполитова, И.И. Мельниченко).
Методы исследования:
— теоретические методы: изучение и анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
— эмпирические методы: педагогический эксперимент; Мониторинг нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. (М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева).
— интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные вносят определенный вклад в изучение проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут оказать помощь педагогам в организации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в вопросе патриотического воспитания посредством использование регионального компонента.
Опытно-экспериментальная база: МБДОУ детский сад «Аян» с. Аянгаты Барун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Заключение:
Дети, у которых сформированы представления о Родине, которые имеют знания о достопримечательностях, официальных символах, традициях, символах имеют дух особого отношения к региону проживания.
На начальном этапе исследования было выяснено, что у детей наблюдается низкий уровень патриотических чувств на основе регионального компонента и представлений о Родине. Это, безусловно, должно корректироваться в процессе воспитательной деятельности, дети должны больше знать о своем крае. Эти знания и представления в ходе формирующей работы формировались целенаправленно через национальный костюм республики Тыва.
Фрагмент текста работы:
На сегодняшний день, с учетом актуального обновления образовательной системы в дошкольном образовании проблема воспитания и развития, в частности, патриотизма, становится приоритетной.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет несколько направлений развития ребенка дошкольного возраста. В частности, образовательная деятельность «Познавательное развитие» ориентирована на формирование представлений детей о родине, а также о социокультурных народных ценностях, о традициях, о региональных компонентах.
Д.С. Лихачев в своем исследовании обращал внимание на то, что воспитание любви к родине, культурным особенностям и наследию, к родному городу, к языку – это очень важная задача дошкольного образования. По-мнению исследователя, воспитание этой любви начинается еще с семьи. Все время масштабируясь, любовь к родному краю переходит в любовь к родине, к историческому и культурному наследию [3].
Деятельность, направленная на обогащение представлений о родине у воспитанников дошкольной организации, рассматривается как основополагающая система по формированию патриотических чувств. В частности, программа государственного уровня «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [10] принципиально обращала внимание на совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан, в котором содержатся мероприятия по формированию представлений и уважения к Родине. Кроме того, в целях совершенствования системы патриотического воспитания граждан Республики Тыва на территории республики:
— действует Закон Республики Тыва от 12 января 2018 г. № 351-ЗРТ «О патриотическом воспитании в Республике Тыва»[49];
— утверждена дорожная карта по реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи Республики Тыва до 2025 года (распоряжение Правительства Республики Тыва от 29.04.2019 г. № 214-р) [50];
— реализуется государственная программа Республики Тыва «Патриотическое воспитание граждан, проживающих в Республике Тыва, на 2022-2024 годы» (Постановление Правительства Республики Тыва от 16.07.2021 г. № 348) [51].
В ФГОС ДО в направлении патриотического воспитания регламентируется создание условий для становления основ патриотического сознания дошкольников, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности [7].
В методической литературе патриотическое воспитание воспитанников образовательной организации происходит через знакомство с природой и национальной культурой. При этом национальный компонент может естественным образом интегрироваться в образовательный процесс дошкольной организации [1, c. 84]. Поэтому можно говорить о том, что формирование представлений о родине производится наряду с воспитанием в ребенке гражданина своей Родины, с воспитанием гуманных чувств, чувства справедливости, внимательного отношения к природе, к семье, к культурному наследию предков. Одновременно с другими компонентами воспитания важно включать в содержание воспитательного процесса такие составляющие как любовь к Родине, к родному городу, знания об истории, культуре, что определено и документами в области образования, и программным материалом как государственного образца, так и республиканского значения.
Вариативное содержание общеобразовательных программ дошкольного образования, которое чаще всего содержит региональный компонент, предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона и позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность, направленную на изучение природных особенностей региона и его культурных традиций [37].
Региональное содержание программы реализуется чаще всего через:
— все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
— в различных видах деятельности (игровой, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
— познавательно-исследовательскую деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
— восприятие художественной литературы и фольклора4
— конструирование из разного материала;
— музыкальную и двигательную (овладение основными движениями) формы активности ребенка) [36].