Сопроводительные материалы к диплому на тему Особенности портретного интервью в современных визуальных СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные подходы к изучению жанра портретного интервью в теории журналистики 6
1.1. Особенности жанра «интервью» и его основные виды 6
1.2. Классификации интервью и их критерии 9
1.3. Специфика и отличительные черты жанра «портретного интервью» 14
1.4. Технологии создания портретного интервью 22
Выводы по 1 главе 31
2. Анализ функционирования портретного интрвью в современных визуальных СМИ 33
2.1. Функционирование портретного интервью в современных визуальных СМИ: типология программ 33
2.2. Специфика созания портретных интервью «2Верник2» на телеканале «Культура» 37
2.3. Специфика созания портретных интервью в программе «Наедине со всеми» на «Первом канале» 47
Выводы по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Введение:
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современной журналистике жанр портретного интервью только начал свое развитие.
Именно жанр интервью подкупает своей жизнеспособностью, информативностью, открытостью и степенью восприятия аудиторией для решения всех этих задач. Потому что «интервью» — это беседа журналиста (репортера) с лицом (или группой лиц) наиболее компетентен в определенном вопросе или же просто известной личностью, ученым, специалистом, интересным человеком и т. п [14]. То есть такая информация актуальна и всегда достоверна, потому что получена из первых рук авторитетной в определенной области личности. К тому же созданный журналистский материал будет отвечать важнейшим потребностям аудитори.
Программы в жанре портретного интервью остаются актуальными для эфира практически каждого телеканала. Если в первой программе в жанре портерного интервью в Европе «Face to Face» («Лицом к лицу», Би-Би-Си) в начале 60-х гг. ХХ ст. главным героем был интервьюированный, а интервьюер, даже когда задавал вопрос, оставался за кадром, то в современных портретных интервью журналист, когда задает вопросы, обязательно должен быть в кадре, что создает эффект не допроса, а беседы двух полноценных собеседников.
С целью сближения теории и практики телевидения, необходимо дать определение современного портретного интервью, проанализировать возникновение и опыт создания телепередач в жанре портретного интервью, выделить новейшие журналистские приемы и техники создания портретного интервью, ориентированного на современную телевизионную аудиторию.
Степень научной разработанности проблемы.
Жанр интервью не раз становлися предметом научных исследований: С.А. Белоновский, Н.В. Кодола, М.М. Лукина, А.А. Тертычный. Специфику работы журналиста – интервьюера изучали: В.А. Цвик, Л.П. Шестеркина и Т.Д. Николаева. Тем не менее, жанр портретного интервью до сих пор в научной литературе недостаточно изучен.
Объектом данного исследования выступает жанр портретного интервью.
Предмет исследования – особенности организации, приемы и техники создания портретного интервью, ориентированного на современную телевизионную аудиторию.
Цель исследования – проанализировать особенности организации, приемы и техники создания портретного интервью, ориентированного на современную телевизионную аудиторию.
Задачи исследования:
̵ изучить жанровые особенности портретного интервью,
̵ проанализировать особенности организации, приемы и техники создания портретного интервью, ориентированного на современную телевизионную аудиторию охарактеризовать особенности организации, приемы и техники создания портретного интервью, ориентированного на современную телевизионную аудиторию,
̵ провести анализ программ «2Верник2» с Вадимом и Игорем Верниковыми на телеканале «Культура» и программа «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой на «Первом канале».
Эмпирическая база исследования: программа «2Верник2» с Вадимом и Игорем Верниковыми на телеканале «Культура» и программа «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой на «Первом канале».
Комплексная методика исследования предусматривает использование следующих методов: общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, обобщение) с целью системного анализа объектов описания и последовательного выделения единиц исследования с последующим их членением, классификацией и интерпретацией; когнитивного (для анализа отражения знаний и представлений человека в лингвистических структурах), метода контекстуального анализа (выявление намерений, интенций говорящего, воплощенных в речевых стратегиях и тактиках) и метода контент-анализа (изучение текстов интервью с целью выявления определенного набора тактик).
Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа является первой попыткой комплексного изучения личности на материале портретного интервью с точки зрения тактик самопрезентации.
Практическая ценность исследования заключается в возможности применять его основные положения и выводы в разработке и преподавании специальных курсов по теории речевой коммуникации, журналистики, социологии, массовых коммуникаций, профессиональной коммуникации, теории журналистики, имиджеологии, профессиональной этике, межкультурной коммуникации.
Теоретические и практические материалы могут быть использованы при написании научных работ.
Заключение:
При анализе научной литературы, было выявлено, что интервью как жанр медийной коммуникации характеризуется присутствием двух или более собеседников – интервьюера и интервьюируемых. Современное телевизионное или интернет-интервью представляет собой гибридный, разговорно-публицистический жанр, что определяет его стиль — свободный, гибкий, выразительно богатый, включающий элементы разговорной речи и особенности научно-популярного стиля: неподготовленность, частичная или полная спонтанность, необратимость, использование рустованных, разговорных и жаргонных элементов в условиях формальности. В то же время важной задачей интервью является обеспечение точности передачи информации и коммуникационных намерений Респондента. Межличностный контакт между журналистом-интервьюером и Респондентом необходим для полного обеспечения реализации формы общения вопрос-ответ как стилевой особенности любого интервью
Интервью относится к диалогическому типу дискурса и отражает не только процесс совместной коммуникативной деятельности двух или более индивидов, но и результат этой деятельности, который включает в себя не только собственно речевое произведение, но и определенный набор экстралингвистических признаков, обеспечивающих адекватное понимание сообщения
Портретное интервью отличается от других разновидностей интервью относительно свободной композицией ведения розговора. Портретное интервью приобретает форму публичного диалога, не имеет официального характера и направлен на раскрытие личностных характеристик собеседника с целью создания его эмоционально — психологического портрета. Жанровая специфика портретного интервью отличается от классических сложностью компонентов. Для разновидности портретного интервью, который приобрел название нарративного, характерно перенесение акцента с диалогической формы оформления на раскрытие образа, когда личность респондентов изображается через повествовательную манеру изложения материалов интервью.
Специфика телевизионного интервью заключается в том, что на основании вопросов журналистов и ответа приглашенного гостя, у телезрителя может создаться образ — портрет.
Характерным признаком современных портретных интервью является наличие больших по объему зачинов – вплоть до половины объема опубликованного интервью. Зачин в интервью выступает своеобразным документальным экскурсом в личную или профессиональную жизнь респондента. Наиболее информативной является основная часть интервью, или собственное интервью, в котором реализуются интенции коммуникантов. Языковые средства для их выражения зависят от стратегий, применяемых в процессе речевого обмена. Обычно во время интервью участники имеют целью достичь определенного эффекта. То есть во время проведения интервью говорящие реализуют определенные прагматические цели, которые могут иметь разное направление: завоевание привязанности, авторитета, передачу знаний или информации, поддержание собеседника, создание дружеской атмосферы и тому подобное. Для достижения своей цели комуниканты применяют набор коммуникативных стратегий и тактик, которые приобретают особенностей, поскольку является проявлением языковой личности в тексте портретного интервью.
В практической части исследования были проанализированы две программы, встроенные в жанре портретного интервью, главно отличительной особенностью которых является то, что несмотря на единый жанр, манера проведения их очень различны.
Анализируя особенности создания портретного интервью в программе «2Верник2», можно отметить, что приглашенные гости пытаются вести себя по-дружески, при этом ведущие очень редко пытаются что-то уточнить, видимо сам по себе «звездный имидж» героев, которые часто становятся гостями студии, могут полноценно что-то рассказать о себе.
Гости в интервью предстают как самодостаточные личности, независимые от внешних влияний. Самопрезентация направлена в основном на демонстрацию успехов в карьере, на репрезентацию себя как настоящего мужчины. Эти тактики, свидетельствуют об их стремлении самоутверждаться путем демонстрации достигнутых успехов и упоминания авторитетных персон из своего окружения. В то же время респонденты позиционируют себя как командных игроков, а в преодолении жизненных препятствий проявляют свою мужскую мощь и мужество. Что касается использования тактик превентивной самопрезентации, то наблюдаем различия лишь по одной из них — тактике признания несовершенства.
Программа Ю.Меньшовой, по сравнению с программой Верников, носит немного другой характер, хотя и является программой-портретом. Изначально, сам облик и манера общения Юлии с гостями студии настраивает на тон доверия. Самое главное отличие, на наш взгляд заключается в том, что Юля не позволяет себе в бесед никаких фривольностей, только деловой тон общения, и исключительно на «Вы».
Программа «Наедине со всеми», так же как и программа «2Верник2» имеет классическую схему — приветствие, вступительное слово, представление гостя, вопросы и прощальное слово.
В студию приходили такие же популярные люди: актеры, певцы, композиторы, художники. Фишколй программы была личностно-интимная сфера приглашенных гостей. Разговор всегда был очень откровенный, и порой касался не только вопросов карьеры, личной жизни. Ведущая старалась выстроить интервью таким образом, чтобы герой студии смог раскрыться «изнутри», рассказать о наболевшем, о самом волнующем.
Именно от ведущего, по нашему мнению зависит сам тон программы, ее ход и готовность гостей раскрыться. То есть благодаря ведущей, интервью было выстроено таким образом, что она помогала зрителям посмотреть на знаменитостей «другими глазами», как на обычных людей, которые так же испытывают трудности и жизненные испытания.
Сама ведущая не настраивает формат интервью в русло «откровенности», ей просто удается создавать доворетельную обстановку и расположить к себе собеседников.
Наедине со всеми», значительно отличается от программы «2Верник2». В данных программах портреное интервью складывается в представлении зрителей по-разному. У Верников — более сухое, биографическое, не относящееся к личной сфере героев программы, у Юлии Меньшовой — более чувственное, личностное и эмоциональное.
Несмотря на то, что гости были «знаментивые» в программах, они по-разному смогли проявиться в них. В наибольшей степени, это зависит от самого ведущего программы, от его манеры и стиля ведения интервью.
Для создания совего портрета, герои, как правило, использовали одни и те же тактики, но образ об них у зрителей складывается по-разному.
Мы рассматриваем звезд как публичных лиц, учитывая их совместную когнитивную установку на самопрезентацию.
В программе Ю. Меньшовой превалирует эмоциональный аспект: об этом свидетельствует стремление звезд к использованию разнообразных средств для раскрытия личности, ориентированные на эмоциональную сферу.
Фрагмент текста работы:
1. Основные подходы к изучению жанра портретного интервью в теории журналистики
1.1. Особенности жанра «интервью» и его основные виды
В теории журналистики, интервью рассматривалось как метод сбора информации и как журналистский жанр, принадлежавший к группе информационных жанров. В конце ХХ века, сформировалось два подхода к сущности интервью.
В теории журналистики советского периода было принято рассматривать интервью в двух основных аспектах – как метод сбора информации и жанр информационной группы. В научной и учебной литературе 70-80-ых гг. ХХ в. были представлены два подхода к изучению интервью – методический и жанровый [17, с. 37].
Первый рассматривал интервью как инструмент сбора информации, метод получения сведений в форме вопрос-ответ.
Второй жанровый подход – это рассмотрение интервью как своеобразной структуры журналистского материала с выразительными формовыми чертами. Он разрабатывался в системе координат теории советской периодической прессы, при которой определяющими были мировоззренческие коммунистические позиции, профессионализм и мастерство журналиста.
Второй жанровый подход — это рассмотрение интервью как своеобразной структуры журналистского материала с выразительными формовыми чертами. Он разрабатывался в системе координат теории советской периодической прессы, при которой мировоззренческие коммунистические позиции профессионализм и мастерство журналиста.
Хронологически история интервью берет начало от использования его возможностей как жанра публицистики в журналистских разведках. Распространение интервью как жанра публицистики, связывается