Сопроводительные материалы к диплому Гуманитарные науки Музыковедение

Сопроводительные материалы к диплому на тему Классификация фактурных форм в сонорной музыке и способы их нотации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Сонорная композиция как отражение современных тенденций к
расширению звукового пространства
.
в музыке ХХ — ХХI века. 7

1.1    Историко – теоретический анализ сонорной музыки. 7

1.2.  Некоторые особенности современной нотации как
следствие новаций в области музыкального языка конца ХХ начала ХХI века
. 14

Выводы по главе 1. 28

Глава 2 Научная систематика фактурных форм и приемов нотации в современной
сонорной музыке
. 29

2.1 Классификация фактурных форм в сонорной музыке и способы их нотации  29

2.2. Вторая соната для скрипки и
фортепиано А. Шнитке как образец использования новых приемов современной
нотации
. 40

Выводы по главе 2. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56

Список использованной литературы.. 58

ПРИЛОЖЕНИЯ. 63

  

Введение:

 

Музыка- это
пространственно-временное искусство, и в наше время это положение ни у кого не
вызывает сомнений. Действительно, музыка звучит во времени: все произведение и
его части имеют определенную продолжительность, временные пропорции, каждый
звук представляет собой определенную частоту колебаний физического тела в
секунду и т.д. Очевидно также, что музыка звучит и воспринимается в том же
трехмерном  мире, в котором находимся и
мы сами.

Пространство и
время – две оси координат, которые проявляют себя в искусстве. М. Каган,
высказывая несогласие с однозначной классификации искусств, разделяющей их на
пространственные, временные и пространственно-временные, аргументирует тем, что
пространство и время связаны в реальном мире неразрывно, и в нем нет и не может
быть ничего чисто пространственного, изъятого из тока времени или чисто
временного, лишенного пространственной локализации; таким образом, и искусства
неправомерно делить на пространственные и временные, ибо все искусства в равной
мере пространственно-временные.

Категории
пространства и времени принадлежат к основополагающим, и не только в ряде
точных наук, но и в большинстве гуманитарных: философии, эстетике,
искусствознании. Художественное пространство представляет фундаментальную
проблему для исследования искусства в целом, и особенно эта проблема становится
актуальной в связи с теми явлениями, которые наблюдаются в сфере искусства ХХ и
ХХI века. Появившиеся теории − относительности, геометрической интерпретации
пространства (в теории искривленного пространства), инвариантности системы
координат, принцип дополнительности Н. Бора и др., − кардинально изменили представления
о времени и пространстве, проникли во все области деятельности (включая
художественную). Пространство становиться своеобразным прасимволом культуры, из
которого можно вывести весь язык ее форм.

Не является
исключением из этого общего процесса и новая музыка, в которой, как известно,
получили распространение такие техники композиции, как сонорика, алеаторика,
электронная музыка и т.д. Положение, движение, расширение звуковой зоны и
создание особой акустической партитуры приобретают, среди прочих музыкальных
параметров, особую композиционную значимость во многих произведениях, созданных
во второй половине ХХ – начале ХХI века. Среди композиторов, использующих новые
качества звукового материала, расширяющие границы пространства современной
композиции, можно назвать Генри Бранта, Карлхайнца Штокхаузена, Янниса
Ксенакиса, Пьера Булеза, Лучано Берио, Джона Кейджа, Эллиотта Картера, Брайана
Фернейхоу, Питера Максвелл Дэвиса, Бруно Мадерна, Рэймонда Мюррея Шейфера и
многих других.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, важно
отметить, что сонорика способствовала созданию особого художественного мира:
мира прекрасного и эстетически ценного. Кроме того, примечательно, в сонорной
музыке отсутствуют каких-либо эстетические стереотипы, характерные для музыки
прошлых эпох, поскольку каждый автор свободен в выборе, и при этом
самостоятельно создает собственную систему ценностей на основании собственных
представлений о внутреннем и внешнем мире.

Современная музыка примечательная тем, что композиторы мыслят
сонорными категориями, а их звуко-тембровые фантазии реализуются в особых
жанровых типах сонорики, которые характеризуются как определенными образными,
так и некоторыми особенными техническими характеристиками.

Из-за повышенной активности как музыкальных, так и внемузыкальных факторов,
восприятие сонорной музыки остается многоаспектным. Такая музыка позволяет
формировать принципиально новые возможности для эмоционального воздействия на
слушателя. Современная музыка характеризуется игрой с цветом и тембром, что
позволяет композиторам создавать новые художественные реалии.

Специфика современной
нотации обусловлена, в первую очередь, отходом от жесткой детерминированности
традиционной нотации. Современная нотация предполагает отражение на бумаге
новейших доступных исполнительских методик, способов нового нестандартного использования
традиционных инструментов.

Поскольку современная
нотация находится на начальном этапе своего развития, она еще не обладает общей
единой системой знаков и символов, и каждый композитор действует сам по себе,
формируя собственный авторский стиль.

Творчество А. Шнитке в значительной
степени обуславливается его принадлежностью к эстетике постмодернизма, и именно
взгляд через призму постмодернизма позволяет глубже и точнее понять замысел
композитора. Основный художественным явлением современной музыкальной культуры
в целом и творчества А. Шнитке в частности остается полистилистика,
представляющая собой яркое выражение специфичности
эпохи постмодернизма. С учетом всего предыдущего контекста культурного и
исторического развития человечества общий смысл художественного творчества
получил новые, значительное более обширные, но при этом более тесно
переплетенные между собой смыслы.

В соответствии с
полистилистикой, композитору следует учитывать всю стилистическую многомерность
современной культуры и отражать в своем произведении весь стилевой плюрализм
современной окружающей действительности и существовавшей прежде композиторской
традиции. Как правило, это достижимо только в условиях одновременного
сопоставления и контрастирования сразу нескольких стилей в рамках одного
произведения.

Полистилистика отличается
диалогичностью и конфликтностью, и ярким примером проявления этого явления
выступает Вторая скрипичная соната А.Шнитке. Кроме того, рассмотренное
произведение характеризуется активным применением цитирований и аллюзий.
Основная идея данного произведения —
контрастное сопоставление
разнородных стилевых элементов, призванное продемонстрировать ожесточенную,
непримиримую борьбу. Мир дисгармонии в рассмотренной сонате проявляется во
множестве музыкальных обликов: в движении без темпа, отрывочных, судорожных
звуковых импульсах, «нечленораздельных» кластерах, неуправляемых глиссандо
вокруг фиксированных звуков и т. п.

Рассматриваемое произведение Шнитке, не
используя ни одного слова, утверждает, что даже самый прекрасный идеал,
созданный в прошлом, не может в полной мере служить ответом на вызовы дня
сегодняшнего, и современный человек не вправе довольствоваться некогда
существовавшим покоем. Вторая скрипичная соната представляет собой способ
актуализации проблем современного мира посредством музыки.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Сонорная композиция как отражение
современных тенденций к расширению звукового пространства

в музыке ХХ — ХХI века

 

1.1   Историко – теоретический анализ сонорной музыки

 

Принято считать, что XX век – сложная эпоха, век радикальных изменений
в эволюции музыкального искусства. И действительно, происходят коренные
изменения в области композиторской техники, где помимо традиционной
ладотональной системы начинает развиваться атональная музыка, используются
серийная, сериальная техника, алеаторика, сонористика, микротоновая техника. В
это время композиторы создают не   
требующую нотной записи электронную музыку, конкретную музыку, занимаются
поисками новых тембровых возможностей музыкальных инструментов и человеческого
голоса. Но, несмотря на, порой, самые глубокие отличия, все направления
музыкального искусства ХХ века, сходились в одном – в отношении к звуку.
Постепенно выкристаллизовывалась совсем другая, по сравнению с традиционной,
концепция музыкального звука – как самостоятельной, самодостаточной ценности,
как достойного объекта эстетического созерцания. Колористические качества звука
постепенно вышли на передний план, оттеснив иные, более важные в предшествующие
периоды стороны музыки (мелодию, гармонию и т.д.), превратившись в нечто
самоценное, самодовлеющее [
57]. Результатом этого процесса стало рождение сонорной техники, или сонорики.

В аспекте изучения современных тенденций
музыки ХХ века рассмотрим сонорику в которой новации проявились более
последовательно, основательно, чем во многих других направлениях. Кроме того, именно
в сонорике (сонористике) используется «музыка шумов», в которой звуки не имеют
специфического музыкальной окраски и лишены звуковысоности [
4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы