Сопроводительные материалы к диплому Гуманитарные науки Социология

Сопроводительные материалы к диплому на тему аннотация

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Введение ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБЩЕСТВО

1.1. Специфика социокультурной интеграции детей-инвалидов……………..8

1.2.Социальное образование как средство социокультурной интеграции детей с инвалидностью: структурно-функциональный анализ…..…………………..21

Вывод по первой главе ………………………………………………………..35

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНО-СТЬЮ В ХОДЕ ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕ-СТВО (НА ПРИМЕРЕ г. СУРГУТА)

2.1.Субъекты социального образования детей с инвалидностью……………………………………………………………………37

2.2.Рекомендации по развитию социального образования детей с инвалидностью для их социокультурной интеграции в общество………………………………………………………………………….73

Вывод по второй главе……………………………………………………….…86

Заключение ……………………………………………………………….….…88

Список использованной литературы…………………………………….….93

Приложение 1 …………………………………………..………………………102

Приложение 2……………………………………………………………………108

Приложение 3……………………………………………………………….……113

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В постсоветский период российского общества произошла смена политических ориентаций и ценностных приоритетов. Данная тенденция привела к ослаблению защиты различных категорий населения, а именно – люди с инвалидностью, которые изначально приобретают заниженный социальный статус. Как следствие, это привело к обострению разного рода проблем, связанных с их социальной изоляцией. Это, в свою очередь, вызвало необходимость заниматься поисками новых путей и способов социокультурной интеграции людей с инвалидностью в общество. Это значит, что необходимо создать такие условия для инвалидов, чтобы они могли заниматься самореализацией, несмотря на их физические данные. Также важно, чтобы данная категория населения тоже была заинтересована в стремлении снизить и преодолеть ограничения для жизнедеятельности их в обществе, используя собственные ресурсы. Одним из таких важных ресурсов является социальная образованность инвалидов.

Возможности социального образования используются в той или иной мере российским обществом, чтобы интегрировать детей-инвалидов в общество с учетом их физических и умственных особенностей. Детская инвалидность – это более тяжелое явление, чем взрослая, так как уже с ранних лет она препятствует формированию эмоционально-волевой, личностной, познавательной сфер ребенка. Это, в свою очередь, влияет на процесс социализации, а также определяет специфику организации социального образования, которая сопровождается множеством противоречий, характерных для современного российского общества.

Это противоречия заключаются в следующем: государственная целевая комплексная программа «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития» и деятельность учреждений образовательной сферы семейного воспитания, не учитывающая базовую концепцию развития личности, содержащей принципы социального образования; ценность независимой жизнедеятельности и существующее ограничение ресурсов поддержки этой ценности для людей с инвалидностью на начальных этапах их интеграции в общество; востребованность социального образования как фактора интеграции людей с инвалидностью и недоработанных направлений его развития на основе научно обоснованных показателей.

Объект исследования: социальное образование детей-инвалидов (на примере города Сургута).

Предмет исследования: представления субъектов социального образования (специалисты, родители и дети-инвалиды) об эффективности социокультурной интеграции детей-инвалидов в современное российское общество.

Цель исследования: выявить представления субъектов социального образования (специалисты, родители и дети-инвалиды) об эффективности социокультурной интеграции детей-инвалидов в современное российское общество.

Задачи исследования:

1. Проанализировать специфику социокультурной интеграции детей-инвалидов.

2. Выявить особенности социального образования как средства социокультурной интеграции детей с инвалидностью.

3.Определить особенности процесса социального образования детей-инвалидов с позиции субъектов: специалистов, родителей и детей-инвалидов (на примере г. Сургута).

4. Разработать рекомендации по усовершенствованию процесса социального образования детей-инвалидов г. Сургута, направленного на социокультурную интеграцию в общество.

Степень теоретической разработанности темы исследования явились работы С.С. Бабенко, Н.И. Бабкина, С.И. Григорьева, В.И. Жукова, С.И. Змеева, Г.Н. Мотовой, Л.В. Самсоненко, О.В. Солодянкиной, а также философский словарь, в которых были рассмотрены и охарактеризованы различные подходы к пониманию понятия социального образования в широком и узком смыслах, а также описана история возникновения такого направления, как социальное образование детей с инвалидностью в СССР и России, выявляя эволюцию отношения к проблеме инвалидности в стране. В исследованиях В.И. Жукова, В.А. Никитина, Е.И. Холостовой были выделены основные функции как общего социального образования, так и социального образования для детей с инвалидностью. Работа, написанная К. Демпси выделяет социальное и специальное образование, как схожие, но все же разные понятия и явления, в принципе, и описывает основные различия между ними и роль в социализации и обучении детей-инвалидов. В работах С.И. Голод, Д.В. Зайцева, Т.Ф. Масловой, Е.М. Мастюковой, В.А. Никитина, Л.А. Николаевой Е.В. Шегальц выделены основные субъекты социального образования детей с инвалидностью, классифицированные на три уровня по степени важности в жизни ребенка с ограниченными возможностями.

Основную цель социального воспитания детей с инвалидностью выделил: Б.Д. Беспарточный; основные средства достижения цели социального образования детей с инвалидностью выявили: И.А. Зимняя, В.Б. Миронов; для получения и реализации основных средств О.С. Андреевой, Н. Бордовской, В.Г. Бочаровым, А.Р. Маллер, П.Д. Павленок были выделены два типа условий: объективные и субъективные; результат социального образования и выполняемых его субъектами функции охарактеризовал Э.И. Леогард. Классификацию средств социального образования детей с инвалидностью и описание их основных компонентов рассмотрели в своих трудах Г.И. Алферова, А.Е. Гагарина, Ю.А. Лунев, Л.К. Синцова, Ф.И. Шарков. Социальную образованность детей-инвалидов как необходимый элемент структуры социального образования детей с инвалидностью, включающий в себя основные компоненты были выделены и рассмотрены Л.А. Николаевой, В.Н. Петровым, В.А. Сластениным, Л.И. Старовойтовой. Детей с инвалидностью как объект исследований в различных направлениях (психологии, педагогике и социологии) рассматривали в своих работах: Л.В. Анниковой, В.Г. Николаева, А.И. Кравченко, Л.Ф. Обуховой, Е.Р. Ярской-Смирновой, Д.В. Зайцева, С.В. Степуховича, Ю.А. Климовой, В.С. Ткаченко. О процессах адаптации, интеграции и социализации детей с инвалидностью писали Г.В. Осипов, Н.А. Холопенко, Р.Г. Громова, Л.Г. Гуслякова, Г.Р. Зиатдинова, О.В. Симен-Северская, М.Б. Азарова, Ю.Г. Волков, Е.И. Холостова, А.В. Батова, Т.Ф. Маслова. Также для анализа интеграции детей с инвалидностью были рассмотрены работы таких исследователей, как П.А. Сорокина, Т. Парсонса, М. Вебера и П. Бергера и Т. Лукмана.

Эмпирическую базу составили социологическое исследование, проведённое под руководством автора на основе различных методов, в том числе: экспертного опроса специалистов по работе с детьми-инвалидами, полуформализованного интервью родителей воспитывающих детей с инвалидностью, детей-инвалидов-проведенного в апреле 2022г. на тему «Социальное образование детей-инвалидов в условиях социокультурной интеграции в общество» в г. Сургуте.

В качестве источника вторичных данных использовались результаты региональных данных социологических исследований по проблемам интеграции детей с инвалидностью в общество: на тему «Социальное образование в условиях социокультурной интеграции детей с инвалидностью в общество» проведенного под руководством Л.В Анникова в г. Ставрополь 2011г.

Методы исследования: изучение и анализ социологической, психологической, экономической, юридической и психолого-педагогической литературы, научных диссертаций.

При этом использовались теоретические: сравнение; анализ и синтез; метод восхождения от абстрактного к конкретному; систематизация.

Эмпирические: анкетирование; метод анализа документов; вторичный анализ данных социологических исследований, проведенных различными учреждениями и организациями.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Изученные теоретические аспекты социального образования в условиях социокультурной интеграции в общество детей с инвалидностью и их родителей позволяют выявить основные цели, задачи, функции социального образования для людей с ограниченными возможностями. Процесс их социализации через социальное образование и специальное образование и какую функцию в этом процессе выполняют их родители как первичный субъект структуры социального образования детей-инвалидов. Результаты собственного социологического исследования позволят выяснить, насколько развита система социального образования для детей с инвалидность в городе Сургуте и ХМАО-Югре, а конкретно: финансирование; наличие компетентных специалистов; поддержка органов власти; специальные классы и материально-техническая база и проанализировать отношение граждан и представителей власти к данной проблеме по социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями их родителей.

Апробация работы: автор участвовал в публикации по теме исследования, опубликована статья в рецензируемом сборнике «Моя Югра»: Овечкина З.Ф «Направления развития социального образования детей с инвалидностью для их социокультурной интеграции в общество» (март 2020)

Структура и объем выпускной квалификационной работы: определен логикой и последовательностью решения поставленных задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы (без учета приложений) составляет 101 страница.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В общем образовательном пространстве социальное образование выделяется отдельным направлением наряду с профессиональным гуманитарным и общественным образованием и предстает как процесс формирования и развития социокультурных качеств личности, актуализирующихся в ходе ее адаптации к условиям социальной реальности и социокультурной интеграции в современное общество.

Социальное образование имеет специфику, связанную с особенностями функций, объекта, содержания и условий. В контексте данного исследования анализируются функции социального образования детей с инвалидностью, интегрирующихся в общество: гуманистическая, эмансипационная, адаптивная, интегративная. Интегративная функция, как одна из основных, воспроизводит идею независимой жизни лиц с инвалидностью и определяется необходимостью усвоения детьми-инвалидами личностных качеств как характеристики их социальной образованности, позволяющих им включаться в полноценные социальные отношения и достигать устойчивости в социуме.

Специфика содержания социального образования детей-инвалидов раскрывается в совокупности социальных знаний о способах полноценной жизнедеятельности в условиях ограниченных физических и психических возможностей; умений преодолевать барьеры в процессе социальных отношений; навыков самоорганизации и коммуникации на основе ценностей независимой жизни, мобилизующихся для эффективной деятельности с установкой на социокультурную интеграцию в общество.

Условиями осуществления социального образования детей- инвалидов является участие в нем на принципах взаимодействия семьи, государственных, муниципальных и общественных организаций, СМИ, органов власти, образующих совокупный субъект; а результатом — социальная образованность, которая определяется сформированностью их личностных качеств, и способствует возможностям конкурировать с другими.

Социальная образованность раскрывает нормативно-ценностную компоненту личности ребенка с инвалидностью; характеризует его социальные знания; отражает морально-психологические свойства личности; характеризует навыки и способности в процессе осуществления коммуникации и взаимодействия.

Взаимосвязь структурных характеристик социального образования — функций, объектов, субъектов, условий, показателей воспроизводит его потенциальный ресурс, мобилизующийся в условиях дезинтеграции и в ситуациях риска, в которых оказывается ребенок-инвалид.

В контексте интеграции своеобразие социального образования детей с инвалидностью проявляется в его коррекционной направленности, связанной с нетипичными характеристиками данной категории детей. Нетипичные, свойства детей с инвалидностью проявляются в неразвитости их личностных культурно-коммуникативных качеств, необходимых для осуществления* полноценной жизнедеятельности в соответствии с возрастом; связываются с их оценкой в обществе как «иных»; обусловливаются особенностями негативной социализации.

Под культурно-коммуникативными качествами детей-инвалидов понимаются их способности вступать в процесс обмена социальной информацией с другими людьми; свойства, благодаря которым они могут полноценно участвовать в социальных отношениях в целях воздействия насоциум, и интегрироваться в общество.

Неразвитость культурно-коммуникативных качеств детей-инвалидов как особенность их нетипичности, проявляется в неспособности полноценно участвовать в обмене социальной информацией, оказывать влияние на социум и регулировать свою социальную образованность; в отсутствии стремления к усвоению социальных знаний и обмену ими; в неспособности накапливать опыт общения и взаимодействия, необходимый для преодоления барьеров жизнедеятельности; в затрудненности овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.

Исходя из этого, дети с инвалидностью определяются как особая категория детей, содержащая признаки нетипичности по определенным биологическим и социальным характеристикам, отражающим несоответствие их социализации и интеграции в общество общепризнанным нормам.

Возможность воспроизведения личностных культурно- коммуникативных качеств детей с инвалидностью обусловливается их обра¬зовательным потенциалом, который определяет субъектность данной кате¬гории детей в процессе социокультурной интеграции. Образовательный по¬тенциал детей-инвалидов понимается как совокупность их ресурсных воз¬можностей по усвоению социальных знаний, умений, навыков, позволяющих вступать в полноценные социальные отношения и воздействовать на проис¬ходящие в социуме процессы, в том числе на процесс социального образова¬ния. Состояние образовательного потенциала у детей-инвалидов в целом от¬ражает уровень их социальной образованности и обуславливает необходи¬мость социального образования, актуализирует его значимость в контексте их интеграции в общество.

Результаты проведенного исследования показали, что отсутствие необ¬ходимых для интеграции культурно-коммуникативных качеств у большинства детей-инвалидов объясняется, с одной стороны, недостаточной ролью об¬разования в их развитии, с другой — неуверенной жизненной позицией самих детей.

В реализации социального образования в условиях конкретного общества выявлен ряд проблем, детерминируемых деятельностью основных поддерживающих субъектов, которая осуществляется вне общей концепции социального образования. Среди них основными являются: не включенность семьи в практику социального образования детей-инвалидов; бессистемность мер государственных и муниципальных организаций, содействующих распространению социальной информации; неэффективность взаимодействия семьи и общественных организаций в сфере социального образования; неадекватность освещения субкультуры инвалидности средствами массовой информации; необеспеченность нормативно-правовой базы интеграции детей-инвалидов в общество. Данные проблемы обусловливают неэффективность социального образования детей с инвалидностью с точки зрения их интегрированности в общество.

С другой стороны, ограничения социокультурной интеграции детей- инвалидов в социум вызывает состояние их социальной образованности.

Эмпирически установлено, что социальная образованность детей- инвалидов неоднородна по совокупности показателей и отражает несбалансированность их культурно-коммуникативных качеств.

Повышение уровня социальной образованности детей-инвалидов предполагает актуализацию следующих направлений социального образования: информационно-коммуникативного, обеспечивающего формирование у детей-инвалидов способности к свободному обмену социальной информацией с не инвалидами; нормативно-правового, определяющего меры по законодательной поддержке социального образования детей-инвалидов; организационно-координационного, предполагающего согласование действий между поддерживающими организациями в системе «ребенок — семья — сообщество -государство»; социально-педагогического, обусловливающего формирование компетентности семьи в вопросах социального образования детей-инвалидов.

Реализация данных направлений оценивается исходя из состояния социальной образованности детей с инвалидностью в конкретном сообществе.

В целом, проведенное нами исследование позволило сделать общий вывод о том, что социальное образование в условиях социокультурной интеграции детей-инвалидов в социум предполагает направленность на развитие их культурно-коммуникативных качеств, значимых для активной независимой жизни в обществе. В современном российском социуме дети- инвалиды характеризуются недостаточным уровнем социальной образованности, что сдерживает их социокультурную интеграцию в общество.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБЩЕСТВО

1.1. Специфика социокультурной интеграции детей-инвалидов

Инвалиды относятся к тому типу людей, который принято называть нетипичными индивидами. Такое утверждение следует из концептуального положения М.Вебера, который объяснял смысл человеческого поведения в обществе через категорию социального типа. Он считал, что смысл поведения человека состоит в, своего рода, конструировании тех элементов типичной общественной жизни, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений .

Концепцию нетипичных индивидов в обществе наряду с М.Вебером также изучал Р.Линтон. В его концепции социальных типов отмечается, что для нетипичного индивида, живущего в обществе и имеющего схожие характеристики со стандартным типом личности, социальный статус будет определять социум, в котором он и живет. Р.Линтон отмечает одну тенденцию: чем больше этот социум не стабилен, тем выше уровень того типа людей, который не совпадает по критериям нормативной личности . Это значит, что в целом нетипичная личность соответствует культуре общества, но вынуждена адаптироваться в нем, исходя из собственных специфических особенностей, которые удовлетворяются (или же не удовлетворяются) в процессе социализации.

Если смотреть более современные научные работы, то наиболее близким к пониманию нетипичной личности является феномен «чужого», «иного», о которых писали в своих работах Г.Зиммель и Р.Парк.

В теории социальной дистанции Г.Зиммель пишет, что основой непринятия личности, отчужденной в социальную среду является так называемый процесс дистанцирования, который отражает свойства как личностной, так и групповой идентификации. Такие личности как раз и находятся в зоне «чужих» . Р.Парк сформулировал концепцию маргинальной личности рассуждал о том, что нетипичность индивида существует из-за столкновения двух культур: общественной культуры, к которому индивид принадлежит, и собственной культуры индивида .

Таким образом, рассмотрев несколько теорий нетипичного индивида, мы можем сделать вывод о том, что такой статус человека определяется прежде всего представлением общества о статусе и социальной роли нетипичной личности, обусловленной в том числе субъективными представлениями о мире самого индивида. Об интегрированности или отчужденности нетипичной личности можно рассуждать на основании уровня соответствия общепризнанным моделями поведения и социальным нормам, а также степени ее полезности в социуме.

В современных условиях социальной реальности различные нетипичные личности (а это вынужденные переселенцы, беженцы, девианты, инвалиды и другие) находятся на периферии. Они дезинтегрируются, не способны выполнять производственные функции, в общем данная категория населения становится маргинальной. Особенно сильно выделяются среди них инвалиды, чья нетипичность проявляется в особенностях личностного и социального статуса, а также социальной мобильности и социального взаимодействия с другими индивидами .

О социальном статусе инвалидов нельзя говорить точно. Как правило, его относят к смешанному типу. Это значит, что инвалид сочетает в себе черты как предписанного, так и достигаемого статусов. Нельзя точно утверждать, был ли человек инвалидом от рождения, либо же он приобрел этот статус в течение жизни. Особенностью инвалида как нетипичного индивида является то, что он способен совершить определенные достижения в своем окружении, чем стать широко известной выдающейся личностью . Также ожидания человека-инвалида и других социальных групп могут не совпадать. Это зачастую связано с тем, что индивид в стремлении реализовывать социальное взаимодействие, соблюдая определенные социальные нормы и образцы поведения в своей группе, может применять их в другой социальной группе или даже в другом обществе, где такие модели поведения и деятельности не соответствуют их конкретным нормам .

Еще одну особенность людей с инвалидностью выделил П.Сорокин – характер социальной мобильности. Он считает, что люди, имеющие психические или физические нарушения в развитии ограничены в плане социальной мобильности. Высшие же классы не имеют, как правило, таких отклонений и ограничений, а потому, могут активно передвигаться по социальной лестнице . Исходя из этого утверждения, можно сделать вывод о том, что физические и психические отклонения свойственны только представителям низших слоев населения.

Специфические свойства имеет также детская инвалидность, отличная от взрослой. В первую очередь это обусловлено возрастом. В науке изучать проблему детской инвалидности довольно сложно, в частности по причине того, что существует множество вариаций этого понятия: «дети со специальными потребностями», «нетипичные дети», «дети с инвалидностью», «дети-инвалиды» и так далее. В нашем исследовании употребляются два понятия, а именно «дети-инвалиды» и «дети с инвалидностью». Это обусловлено в том числе и потому, что уже изначально в самом понятии «инвалидность» является носителем нетипичности детей, имеющих свои, особенные потребности. В результате этого, у детей-инвалидов несколько отличается процесс первичной социализации, многие личностные качества сдерживаются в развитии, которые способствуют развитию независимой жизни в социуме . Все эти специфические особенности вследствие приводят к несоответствию с социальными нормами.

Одной из первых исследования с проведением анализа о нетипичности детей-инвалидов проводила Е.Р.Ярская-Смирнова . Она считает, если ребенок имеет любое отклонение от общепринятых норм, физических или психических, это уже автоматически вызывает изменения в статусных характеристиках. По мнению Ярской-Смирновой, не имеет значения, какие нормы соблюдаются, а какие – нет.

Также тематику детей с инвалидностью изучал Д.В.Зайцев.В своих исследованиях он говорил о том, что нетипичный ребенок, и в целом любая нетипичная личность является, своего рода, индикатором реально происходящих в обществе процессов дезинтеграции, дифференциации и дестабилизации .

О не типичности детей с инвалидностью рассуждала С.В. Степухович .Она считала, что не типичность индивида зависит от влияния общества на такие категории населения, но и само общество, в свою очередь, подвергается определенному влиянию людей с инвалидностью.

Похожую позицию со С.В.Степухович разделяет Ю.А. Климова , которая в своих работах пишет инвалидность – это социокультурный феномен, так как отношение к самому ребенку-инвалиду, его семье, окружению зависит от того, какой смысл вкладывает в этот феномен социум и культура.

Таким образом, детскую инвалидность можно рассматривать как социокультурный феномен, который затрудняет, либо и вовсе делает невозможным успешную интеграцию детей в социум ввиду их ограниченности или отсутствия тех качеств, которые способствуют полноценной для данного возраста жизни. Такая тенденция ведет к тому, что общество дает неадекватную оценку инвалидности, а к детям сохраняется традиционное отношение как к нетипичным членам общества, для которых не создаются условия для нормальной социализации, адаптации и интеграции в это самое общество.

Так как дети с инвалидностью относятся к особой категории населения, имеющих свои специфические особенности развития и становления личности, необходимо рассмотреть особенности их социализации в социуме, которая включает в себя адаптацию и интеграцию.

Социальная адаптация – это феномен, отражающий закономерности взаимоотношений двух высокоорганизованных, постоянно развивающихся систем: личности и социальной среды, а также сформированных человеком для реализации своих интересов в этой среде . Адаптация является первой фазой процесса социализации, ключевую роль в этом случае играет самооценка личности, которая регулирует деятельность и поведение. У ребенка адекватный уровень самооценки способствует формированию уверенности в себе, самокритичности повышению активности общественной и учебной. Проблема заключается в том, что уровень самооценки у ребенка-инвалида изначально заниженный из-за наличия у него того или иного заболевания и сопутствующих ей последствий. Результатом этого является то, что ребенок становится пассивным в обществе . Для ребенка характерно выполнение немногих социальных ролей, среди них: «ученик», «покупатель в магазине», «участник в спортивных соревнованиях», «пассажир общественного транспорта», «потребитель услуг в сфере социальной защиты» и так далее. Дети приспосабливаются к таким социальным ролям и ведут себя в соответствии с ними . Американский психолог и психиатр Э. Берн называет называл таких индивидов «амебовидными личностями» .То есть, личности, которые по тем или иным обстоятельствам не могу выполнять все общепринятые социальные роли в обществе, а лишь определенную часть из них.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы