Презентация в PowerPoint Педагогика/Психология Методы преподавания психологии

Презентация в PowerPoint на тему Эмоциональное состояние школьников на занятиях по психологии в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1. Направления работы психолога в школе

2.Эффективность преподавания психологии в школе

3. Эмоциональное состояние школьников на занятиях по психологии в школе

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Направления работы психолога в школе

Школьный предмет «Психология» является актуальным и спорным одновременно, требует разработки как своего научного содержания и методов преподавания, так и подготовки кадров преподавателей своего предмета. Психология необходима как предмет общего образования, поскольку она формирует целостное мировоззрение учащихся — учит пониманию не только окружающей среды, но также людей и самих себя. В 1990-х и 2010-х гг. был предпринят ряд инициатив, связанных с преподаванием психологии в школе.

Мы видим, что на протяжении более века преподавание психологии в школе находится в центре внимания ученых и рассматривается как важное направление деятельности психолога в системе общего среднего образования. Но несмотря на столь длительную историю завоевания своего места в общем среднем образовании, школьный предмет «Психология» в настоящее время вновь является новым, актуальным и спорным одновременно, требующим разработки как своего научного содержания и методов преподавания, так и подготовки кадров преподавателей своего предмета.

В личностно ориентированном подходе уроки психологии выступают как система занятий, направленных на адаптацию и развитие учащихся. Задача систематического изучения общепсихологических знаний не ставится. Формирование практических психологических умений, направленных на успешную адаптацию к жизни и социальной среде, на личностное самопонимание и развитие учащихся составляют основной акцент такой программы.

Как показывает практика, приоритет, который отдается одному или другому подходу, зависит от того, кто преподает. Учитель чаще склонен отдавать предпочтение первому подходу, школьный психолог — второму.

Эффективность преподавания психологии в школе

Уроки психологии помогают детям постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир человека. Они узнают, что каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир; его память, мышление, внимание обладает определенными особенностями; его воображение своеобразно; у него есть свои интересы, потребности, симпатии, привязанности; для него характерны особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля; он обладает «легким» или «трудным» характером; у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои надежды и разочарования, свои печали и радости, любовь и предательство, свои потери и духовные приобретения, наконец, своя судьба. Важно при этом, чтобы ребенок осознавал и помнил, что такой сложный внутренний мир имеет не только он, но и каждый из окружающих его людей. И если человек, который находится рядом с ним, отличается от него, то это не значит, что он хуже. Он просто другой и нужно научиться уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями.

Проводя уроки психологии, учителя решают следующие психолого-педагогические задачи, обеспечивающие становление личности ребенка:

— формирование у школьников общих представлений о психологии как пауке;

— оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека;

— пробуждение интереса ребенка к другим людям и к самому себе;

— развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);

— развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);

— развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.); понимание чувств, настроений, переживаний других людей.

Эмоциональное состояние школьников на занятиях по психологии в школе

Особое внимание преподавателя психологии хотелось бы обратить на переживания ребенка в процессе обучения, на его эмоциональное отношение к материалу урока и к учителю.

С. Л. Рубинштейн специально подчеркивал, что всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, формирования его личностных свойств и качеств.

Позитивная мотивация учения предполагает полноценное развитие каждого из этих мотивов во взаимосвязи и взаимодействии при ведущей роли познавательного мотива. Почему?

В основе познавательного мотива лежит потребность в познании (познавательная потребность) — переживание состояния необходимости в новых знаниях и/или новом уровне понимания (установление источников, причинно-следственных связей, механизмов) окружающих явлений, событий и себя самого.

Пожалуй, наиболее важное значение познавательных интересов заключается в том, что они придают изучению учебного предмета позитивную эмоциональную окраску и, следовательно, он субъективно воспринимается учеником как более легкий. Сам процесс усвоения знаний приобретает выраженный личностный характер, усваиваемые знания становятся личностным достоянием школьника, приобретают для него личностную ценность, он стремится к их дальнейшему приобретению, переосмысливает их, связывает с ним своп притязания на успех в настоящем и будущем. Здесь уже явно прослеживается взаимосвязь познавательного мотива с мотивом социальным. И мы можем говорить об ученике как об активном субъекте учебной деятельности.

едостаточная сформированность психической сферы детей, особенности их индивидуального темперамента, типа нервной системы приводят к тому, что часто реакции на события проявляются в виде отрицательных эмоций и невротических состояний. Как характеризуют свое психическое самочувствие школьники? Примерно у каждого второго школьника оно обычно близко к норме. Другая половина делится на две части: одна — подвержена резкой смене настроения; другая — постоянно пребывает либо в крайнем возбуждении, либо в подавленном состоянии. С возрастом изменяется распределение школьников по уровням психического самочувствия. Некоторая стабилизация психического самочувствия наблюдается у учеников 10–11 лет. Другим периодом количественных и качественных изменений в параметрах психического здоровья школьников является возраст 15–17 лет: отклонения от нормы испытывает каждый второй старшеклассник. Каждый третий школьник считает, что за время учебы существенно ухудшается психическое самочувствие ученика. В среднем положительные и отрицательные эмоции учащихся в школе практически уравновешены. Однако они вызываются разными событиями и действуют на каждого ребенка индивидуально. В процессе исследований выяснилось, что и хорошее, и плохое настроение оказывает влияние на школьников. Настроение, которое вы «приносите» с собой в школу, гораздо сильнее влияет на общее настроение вашего дня, чем события, которые происходят. Обработка результатов теста показала, что в среднем положительные и отрицательные эмоции учащихся в лицее практически уравновешены. Однако вызываются они часто разными событиями и действуют на каждого индивидуально.

Опытный педагог прислушивается к настроению детей на уроке, умеет организовать урок таким образом, чтобы тема урока приобрела личностный смысл для каждого ребенка, а сам ребенок почувствовал себя равноправным участником познавательного процесса.

Существует много приемов и способов, назовем некоторые из них.

1. Отказаться от правила часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других.

2. Отказаться от прямого противопоставления детей друг другу.

3. Не «пилить» и «не ругать» при всем классе.

4. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное.

5. Называть всех детей по имени и добиваться этого в общении детей друг с другом.

6. Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.

7. Критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач ребенка в учении, поведении, отношениях.

8. Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению — это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.

Младший школьный возраст — 7—10 лет. Этот возраст сензитивен к развитию всех познавательных психических процессов, внимания, произвольности. Знакомство детей с научным содержанием познавательных процессов приближает их к пониманию сути учебной деятельности. Происходит приобщение детей к пониманию психических процессов познания и переживаний человека. Подростковый возраст, 10—14 лет, 5—8-й классы. В это время формируется потребность ученика не только углублять познания о мире, что развивает его интересы, способности, но и потребность занять определенное место в обществе, наладить контакт с людьми, прежде всего со сверстниками. При разработке программы для младших подростков учитывалось, что этот возраст является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, особенностей характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства. Старшеклассники, 15—17 лет, 9—11-й классы. В учебной работе по психологии с учащимися этого возраста основное внимание уделяется пониманию ими своего призвания, их умению видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни и пр.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы