Платная доработка в подзаказе на тему Тема ВКР «Арт-терапия как метод развития эмоциональной сферы детей старшего ДОШКОЛЬНОГО возраста»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности психического развития детей в старшем дошкольном возрасте 13
1.3 Применение арт-терапии в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 22
Глава 2. Организация и методы исследования эффективности арт-терапии как средства развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 32
2.1 Организация и планирование исследования 32
2.2 Характеристика выборки 33
2.3 Характеристика методов и методик исследования 33
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 38
Глава 3. Результаты эмпирического исследования эффективности арт-терапии как средства развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 39
3.1 Частотный анализ уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников 39
3.2 Сравнительный анализ показателей развития эмоциональной сферы старших дошкольников до и после применения арт-терапии 43
3.3 Корреляционный анализ показателей развития эмоциональной сферы старших дошкольников 49
Практические рекомендации 56
Выводы 57
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения………………………………………………………………….……..66
Введение:
Актуальность выбранной темы заключается в том, что эмоциональная сфера играет особую роль в психическом развитии ребенка, так как эмоции выполняют адаптивную функцию, определяют способ ориентировки в ситуации, а, следовательно, определяет результативность обучения и взаимоотношений ребенка с социумом. Высокая эмоциональность детей, характерная для дошкольного возраста, является фоном всей психической деятельности, а потому формирование эмоциональной сферы является важнейшим условием развития личности в целом.
Дошкольные образовательные учреждения и часто семья не обращают должного внимания на эмоциональное развитие ребенка. Хотя, как писал Л.С. Выготский: «Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка».
Также в настоящее время существует множество неблагоприятных факторов, влияющих на эмоциональное состояние детей, возникающих в семье. Это такие факторы как неправильный стиль семейного воспитания, скандалы родителей, тревожное состояния родителей во время взаимодействия с ребенком, частные отъезды родителей и одиночество ребенка, завышенные требования родителей к ребенку и многое другое. Все эти факторы пагубно сказываются на эмоциональном здоровье детей.
Согласно статистическим данным, в последние годы число дошкольников с нарушениями эмоционального развития значительно возросло. Характерными симптомами таких нарушений являются: эмоциональная лабильность, агрессивность, враждебность, тревожность. Все это серьезно отражается на общем психическом развитии ребенка и на его взаимоотношениях с окружающим миром.
На современном этапе в психологической практике для развития эмоциональной сферы и саморегуляции детей используют метод арт-терапии, посредством которого можно не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить различные эмоциональные и поведенческие нарушения.
Наряду с этим методы арт-терапии связаны с раскрытием творческого потенциала и высвобождения скрытых энергетических резервов, в результате нахождения дошкольником оптимальных способов решения своих проблем и поднятия своей самооценки.
Цель исследования: определить эффективность арт-терапии как средства развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
1. Посредством теоретического анализа литературы дать характеристику эмоциональной сферы и её эмпирических показателей.
2. Посредством частного анализа представить характеристику эмоциональной сферы детей контрольной и экспериментальной группы.
3. Провести сравнительный анализ и выявить значимые различия показателей эмоциональной сферы детей, полученных до и после проведения арт-терапии.
4 . Посредством корреляционного анализа выявить значимые взаимосвязи показателей эмоциональной сферы старших дошкольников.
Гипотеза исследования: Можно предположить, что изучаемые характеристики эмоциональной сферы старших дошкольников, полученные после проведения арт-терапии, будут значимо отличаться от первичных показателей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в исследовании данные и составленная программа могут быть использованы психологами и педагогами в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на коррекцию и развитие их эмоциональной сферы.
В решении поставленных задач были использованы следующие методики исследования:
— методика «Маски»;
— «Шкала тревожности»;
— «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева);
— методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова).
База исследования: исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении детском саду комбинированного вида № 1 г. Всеволожска.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, практических рекомендаций, выводов, списка литературы, приложений.
Заключение:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из целей образования указывает социально-эмоциональное развитие воспитанников.
В жизни ребенка эмоции играют важную роль: они помогают ему воспринимать действительность и реагировать на нее. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере их личностного развития. В дошкольном возрасте ребенок уже может с помощью улыбки, позы, жеста, интонации голоса передать более тонкие оттенки переживаний.
Среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. Заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, в настоящее время взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Исследования Л.С. Выготского, А.Д. Кошелевой, Я.З. Неверович и др. убедительно доказали возможность значительного смягчения и даже полного устранения недостатков эмоционального развития детей при грамотном внесении изменений в окружающую ребенка социальную обстановку, активного его включения в особым образом организованную деятельность.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило определить эффективность арт-терапии как средства развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели исследования были решены следующие задачи:
— посредством теоретического анализа литературы была дана характеристика эмоциональной сферы и её эмпирических показателей;
— посредством частного анализа была представлена характеристика эмоциональной сферы детей контрольной и экспериментальной группы;
— был проведен сравнительный анализ и выявлены значимые различия показателей эмоциональной сферы детей, полученных до и после проведения арт-терапии;
— посредством корреляционного анализа были выявлены значимые взаимосвязи показателей эмоциональной сферы старших дошкольников.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил подтвердить выдвинутую гипотезу исследования о том, что изучаемые характеристики эмоциональной сферы старших дошкольников, полученные после проведения арт-терапии, значимо отличаются от первичных показателей.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.1 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – очень непродолжительный период в жизни человека. Однако именно этот период связан с самым масштабным и стремительным психическим развитием, которое становится фундаментом будущей личности. Развитие получают все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Чувства и эмоции маленького ребёнка быстро появляются и так же быстро исчезают, вследствие отсутствия в этом возрасте элементарных навыков контроля и несформированности волевых процессов.
Под понятием «эмоции» в современной психологической литературе понимается психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к действительности и к самому себе. Другими словами можно сказать, что человек определённым образом относится к тому, что его окружает. Переживание этого отношения к окружающему и составляет эмоции и сферу чувств. Они оказывают влияние на мысли и деятельность человека.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
В структуру эмоциональной сферы включают: эмоции, чувства, эмоциональные состояния. Основные, эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на эмоции, чувства и аффекты.
Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие их значение в связи с его потребностями и мотивами, называют чувствами. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.
Эмоциональная сфера личности выступает сложной системой взаимодействующих и взаимосвязанных состояний и чувств, а эмоциональное состояние является пребыванием в каком-либо расположении духа, связанном с общим соматическим и психическим тонусом субъекта. Эмоциональные состояния возникают в процессе деятельности, которая направлена на удовлетворение актуальной потребности.
Эмоциональная сфера у детей старшего дошкольного возраста представлена когнитивным, эмоциональным и действенным компонентами:
— когнитивный компонент проявляется в адекватном определении эмоций по внешним признакам;
— эмоциональный компонент проявляется во внешнем выражении сопереживания на эмоциональное состояние другого человека;
— действенный компонент проявляется в формировании способности к гибкому реагированию на эмоциональное состояние другого человека.
За период дошкольного детства в эмоциональной сфере ребенка, по словам Г.М. Бреслава, происходят значительные изменения:
— происходит усложнение представлений детей о причинах возникновения эмоций и формах их проявлений;
— возникает понимание того, что разные люди могут испытывать различные эмоции при сходных обстоятельствах ввиду их личностных особенностей;
— происходит смещение фокуса эмоций с собственного «Я» ребенка на сферу отношений с окружающими [6].