Дошкольная дефектология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Зрительное восприятие детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 8

1.1 Зрительное восприятие детей
старшего дошкольного возраста как психический процесс. 8

1.2 Особенности развития зрительного
восприятия в дошкольном возрасте  12

Выводы по главе. 18

2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 19

2.1. Значение развития зрительного
восприятия у детей старшего дошкольного возраста. 19

2.2. Направления развития зрительного
восприятия у детей старшего дошкольного возраста. 22

Выводы по главе. 24

3. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 25

3.1. Педагогические аспекты развития
зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста. 25

Выводы по главе. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30

 

  

Введение:

 

Хорошо
известно, что зрение считается самым результативным анализатором, который
обеспечивает взаимосвязь человека с окружающей средой. Полагается, что зрение
дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Уже с четырех-пяти
месяцев (у многих людей) зрение делается основным в познании действительности.
На сегодняшний день не только для нашей страны, но и для стран всего мира
характерным считается рост числа детей, обладающих различными нарушениями
формирования. Нарушение зрения у ребенка определяет нарушение зрительного
восприятия, формирование которого неразделимо от познания мира, трудовыми
навыками, овладения речью [5, 186]. Зрительное восприятие расценивается не
только как реакция на стимуляцию, но и как акт получения сведений об объектах и
событиях внешнего мира. Оно обладает огромным познавательным значением для
ребёнка, регулирует и ориентирует его поведение.

Современными научными
изучениями доказано, что понижение функции зрения, неминуемо приводящее к
понижению точности и скорости восприятия, определяет фрагментарность,
ошибочность восприятия групповых композиций и единичных предметов, усложняет
определение причинно-следственных взаимосвязей между явлениями и предметами,
нечеткость и замедленность их опознания, нарушает дистантность, одновременность
восприятия.

Так, избирательность
восприятия проявляется в сужении области интересов, понижении активности отражательной
деятельности, что в свою очередь может привести к понижению качества и
количества представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Зрительное восприятие является
одним из базовых психических процессов, уровень и качество развития которого во
многом определяет качество развития познавательной сферы ребенка в целом. Именно
поэтому проблема развития и совершенствования зрительных форм восприятия в
дошкольном возрасте, особенно у детей с задержкой психического развития, является
одной из наиболее значимых психолого-педагогических проблем.

Исследование научных
сведений и итогов наблюдений за практической деятельностью детей данной
категории дает возможность заявлять, что дети с нарушениями зрения испытывают
существенные проблемы в установлении формы, цвета, пространственного положения
и величины предметов, в исполнении практических действий, в овладении
практическими навыками, в ориентирование на собственном теле, в пространстве,
рабочей поверхности.

Выдающие зарубежные
учёные в области дошкольной педагогики (О. Декорли, Ф. Фребель, М. Монтессори),
а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и
психологии (Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова и другие)
справедливо полагали, что сенсорное воспитание, ориентированное на обеспечение
полноценного сенсорного формирования, считается одной из ключевых сторон
дошкольного воспитания. Исследованиям формирования зрительного восприятия детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения посвятили собственные труды А.П. Григорьева,
Л.В. Фомичева, А.М. Витковская, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина и др.

Проблема механизмов
зрительного восприятия образа объекта является одной из старейших в
психологической науке (Rubin, 1958; Лурия, 1974). После открытия
гештальт-психологами основных принципов формирования образов (Wertheimer, 1958)
экспериментальные исследования механизмов восприятия проводились
преимущественно методами экспериментальной и клинической психологии (Лурия,
1974; Запорожец, 1967, 1986; Ахутина, 2003; Веккер, 1998; Шехтер, 1985). В
настоящее время эта проблема интенсивно разрабатывается в рамках
нейрокогнитивного подхода к изучению психики с использованием различных
экспериментальных моделей, в том числе модели зрительных иллюзий (Kanizsa,
1976). Для объяснения «автоматической» (не требующей сознательных усилий)
способности восприятия преобразовывать поток зрительной информации в целостные
образы широкое распространение получила гипотеза «перцептивного связывания»
(Milner, 1974). Эта гипотеза предполагает, что восприятие целостного образа
объекта не является единым процессом, но обладает внутренней иерархической
структурой и включает несколько последовательных и рекуррентно
взаимодействующих стадий обработки свойств зрительного паттерна (Mottron et
al., 2003; Halgren, 2003).

Онтогенез зрительного
восприятия является одной из фундаментальных проблем возрастной психологии
(Рубинштейн, 1957; Леонтьев, 1965, Запорожец, 1967; Gibson, 1979).

Проблема развития и
совершенствования зрительного восприятия в дошкольном возрасте была предметом
исследований таких известных учёных, как П.Б. Шошин, Р.И. Лалаева, Н.В.
Серебрякова и др. Однако в условиях перехода отечественной системы специального
образования на ФГОС, эти классические подходы требуют нового осмысления. Именно
поэтому тема данного исследования очень актуальна.

Наиболее полное понимание
формирования механизмов, обеспечивающих восприятие целостных образов возможно
лишь при комплексном междисциплинарном многоуровневом анализе (психологическом,
нейропсихологическом и нейрофизиологическом) как типичного, так и
отклоняющегося развития. Такие исследования являются приоритетным направлением
современной психологии развития (Маш, 2003).

С этих теоретических
позиций принципиальное значение приобретает комплексный анализ структуры
зрительного восприятия у детей. Такие исследования могут прояснить возрастные
особенности докогнитивных процессов, обеспечивающих целостность восприятия, у
детей дошкольного возраста и оценить соотносительный вклад «низкоуровневых» и
«промежуточных» механизмов обработки зрительного паттерна в восприятие детьми.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема зрительного
восприятия – одна из актуальных проблем в современной психолого-педагогической
науке. Восприятие – это достаточно сложный, но также и единый процесс, который
направлен на познание окружающей действительности, воздействующей и на человека.
Оно характеризуется константностью, предметностью, целостностью,
избирательностью, осмысленностью и апперцепцией.

Ведущим видом восприятия
является зрительное восприятие – это сложная системная деятельность, которая
включает в себя обработку зрительной информации, поступающей из окружающего
мира, её оценку, интерпретацию и отнесенность к какому-либо классу, т.е.
категоризацию.

Ведущей сенсорной
системой является зрение, так как примерно 80% всей информации из окружающего
мира воспринимается человеком с помощью данного анализатора.

В дошкольном детстве
зрительное восприятие становится ведущим в процессе ознакомления с окружающей
действительностью, по большей части именно с помощью него происходит овладение
системой сенсорных эталонов. Именно в этот период происходит формирование
целенаправленности, планомерности, управляемости, осознанности восприятия.

Развитие зрительного
восприятия в дошкольном возрасте идёт посредством усвоения сенсорных эталонов
(геометрические формы, цвета спектра и т.д.), а так же за счёт
совершенствования перцептивных действий: идентификация, отнесение к эталону и
моделирующие действия. На основе зрительного восприятия формируются
представления об окружающем мире, образах предметов, что способствует успешной
социальной адаптации ребенка.

Зрительное восприятие
старших дошкольников характеризуется рядом особенностей: объединяет
определенные свойства и качества предмета в целостный его образ; становление
таких психических функций, как внимание, речь, интеллект зависит от развития зрительного
восприятия; на основе зрительного восприятия происходит формирование
представлений об окружающем мире и образах предметов, целостной картины мира,
которая соответствует уровню развития ребенка.

Зрительное восприятие в момент
дошкольного детства становится ведущим при ознакомлении ребенка с окружающим пространством,
потому как в большей степени именно с помощью него происходит усвоение системы сенсорных
эталонов. На его основе формируются представления об окружающем мире, оно объединяет
определенные свойства и качества предмета в единое целое, формируя его образ,
становление таких психических функций, как внимание, память, речь, интеллект во
многом зависят от успешности развития зрительного восприятия. Все это, в свою
очередь, способствует формированию целостной картины мира и, как следствие,
успешной социальной адаптации ребенка.

Опираясь на анализ и
обобщение современной философской и психолого-педагогической литературы нами
было выделено, что зрительное восприятие – важнейший вид перцепции,
обеспечивающий наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения
человека к общественно полезному труду. Восприятие требует не только готовности
анализаторов, но и некоторого опыта: знаний о вещах и умениях их воспринимать.
Поэтому развитие восприятия есть переход от слитного, фрагментарного восприятия
ребенком предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению
вещей, событий, явлений в их пространственных, временных причинных связях. В
соответствии с этим выделяют особенности восприятия детьми пространства и
восприятия движения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

1.1 Зрительное восприятие детей
старшего дошкольного возраста как психический процесс

 

 

Восприятие окружающего
нас мира – это начальный момент психических процессов, поэтому его изучение
принадлежит к числу важнейших задач психологии. Значение восприятия в структуре
познавательных процессов определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, –
непосредственное, чувственное отражение действительности играет огромную роль в
организации практической деятельности субъекта. Во-вторых, – перцептивные
процессы служат основой для формирования мышления.

Источником знаний ребенка
об окружающем являются ощущения и восприятие, возникающие от соприкосновения
органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. Чувственное
познание особенно важно для ребенка, так как в отличие от процесса познания у
взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Из всех
способностей первыми формируются и совершенствуются чувства.

Для успешного освоения
знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка
функционировали нормально [9]. При отсутствии или частичном поражении органа
чувств ребенок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир
его впечатлений становится уже и беднее. Недостатки в зрительной ориентации
затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют
представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход
психофизического развития ребенка с нарушением зрения.

Важным этапом в развитии
психики ребенка является дошкольный возраст. На данном возрастном этапе
создается фундамент для формирования новых психических образований, которые
дальше будут развиваться уже в процессе учебной деятельности. Данный период не
какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе
психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

Кроме, того нужно
отметить, что для развития любого психического процесса существует «свой»
сенситивный период [4, 52]. И очень важно не пропустить благоприятный момент
развития у ребенка того или иного психического процесса. Таким периодом для
развития восприятия является период дошкольного детства.

Отдельные аспекты
проблемы развития восприятия дошкольников с нарушениями зрения уже рассматривались
исследователями.

Восприятие как один из
познавательных процессов человека, виды, свойства восприятия изучали М.
Вертхаймер, В. Вундт, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, В. Келлер, К. Коффка, Э. Мах,
И. Мюллер, Г. Э. Мюллер, Э. Б. Титченер, Б.Г. Ананьев, В.И. Белопольский, Б.М.
Величковский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и другие.

Особенности развития
восприятия в дошкольном возрасте рассматривали Н. Г. Агеносова, З.М.
Богуславская, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Е.О.
Смирнова, Г.А. Урунтаева и другие.

Зрительное восприятие как
психический процесс является достаточно изученным отечественными и зарубежными исследователями.
Можно выделить следующие теории, на которых базируется зрительное восприятие:

— теория функциональных
систем (П. К. Анохин);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы