Зарубежная литература Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Жанровая специфика антиутопии в современной литературе (на примере романов К. Исигуро «Не отпускай меня» и «Клара и солнце»).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 АНТИУТОПИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5

1.1 Антиутопия: структура и содержание понятия 5

1.2 Мифологическая основа антиутопии. 15

1.3 Характерные черты антиутопии как литературного жанра 29

2 ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ АНТИУТОПИИ 43

2.2 «Клара и солнце» Кадзуро Исигуро: антиутопия с элементами других жанров 59

Выводы второй главы 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее динамично развивающихся жанров в современной литературе стал метажанр утопии/антиутопии. За сто лет своего существования утопия заметно трансформировалась и в содержательном плане, и в художественной форме, а также дополнилась коррелятом – антиутопией. В широком смысле, утопия и антиутопия в настоящее время предстают не только метажанром, но прежде всего общеинтеллектуальным дискурсом, в котором литературные модели мира (и положительные, и отрицательные), являются только «вершиной айсберга».

Актуальность нашего исследования обусловливается, с одной стороны, появлением новых произведений, написанных в жанре утопии/антиутопии, постепенной модификацией жанровых конвенций, а также увеличением интереса читателей и исследователей к данному жанру. С другой стороны, роман К. Исигуро «Клара и Солнце» еще не становился предметом изучения литературоведов с точки зрения его жанровых характеристик. Важно также отметить, что обращение к произведениям антиутопического жанра, появившимся в XX веке, например, роману К. Исигуро «Не отпускай меня», обусловлено необходимостью осмысления возможных путей развития, которые ожидают наше общество в XXI веке, то есть нашего ближайшего будущего, социальных и этических проблем, с которыми, по мнению литераторов, наше общество должно в скором времени столкнуться.

Обращение к произведениям К. Исигуро «Не отпускай меня» и «Клара и Солнце» обусловлено неординарностью языковой личности писателя, а также все повышающимся интересом в последнее время к антиутопиям. Вышедший в 2021 г. роман «Клара и Солнце» является идейным продолжением произведения «Не отпускай меня», в связи с чем представляется актуальным рассмотреть преемственность жанровых и лингвостилистических средств в данных произведениях.

Объектом исследования являются романы жанра антиутопии в современной литературе.

Предмет исследования – жанровые характеристики романов К. Исугуро «Не отпускай меня и «Клара и Солнце».

Целью работы является выявление и сопоставление жанровых и стилистических особенностей антиутопий К. Исигуро «Не отпускай меня и «Клара и Солнце».

Задачи исследования:

— рассмотреть историческое развитие жанра антиутопии;

— изучить характеристики антиутопии как литературного жанра в современной литературе;

— определить, какие черты современная антиутопия имеет по сравнению с классической антиутопией;

— проанализировать жанровые особенности романов К. Исигуро «Не отпускай меня и «Клара и Солнце».

Материалом исследования послужили романы К. Исигуро «Не отпускай меня» и «Клара и Солнце».

Гипотеза исследования: Несмотря на то, что произведения Кадзуро Исигуро часто указываются как антиутопичные, на самом деле таковыми не являются.

Научная новизна: На данный момент нет научных публикаций посвященных изучению романов Кадзуро Исигуро как представителей жанра антиутопии.

Методы исследования: В работе использовались как общенаучные так и литературные методы исследования

Теоретическая и практическая значимость работы: Работа может быть теоритическим пособием для изучение жанра антиутопии в литературе

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для достижения цели работы были поставлены задачи, в рамках, выполнения которых были написаны главы данной работы. В каждой главе содержатся выводы, которые по сути являются итого выполнения поставленных задач.

В первой главе были сформулированы следующие выводы:

Антиутопией называют направление в литературе, которое рассматривают в контексте описания тоталитарного государства, а также в контексте описания любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития.

Современная антиутопия более свободна в выборе приемов. В ней широко используются ситуации и мотивы, характерные для жанров массовой литературы – детектива, фэнтези, любовного романа. Время и пространство в современной антиутопии, в отличие от антиутопии классической, предельно конкретизированы. Художественная форма современной антиутопии находится в неготовом, формирующемся состоянии, обусловленном столь же неустойчивой социокультурной ситуацией в стране и в мире.

На данный момент существуют три схожих понятия, в которых часто путаются: утопия, дистопия и антиутопия. Несмотря на схожие темы, они имеют ряд важных различий между друг другом.

Так под утопией понимается описание идеального государства. Важно, что самим автором это государство действительно должно считаться идеальным. Несмотря на то, что для среднестатистического читателя могут быть заметны странности или явные перегибы, если автор задумал данное произведение как описание идеального мира, и он в его работе является таковым, то в данном случае мы имеем дело с утопией.

Под антиутопией понимается сознательная сатира над «идеальным обществом». Автор нарочито указывает на неприглядные стороны «идеального государства», и дает понять читателю что не всегда «идеальное» является таковым.

Дистопия же нарочито пугает. Она может показывать неидеальное государство, причем нарочно это подчеркивая. Задача таких произведений – обратится к обществу и государству для того, чтобы они взглянули на реально существующее проблемы.

Проводя сравнительную параллель между «утопией», «антиутопией» и «дистопией» стоит выделить следующие схожие черты:

1) Все три жанра рисует модель государства или общества основываясь на реально существующих примерах;

2) Важное место играет институт власти и его вмешательство в личную жизнь граждан;

3) Имеются элементы научно-технического прогресса;

4) Общественное важнее личного.

Несмотря на сходства, имеются ряд особенностей:

1) Утопия:

— описывает «действительно» идеальное общество, по мнению автора;

— имеет вид научной работы, в которой дается четкое обоснование всех процессов, а также руководство к применению;

— «утопичным» элементом может быть любой объект в зависимости от личных воззрений автора: наука, религия, право, экономика и т.д. ;

— не всегда является художественным жанров.

2) Антиутопия:

— Является противопоставлением утопии;

— Может содержать в себе сатирические или юмористические элементы;

— Ставит задачей снять «покров» с глаз читателей;

— имеет обращение к «свету», то есть герои всегда находят для себя что-то, что может спасти их от тирании государства;

— научно-технический прогресс – троянский конь.

3) Дистопия:

— События происходят после крушение государства или общества;

— Не предполагается спасения или луча надежды;

— Основное повествование сводится к агонистическим мучениям персонажей;

— Является логичным продолжением антиутопии;

— Главная задача – заставить задуматься, используя страх.

Мифологическая основа антиутопии проявляется в следующем:

— Наличие мифологических образов;

— Наполнение мифа новым содержанием;

— Создание мифообраза;

— Разрушение мифа, на котором строится художественный мир произведения.

Также отметим и то, что сближает мифы и антиутопию как литературные произведения:

1) Построены на объективной реальности, с некоторой долей вымысла;

2) Главная цель существования – пояснение определенных процессов и мотивация к развитию.

К основным чертам жанра антиутопии можно отнести следующие черты:

— В антиутопиях всегда описывается будущее в идеальном государстве, однако таковым оно является только для его жителей, в то время как читатель и чаще всего протагонист отмечают его негативные черты;

— Структурный стержень антиутопии

— Псевдокарнавал структурный стержень антиутопии. Принципиальная разница между классическим карнавалом и псевдокарнавалом — порождением тоталитарной эпохи — заключается в том, что основа карнавала — амбивалентный смех, основа псевдокарнавала — абсолютный страх;

— Страх из присущего человеку беспокойства становится элементом удовольствия;

 

Фрагмент текста работы:

 

АНТИУТОПИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Антиутопия: структура и содержание понятия

Антиутопией называют направление в литературе, которое рассматривают в контексте описания тоталитарного государства, а также в контексте описания любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Некоторые критики считают более точным употребление термина «дистопия» [28]. Другие называют дистопию разновидностью антиутопии, выделяя также негативную утопию, какотопию — научную фантастику с элементами антиутопии [93]. Однако не стоит в данном случае забыть и о понятии «утопия», потому как все остальные термин являются противопоставлением данного термина. Для того, что понимать разницу данных понятий необходимо обратится к истории «утопии» и «антиутопии» как жанров.

Создание «Утопии» было следствием Великих географических открытий. Видные ученые и деятели искусства видели в научном прогрессе переход от старых порядков к новым. То, что несли за собой научные открытия, многими воспринималось исключительно как благо. Интересно, что для антиутопий характерно высокое развитие технологий и поднятие уровня жизни.

Остров Утопия в работе Мора подается как реально существующее место с реальным и идеальным государством. На острове всего 54 города абсолютно похожих между собой. Создается это за счет типовых построек. В каждом городе нормированное количество жителей, а именно шесть тысяч семей. В случае появление еще одного человека его отправляют в тот город где населению напротив не хватает людей для нормы. Контроль за численностью есть следствие работы государственного аппарата, который старается не допустить перенаселенности, за которой не получится следить. В случае если даже города переполняются, жителей отправляют осваивать новые колонии в других местах

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы