Платная доработка на тему Жанр этнографического очерка в литературе путешествий (Н.М.Карамзин, «Письмиа русского путешественника»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Очерк как литературный жанр 9
1.1. Разновидность очерков в литературе 9
1.2. Специфика жанра этнографического очерка в литературе 10
Глава II. «Письма русского путешественника» как фактор общественно-политической и культурной жизни общества, «зеркало души» писателя 15
2.1. Н.М. Карамзин как представитель сентиментализма 15
2.2. История создания «Писем русского путешественника» 20
2.3. Эстетика бытописания Н.М. Карамзина (на примере «Писем русского путешественника») 24
2.4. Живописность и образность «Писем русского путешественника» 30
Глава III. Изучение произведений Н.М.Карамзина в школе 36
3.1. Анализ школьных программ по литературе 36
3.2. Разработка факультативного урока литературы для 7 класса 50
3.3. Технологическая карта урока по произведению Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника» 61
Заключение 71
Библиографический список 75
Введение:
Н.М. Карамзин (1766-1826) – главный представитель русского сентиментализма, известный историк и издатель. Он признается главой русского сентиментализма. В его творчестве наиболее ярко и полно проявились основные черты нового направления, со всеми его достоинствами и слабыми сторонами.
Его произведения оказали значительное влияние на русскую литературу, но в свое время он был известен не только художественной прозой. Карамзин выступал как поэт, публицист, литературный и театральный критик, издатель и автор работ по истории России
А произведения Карамзина на историческую тематику могут по-новому открыть перед детьми картину истории России. При этом изучение произведений Карамзина в общеобразовательной школе сложно в том аспекте, что детям он плохо известен, а слово «сентиментализм» для современных школьников несет не тот смысл, который в него вкладывали писатели XVIII века.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сам по себе жанр этнографического очерка не утратил своей значимости и сегодня, когда границы во всем мире открыты, и люди самого разного достатка могут свободно путешествовать.
И тем более важным с литературоведческой точки зрения является изучение источника конца XVIII века, поскольку в то время заграничное путешествие было доступно сильно ограниченному кругу лиц. И большой научный интерес представляет собой именно взгляд молодого русского дворянина на европейскую жизнь.
Степень разработанности темы исследования. Творчество Н.М. Карамзина достаточно хорошо изучено в научно-исследовательской литературе. Среди исследователей его историко-литературного наследия можно выделить следующих ученых: А.Ф. Смирнов «Николай Михайлович Карамзин» , Лотман Ю.М. «Сотворение Карамзина» , Осетров Е.И. «Три жизни Карамзина» и др.
Исследований по творчеству Н.М.Карамзина, в том числе и по «Письмам русского путешественника», немного. В основном они ограничиваются всту¬пительными статьями к избранным сочинениям писателя, составленными крупными литературоведами: Г.П. Макогоненко, П.Н.Берковым, Г.А. Гуковским, А.В.Западовым.
Значимой работой в отечественном литературоведении, вышедшей в 1899 году, является работа В.В. Сиповского «Н.М.Карамзин, автор «Писем русского путешественника» . В ней он устанавливает, что по жанру «Письма» представляли собой литературную обработку дневниковых записей, которые вел писатель во время своих странствий, а не подлинные письма к друзьям, посылаемые из-за границы.
Позднее А.В. Западов в книге «Русская проза XVIII века» уточняет, что «при обработке текста для печати, Карамзин справлялся с литературными по¬собиями и уточнял свои впечатления по описаниям других путешественников, дополняя их историческими анекдотами и сведениями, почерпнутыми из различных книг, ссылки на которые рассыпаны в тексте. О прямых заимство¬ваниях из источников говорить не приходится. Карамзин везде был оригина¬лен и уточнял лишь отдельные детали, всегда на первом плане имея свое лич¬ное, авторское отношение к вещам и событиям» .
В исследовательской литературе отмечалось, что «Письма» писались не без влияния образцового географического путешествия XVIII века — «Писем об Италии» Шарля Дюпати, которые также неоднократно упомянуты на их страницах. Уже сама эпистолярная форма карамзинского путешествия свиде¬тельствует о том, что Дюпати был для него определенной точкой отсчета в поисках формы повествования, аспекта мировосприятия и миромоделирования.
Позднее Ю.М. Лотман писал об эстетической соотносимости «Писем» Карамзина с европейской литературой. Он ввел в европейский ли¬тературный контекст произведений, с которыми карамзинские письма эстети¬чески соотнесены, еще два образца этого жанра: роман Ж.Ж. Бартелеми «Пу¬тешествие юного Анахартиса в Грецию» и философские (английские) письма Вольтера. «Оба текста связывали путешествие с поисками идеалов истинного просвещения, оба создавали образ искателя мудрости, оба были проникнуты верой в прогресс цивилизации» .
Обширный раздел о жизни и творчестве Карамзина включен в Историю русской литературы, написанную Г.А. Гуковским .
Раздел о творчестве Карамзина включен в Историю русской литературы XVIII века В.И. Федорова .
Г.П. Макогоненко принадлежит подробная вступительная статья к изда¬нию «Писем русского путешественника» 1983 года . Ученый говорит об органическом слиянии информативного и лирического начал в письмах и считает, что уже каждое слово заглавия значимо и существенно важно для понимания жанра.
Во вступительной статье П. Беркова и Г. Макогоненко к первому тому из¬бранных сочинений Карамзина дана обстоятельная оценка творчества Ка¬рамзина в литературном процессе XVIII века и в том числе «Писем русского путешественника».
Роли Карамзина в литературном движении XVIII -XIX веков посвящена статья П.Н. Беркова «Державин и Карамзин в истории русской литературы конца XVIII-XIX века» в книге «Державин и Карамзин в литературном дви¬жении XVIII-начала XIX века» . Исследователь, определяя роль Держа¬вина и Карамзина в литературном процессе времени, отмечает, что посте¬пенно сложившийся нравственный идеал Карамзина диктовал ему и измене¬ния его эстетических воззрений. Чем глубже и отчетливее становился для Ка¬рамзина его этический идеал, тем большую объективность приобретало его художественное творчество, достигшее в «Марфе Посаднице» и в «Истории государства Российского» своей вершины.
Берков отмечает общее у Державина и Карамзина: высокий идеал, идеал свободного, независимого писателя-патриота, писателя-учителя, писателя – выразителя общественного мнения. «И как ни было ограниченно в политиче¬ском и философском отношении их мировоззрение, они глубоко импонировали современникам и ближайшим поколениям своим нравственным обли¬ком, своим благоговейным отношением к делу литературы, тем, что и тот и другой говорили истину царям – один с улыбкой, другой смело и без улыб¬ки, но и в том, и в другом случае их внимательно слушали передовые читате¬ли. Этому учились у них русские писатели XIX в.» .
Исследователи достаточно часто обращались к «Письмам», но прежде всего как к источнику фактических сведений о русской и европейской культуре. Наиболее исчерпывающей работой по теме является роман-реконструкция Ю.М. Лотмана «Сотворение Карамзина», в которой автор подробно изучил историю создания «Писем» и определил их место в наследии писателя. Однако собственно художественная сторона произведения редко затрагивалась в работах литературоведов. При изучении влияния «Писем» Карамзина на дальнейшее развитие русской литературы исследователи (В.В. Сиповский, М.В. Иванов) обращали внимание, прежде всего, на заимствование общих примет стиля Карамзина авторами путешествий «массового сентиментализма», не привлекая материалов дневников частных: писем, путеводителей начала XIX в., также подвергшихся значительному влиянию карамзинской манеры.
Объект исследования – «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина.
Предмет исследования – этнографическая составляющая «Писем», эстетика бытописания в них.
Цель исследования – выявить особенности жанра этнографического очерка в литературе путешествий на примере «Писем русского путешественника» Н.М.Карамзина.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть разновидность очерков в литературе;
2. определить специфику жанра этнографического очерка в литературе;
3. изучить особенности творчества Н.М. Карамзина как представителя сентиментализма;
4. рассмотреть историю создания «Писем русского путешественника»;
5. выявить эстетику бытописания Н.М. Карамзина (на примере «Писем русского путешественника»);
6. проанализировать школьные программы по литературе
7. разработать урок литературы для 7 класса;
8. составить технологическую карту урока по произведению Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника».
Методы исследования: конкретно-исторический, сравнительно-типологический и историко-литературный.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что этнографический очерк – это разновидность жанра очерка, основу которого оставляет описание событий, явлений, происшествий, встреч, происходящих во время путешествия автора. Этнографический очерк является самой «древней» разновидностью очеркового жанра. Предназначение этнографического очерка отражено в его названии – описать маршрут, путь, пройденный автором. Этнографический очерк – это художественно оформленный путевой дневник. Отличительной чертой этнографического очерка является предопределенность фабулы.
Зарождение жанра путевой заметки в России было связано с необходимостью познакомить русскую общественность с зарубежной жизнью. Эту задачу удалось решить Н.М.Карамзину, чьи «Письма русского путешественника» можно считать истоками русского путевого очерка.
Н.М. Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы. Можно отметить издаваемые им журналы, переводы европейских художественных произведений, критические статьи. Также он известен и своими собственными произведениями, многие из которых можно отнести к направлению «сентиментализм». Это направление отличается повышенным вниманием к чувствам и эмоциям человека. Но в лучших произведениях сентиментализма описание переживаний – не самоцель, а средство привлечения внимания читателей к несправедливости общества и социальному злу. Произведения Карамзина, порой простые по сюжету, отличаются глубоким пониманием сути человека и общества, этим они интересны до сих пор.
Мы выяснили, что «Письма русского путешественника» предстают перед читателем как исповедальный дневник русского человека, попавшего в огромный, незнаемый мир духовной и общественной жизни европейских стран, в круговорот европейских событий конца XVIII века. Карамзин увидел Запад глазами русского человека. Он критикует француза Левека, автора «Российской истории», который утверждал: «Иностранцы были умнее русских: итак, надлежало от них заимствовать, учиться, пользоваться их опытами». Патриот своей родины, Карамзин хотя и понимает, что Россия отстала от завоеваний европейской цивилизации, но в состоянии быть равной в своем развитии, если научится заимствовать только нужное, полезное и разумное. Он гордится тем, что благодаря Петру I россияне за несколько лет почти догнали европейцев. Но он противник убеждения: «иностранцы умнее русских». И научные, культурные, технические открытия и завоевания последующих двух веков доказали правоту Карамзина.
Этнографический очерк прошел длительный путь становления и развития. При этом этот жанр показал себя как гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к меняющимся условиям жанр.
Своеобразие жанра этнографического очерка создается благодаря таким моментам, как фрагменты-пейзажи, которые помогают обрисовать обстановку. В этнографическом очерке пейзаж является средством определения времени действия, способом обрисовки условий, в которых происходят события, а также возможностью передачи настроения героев. Пейзаж выполняет еще одну функцию – помогает раскрыть характер героя. микротекст-пейзаж является одним из элементов, из которых складывается почерк автора.
И само путешествие, и путевые записки сыграли важную роль для Карамзина как ученого-историка, писателя, общественного деятеля. Именно в «Письмах русского путешественника» созрела мысль, положенная в основу составленной им впоследствии «Записки о древней и новой России», которую он вручил Александру I в 1811 году. В ней говорилось о благе отечества, об основании народных школ, о благотворности просвещения.
Наблюдая за развитием Великой французской революции, Карамзин пришел к мнению, что насильственное изменение существующего социального строя неприемлемо для любого государства. Этого взгляда придерживались и многие его друзья: поэты, писатели, ученые. В их числе был и Пушкин. В его библиотеке были «Письма русского путешественника». Не отсюда ли его неприятие войн и революций, гуманизм его воззрений, широта взгляда? Ведь этот гуманизм определил высокую нравственность русской литературы XIX века.
Своей книгой Карамзин, по сути, открыл «окно в Европу». В «Письмах» Карамзин учил читателя толерантности, уважению к другим народам, взаимопониманию. Он провозглашал свободу личности, торжество права и закона. Путешествие в Европу, интерес к глобальным этическим проблемам судеб человечества привели к переходу к громадным проблемам исторического бытия русского народа, к переходу от «Писем русского путешественника» к главному труду Карамзина – к «Истории государства Российского». Путешествие расширило кругозор молодого писателя, дало возможность многое осмыслить и задуматься: какой путь прошла Россия, каково ее будущее, как обустроить настоящее. Иными словами, не будь «Писем», возможно, не было бы и «Истории государства Российского». Карамзин начал серьезно задумываться о государственном устройстве России, ее особенном историческом пути.
В работе были разработаны конспект и технологическая карта факультативного урока по произведению Карамзина «Письма русского путешественника». В целом, можно сделать вывод о том, что произведения Карамзина до сих пор изучаются в школе. Личность Карамзина сама по себе может представлять интерес для изучения с детьми. При анализе его произведений необходимо объяснить учащимся особенности жизни людей в XVIII веке, по возможности погрузить их в обстановку того времени.
Мы также определили, что «Письма русского путешественника», бесспорно, являются величайшим литературным, историческим и документальным наследием, которое используется учеными-исследователями разных направлений как исторический источник, источник по изучению межкультурных аспектов коммуникации, а также «нового» литературного языка. «Письма…», разумеется, не обладают бесспорной фактической и документальной точностью, и это определяет необходимость их сопоставления с информацией комплекса других источников. Тем не менее, они остаются важным источником для понимания личности самого Н.М. Карамзина.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Очерк как литературный жанр
1.1. Разновидность очерков в литературе
Среди всего многообразия жанровых форм, очерк занимает важнейшее место.
Очерк – жанр полудокументальный, однако не лишенный художественности. Очерком можно назвать «художественную публицистику», так как вымысел здесь неуместен, а вот эмоциональные описания, осуществленные через призму субъективного мнения автора – одна из основных составляющих жанра.
Словари дают термину «очерк» такое определение: очерк – это разновидность малой формы эпической литературы – рассказа – отличающаяся от другой его формы – новеллы – отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Эти отличия зависят от проблематики жанра.
Проблематика очерка, в отличие от новеллы или романа, затрагивает не проблемы становления личности в условиях среды обитания, она касается проблем нравственного состояния самой «среды», которое воплощено в отдельных (типичных) личностях, нравоописательных проблем .
Очерк обладает следующими отличительными чертами:
— малой повествовательной формой;
— описанием реальных событий, реальных людей;
— описанием актуальных общественных проблем;
— социальной проблематикой;
— документальностью;
— образностью, эмоциональностью и красотой художественного стиля;
— имеет черты, присущие публицистике;
— ослаблением сюжета .
Различают 4 основных вида очерков в литературе
1. Портретный очерк – это жизнеописание, внешнего и внутреннего мира какого-либо человека, анализ и описание среды через его поступки. В портретном очерке художественное описание преобладает над публицистическим.
2. Проблемный очерк характерен острым конфликтом. Здесь имеет место публицистическое описание проблемы, которая решается путем анализа различных данных, в том числе и статистических. В конце автор, опираясь на свои знания и жизненный опыт, предлагает решение конфликта.
3. Путевой очерк – самая ранняя разновидность очерка. Автор фиксирует события, произошедшие с ним в путешествии или поездке. Путевой очерк может содержать в себе элементы других видов, например, проблемного – при описании волнующих событий, или портретного – при описании обычаев и нравов повстречавшихся автору людей.
4. Исторический очерк. Содержит хронологическое, научно обоснованное описание исторического явления и его анализ, сопровождающийся мнением автора .
Классификация очерка
— Социологический очерк – анализ крупной проблемы общественности. Такой очерк максимально документален, но не лишен художественных оборотов речи.
— Публицистический очерк отличается от социологического тем, что здесь автор выражает свою позицию, свое мнение.
— Художественный очерк. Здесь не столь важны описываемые события, сколько их эмоциональное воздействие на читателя.
1.2. Специфика жанра этнографического очерка в литературе
Этнографический очерк – это разновидность жанра очерка, основу которого оставляет описание событий, явлений, происшествий, встреч, происходящих во время путешествия автора. Этнографический очерк является самой «древней» разновидностью очеркового жанра. Предназначение этнографического очерка отражено в его названии – описать маршрут, путь, пройденный автором .
Этнографический очерк – это художественно оформленный путевой дневник. Отличительной чертой этнографического очерка является предопределенность фабулы.
Как пишет А.Л. Фокеев «Этнографический очерк как основной жанр этнографической прозы от¬личается известной идейно-художественной определенностью. Внимание ав¬тора сосредоточено на внешней реальности этнографического типа (геогра¬фической, социальной, экономической, культурологической этнографии); со¬бытийный ряд также связан с фольклорно-этнографическими элементами, доминирующими в описании. Очерк документален и может быть в то же вре¬мя «условно» документальным как художественно-изобразительное явление .
Материалом для создания этнографического очерка служат дорожные наблюдения, события, встречи, свидетелем которых оказался автор, его впечатления от новых местностей, стран, городов. Одной из отличительных особенностей этнографического очерка является постепенное развертывание изображения. Автор движется от города к городу, от села к селу, из одной страны в другую и постепенно накапливает факты и впечатления.
Жанр путевой заметки имеет давнюю традицию. Наиболее ярко интерес к этому жанру был выражен в эпоху романтизма. 19 век – это время формирования наций, создания коллективных идентичностей, которым для самоопределения были нужны другие группы культуры .
Путевые заметки претендуют на сообщение читателю новых сведений о других странах. Путевая заметка является одним из наиболее живых, ярких, интересных, но при этом самых трудоемких публицистических жанров.
На Руси таким запискам придавали большое значение, в связи с этим в литературоведении различают жанр древнерусских «хождений».
Но истоки путевого очерка, ставшего популярным в 18 веке, следует искать не в «хождениях» А.Никитина — в развитие жанра путевых заметок существенный вклад внесла западная литературная традиция. Принято считать, что у истоков этого жанра стоят произведения Стерна, Смолетта и Свифта .
Зарождение жанра путевой заметки в России было связано с необходимостью познакомить русскую общественность с зарубежной жизнью. Эту задачу удалось решить Н.М.Карамзину, чьи «Письма русского путешественника» можно считать истоками русского путевого очерка.
Этнографический очерк прошел длительный путь становления и развития. При этом этот жанр показал себя как гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к меняющимся условиям жанр.
Своеобразие жанра этнографического очерка создается благодаря таким моментам, как фрагменты-пейзажи, которые помогают обрисовать обстановку. В этнографическом очерке пейзаж является средством определения времени действия, способом обрисовки условий, в которых происходят события, а также возможностью передачи настроения героев. Пейзаж выполняет еще одну функцию – помогает раскрыть характер героя. микротекст-пейзаж является одним из элементов, из которых складывается почерк автора.
Содержание:
Введение 3
Глава I. Очерк как литературный жанр 6
1.1. Разновидность очерков в литературе 6
1.2. Специфика жанра этнографического очерка в литературе 7
Глава II. «Письма русского путешественника» как фактор общественно-политической и культурной жизни общества, «зеркало души» писателя 12
2.1. Н.М. Карамзин как представитель сентиментализма 12
2.2. История создания «Писем русского путешественника» 18
2.3. Эстетика бытописания Н.М. Карамзина (на примере «Писем русского путешественника») 20
2.4. Государственное устройство европейских стран в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина 26
2.5. Живописность и образность «Писем русского путешественника» 34
Глава III. Изучение произведений Н.М.Карамзина в школе 40
3.1. Анализ школьных программ по литературе 40
3.2. Разработка факультативного урока литературы для 7 класса 54
3.3. Технологическая карта урока по произведению Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника» 65
Заключение 75
Библиографический список 79
Введение:
Н.М. Карамзин (1766-1826) – главный представитель русского сентиментализма, известный историк и издатель. Он признается главой русского сентиментализма. В его творчестве наиболее ярко и полно проявились основные черты нового направления, со всеми его достоинствами и слабыми сторонами.
Его произведения оказали значительное влияние на русскую литературу, но в свое время он был известен не только художественной прозой. Карамзин выступал как поэт, публицист, литературный и театральный критик, издатель и автор работ по истории России
А произведения Карамзина на историческую тематику могут по-новому открыть перед детьми картину истории России. При этом изучение произведений Карамзина в общеобразовательной школе сложно в том аспекте, что детям он плохо известен, а слово «сентиментализм» для современных школьников несет не тот смысл, который в него вкладывали писатели XVIII века.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сам по себе жанр этнографического очерка не утратил своей значимости и сегодня, когда границы во всем мире открыты, и люди самого разного достатка могут свободно путешествовать.
И тем более важным с литературоведческой точки зрения является изучение источника конца XVIII века, поскольку в то время заграничное путешествие было доступно сильно ограниченному кругу лиц. И большой научный интерес представляет собой именно взгляд молодого русского дворянина на европейскую жизнь.
Степень разработанности темы исследования. Творчество Н.М. Карамзина достаточно хорошо изучено в научно-исследовательской литературе. Среди исследователей его историко-литературного наследия можно выделить следующих ученых: А.Ф. Смирнов «Николай Михайлович Карамзин» (43), Лотман Ю.М. «Сотворение Карамзина» (25), Осетров Е.И. «Три жизни Карамзина» (34) и др.
Исследователи достаточно часто обращались к «Письмам», но прежде всего как к источнику фактических сведений о русской и европейской культуре. Наиболее исчерпывающей работой но теме является роман-реконструкция Ю.М. Лотмана «Сотворение Карамзина», в которой автор подробно изучил историю создания «Писем» и определил их место в наследии писателя. Однако собственно художественная сторона произведения редко затрагивалась в работах литературоведов. При изучении влияния «Писем» Карамзина на дальнейшее развитие русской литературы исследователи (В.В. Сиповский, М.В. Иванов) обращали внимание, прежде всего, на заимствование общих примет стиля Карамзина авторами путешествий «массового сентиментализма», не привлекая материалов дневников частных: писем, путеводителей начала XIX в., также подвергшихся значительному влиянию карамзинской манеры.
Объект исследования – процесс изучения этнографического очерка в школе.
Предмет исследования – жанр этнографического очерка.
Цель исследования – изучить особенности жанра этнографического очерка в литературе путешествий на примере «Писем русского путешественника» Н.М.Карамзина.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть разновидность очерков в литературе;
2. определить специфику жанра этнографического очерка в литературе;
3. изучить особенности творчества Н.М. Карамзина как представителя сентиментализма;
4. рассмотреть историю создания «Писем русского путешественника»;
5. выявить эстетику бытописания Н.М. Карамзина (на примере «Писем русского путешественника»);
6. проанализировать государственное устройство европейских стран в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина;
7. проанализировать школьные программы по литературе
8. разработать урок литературы для 7 класса;
9. составить технологическую карту урока по произведению Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника».
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и литературоведческой литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что этнографический очерк – это разновидность жанра очерка, основу которого оставляет описание событий, явлений, происшествий, встреч, происходящих во время путешествия автора. Этнографический очерк является самой «древней» разновидностью очеркового жанра. Предназначение этнографического очерка отражено в его названии – описать маршрут, путь, пройденный автором. Этнографический очерк – это художественно оформленный путевой дневник. Отличительной чертой этнографического очерка является предопределенность фабулы.
Зарождение жанра путевой заметки в России было связано с необходимостью познакомить русскую общественность с зарубежной жизнью. Эту задачу удалось решить Н.М.Карамзину, чьи «Письма русского путешественника» можно считать истоками русского путевого очерка.
Н.М. Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы. Можно отметить издаваемые им журналы, переводы европейских художественных произведений, критические статьи. Также он известен и своими собственными произведениями, многие из которых можно отнести к направлению «сентиментализм». Это направление отличается повышенным вниманием к чувствам и эмоциям человека. Но в лучших произведениях сентиментализма описание переживаний – не самоцель, а средство привлечения внимания читателей к несправедливости общества и социальному злу. Произведения Карамзина, порой простые по сюжету, отличаются глубоким пониманием сути человека и общества, этим они интересны до сих пор.
Мы выяснили, что «Письма русского путешественника» предстают перед читателем как исповедальный дневник русского человека, попавшего в огромный, незнаемый мир духовной и общественной жизни европейских стран, в круговорот европейских событий конца XVIII века. Карамзин увидел Запад глазами русского человека. Он критикует француза Левека, автора «Российской истории», который утверждал: «Иностранцы были умнее русских: итак, надлежало от них заимствовать, учиться, пользоваться их опытами». Патриот своей родины, Карамзин хотя и понимает, что Россия отстала от завоеваний европейской цивилизации, но в состоянии быть равной в своем развитии, если научится заимствовать только нужное, полезное и разумное. Он гордится тем, что благодаря Петру I россияне за несколько лет почти догнали европейцев. Но он противник убеждения: «иностранцы умнее русских». И научные, культурные, технические открытия и завоевания последующих двух веков доказали правоту Карамзина.
Этнографический очерк прошел длительный путь становления и развития. При этом этот жанр показал себя как гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к меняющимся условиям жанр.
Своеобразие жанра этнографического очерка создается благодаря таким моментам, как фрагменты-пейзажи, которые помогают обрисовать обстановку. В этнографическом очерке пейзаж является средством определения времени действия, способом обрисовки условий, в которых происходят события, а также возможностью передачи настроения героев. Пейзаж выполняет еще одну функцию – помогает раскрыть характер героя. микротекст-пейзаж является одним из элементов, из которых складывается почерк автора.
И само путешествие, и путевые записки сыграли важную роль для Карамзина как ученого-историка, писателя, общественного деятеля. Именно в «Письмах русского путешественника» созрела мысль, положенная в основу составленной им впоследствии «Записки о древней и новой России», которую он вручил Александру I в 1811 году. В ней говорилось о благе отечества, об основании народных школ, о благотворности просвещения.
Наблюдая за развитием Великой французской революции, Карамзин пришел к мнению, что насильственное изменение существующего социального строя неприемлемо для любого государства. Этого взгляда придерживались и многие его друзья: поэты, писатели, ученые. В их числе был и Пушкин. В его библиотеке были «Письма русского путешественника». Не отсюда ли его неприятие войн и революций, гуманизм его воззрений, широта взгляда? Ведь этот гуманизм определил высокую нравственность русской литературы XIX века.
Своей книгой Карамзин, по сути, открыл «окно в Европу». Возможно, многие передовые молодые люди сначала открывали Запад по его книге, а потом, например, в ходе европейского похода 1813-1814 годов воочию убеждались в торжестве демократических идей, а затем, став участниками тайных обществ, мечтали о республиканском правлении в России. Интересно, что Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», набрался передовых идей именно во время учебы за границей. Он прославлял свободного от предрассудков человека, честного, справедливого и смелого. Его возмущала барская Москва, ленивая, сонная. Чацкому хотелось движения, новой энергии, что и отличало европейца от вечно рефлектирующего русского молодого человека.
В «Письмах» Карамзин учил читателя толерантности, уважению к другим народам, взаимопониманию. Он провозглашал свободу личности, торжество права и закона. Не случайно по мере опубликования «Писем» в журнале их начали переводить и издавать на Западе – уже в начале XIX века они дважды вышли на немецком языке, были переведены на английский, на польский, на французский. Таким образом, этнографический очерк прошел длительный путь становления и развития. При этом этот жанр показал себя как гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к меняющимся условиям жанр. Своеобразие жанра этнографического очерка создается благодаря таким моментам, как фрагменты-пейзажи, которые помогают обрисовать обстановку. В этнографическом очерке пейзаж является средством определения времени действия, способом обрисовки условий, в которых происходят события, а также возможностью передачи настроения героев. Пейзаж выполняет еще одну функцию – помогает раскрыть характер героя. микротекст-пейзаж является одним из элементов, из которых складывается почерк автора. «Письма» Карамзина не только открывали Запад русскому читателю, но и знакомили Запад с русским писателем, русской литературой, с Россией в целом.
Путешествие в Европу, интерес к глобальным этическим проблемам судеб человечества привели к переходу к громадным проблемам исторического бытия русского народа, к переходу от «Писем русского путешественника» к главному труду Карамзина – к «Истории государства Российского». Путешествие расширило кругозор молодого писателя, дало возможность многое осмыслить и задуматься: какой путь прошла Россия, каково ее будущее, как обустроить настоящее. Иными словами, не будь «Писем», возможно, не было бы и «Истории государства Российского». Карамзин начал серьезно задумываться о государственном устройстве России, ее особенном историческом пути.
В работе были разработаны конспект и технологическая карта факультативного урока по произведению Карамзина «Письма русского путешественника». В целом, можно сделать вывод о том, что произведения Карамзина до сих пор изучаются в школе. Личность Карамзина сама по себе может представлять интерес для изучения с детьми. При анализе его произведений необходимо объяснить учащимся особенности жизни людей в XVIII веке, по возможности погрузить их в обстановку того времени.
Мы также определили, что «Письма русского путешественника», бесспорно, являются величайшим литературным, историческим и документальным наследием, которое используется учеными-исследователями разных направлений как исторический источник, источник по изучению межкультурных аспектов коммуникации, а также «нового» литературного языка. «Письма…», разумеется, не обладают бесспорной фактической и документальной точностью, и это определяет необходимость их сопоставления с информацией комплекса других источников. Тем не менее, они остаются важным источником для понимания личности самого Н.М. Карамзина.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Очерк как литературный жанр
1.1. Разновидность очерков в литературе
Среди всего многообразия жанровых форм, очерк занимает важнейшее место.
Очерк – жанр полудокументальный, однако не лишенный художественности. Очерком можно назвать «художественную публицистику», так как вымысел здесь неуместен, а вот эмоциональные описания, осуществленные через призму субъективного мнения автора – одна из основных составляющих жанра.
Словари дают термину «очерк» такое определение: очерк – это разновидность малой формы эпической литературы – рассказа – отличающаяся от другой его формы – новеллы – отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Эти отличия зависят от проблематики жанра.
Проблематика очерка, в отличие от новеллы или романа, затрагивает не проблемы становления личности в условиях среды обитания, она касается проблем нравственного состояния самой «среды», которое воплощено в отдельных (типичных) личностях, нравоописательных проблем (24).
Очерк обладает следующими отличительными чертами:
— малой повествовательной формой;
— описанием реальных событий, реальных людей;
— описанием актуальных общественных проблем;
— социальной проблематикой;
— документальностью;
— образностью, эмоциональностью и красотой художественного стиля;
— имеет черты, присущие публицистике;
— ослаблением сюжета.
Различают 4 основных вида очерков в литературе
1. Портретный очерк – это жизнеописание, внешнего и внутреннего мира какого-либо человека, анализ и описание среды через его поступки. В портретном очерке художественное описание преобладает над публицистическим.
2. Проблемный очерк характерен острым конфликтом. Здесь имеет место публицистическое описание проблемы, которая решается путем анализа различных данных, в том числе и статистических. В конце автор, опираясь на свои знания и жизненный опыт, предлагает решение конфликта.
3. Путевой очерк – самая ранняя разновидность очерка. Автор фиксирует события, произошедшие с ним в путешествии или поездке. Путевой очерк может содержать в себе элементы других видов, например, проблемного – при описании волнующих событий, или портретного – при описании обычаев и нравов повстречавшихся автору людей.
4. Исторический очерк. Содержит хронологическое, научно обоснованное описание исторического явления и его анализ, сопровождающийся мнением автора (5).
Классификация очерка
— Социологический очерк – анализ крупной проблемы общественности. Такой очерк максимально документален, но не лишен художественных оборотов речи.
— Публицистический очерк отличается от социологического тем, что здесь автор выражает свою позицию, свое мнение.
— Художественный очерк. Здесь не столь важны описываемые события, сколько их эмоциональное воздействие на читателя.
1.2. Специфика жанра этнографического очерка в литературе
Этнографический очерк – это разновидность жанра очерка, основу которого оставляет описание событий, явлений, происшествий, встреч, происходящих во время путешествия автора. Этнографический очерк является самой «древней» разновидностью очеркового жанра. Предназначение этнографического очерка отражено в его названии – описать маршрут, путь, пройденный автором (19).
Этнографический очерк – это художественно оформленный путевой дневник. Отличительной чертой этнографического очерка является предопределенность фабулы.
Материалом для создания этнографического очерка служат дорожные наблюдения, события, встречи, свидетелем которых оказался автор, его впечатления от новых местностей, стран, городов.
Одной из отличительных особенностей этнографического очерка является постепенное развертывание изображения. Автор движется от города к городу, от села к селу, из одной страны в другую и постепенно накапливает факты и впечатления.
Жанр путевой заметки имеет давнюю традицию. Наиболее ярко интерес к этому жанру был выражен в эпоху романтизма. 19 век – это время формирования наций, создания коллективных идентичностей, которым для самоопределения были нужны другие группы культуры (32).
Путевые заметки претендуют на сообщение читателю новых сведений о других странах. Путевая заметка является одним из наиболее живых, ярких, интересных, но при этом самых трудоемких публицистических жанров.
На Руси таким запискам придавали большое значение, в связи с этим в литературоведении различают жанр древнерусских «хождений».
Но истоки путевого очерка, ставшего популярным в 18 веке, следует искать не в «хождениях» А.Никитина — в развитие жанра путевых заметок существенный вклад внесла западная литературная традиция. Принято считать, что у истоков этого жанра стоят произведения Стерна, Смолетта и Свифта (36).
Зарождение жанра путевой заметки в России было связано с необходимостью познакомить русскую общественность с зарубежной жизнью. Эту задачу удалось решить Н.М.Карамзину, чьи «Письма русского путешественника» можно считать истоками русского путевого очерка.
Этнографический очерк прошел длительный путь становления и развития. При этом этот жанр показал себя как гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к меняющимся условиям жанр.
Своеобразие жанра этнографического очерка создается благодаря таким моментам, как фрагменты-пейзажи, которые помогают обрисовать обстановку. В этнографическом очерке пейзаж является средством определения времени действия, способом обрисовки условий, в которых происходят события, а также возможностью передачи настроения героев. Пейзаж выполняет еще одну функцию – помогает раскрыть характер героя. микротекст-пейзаж является одним из элементов, из которых складывается почерк автора.
Наличие пейзажных зарисовок в путевом очерке соответствует специфике этого жанра. Пейзаж помогает автору изобразить то, что он увидел, а из деталей увиденного составляется канва очерка. Если в портретном очерке главным может стать какое-то одно описание, то в этнографическом россыпь наблюдений автора на протяжении всего повествования помогает воссоздать единую картину (19).
Автор на своем пути встречается с разными людьми, поэтому этнографические очерки содержат портретные зарисовки, выполняющие иные функции, чем в портретном очерке. Описание человека в этнографическом очерке не является самоцелью, а подчиняется общему замыслу автора.
В очерке выражение авторского «Я» тесно связано с наличием функционально-смысловых типов речи. Для этнографического очерка характерна резкая смена типов речи. Это связано с такими особенностями очерка, как ассоциативность и эскизность.
В этнографическом очерке «Я» героя выражается при помощи форм чужой речи. В этнографическом очерке часто используется прямая речь. Во многих очерках используется косвенная речь, диалоги, а в некоторых случаях и несобственно-прямая речь. Высказывания прямой речи, включенные в очерк, должны быть законченными по смыслу, характерологичными, интересными по форме.
Словарный состав текста этнографического очерка неограничен, он включает в себя все пласты лексики. Они выступают в основной номинитовной функции и являются средством раскрытия темы. Разные формы включения профессиональных слов, бытовые слова и выражения являются источниками для создания жизненности, непринужденности авторского повествования, а также для создания речевых портретов героев очерка.
В этнографическом очерке наиболее часто используется такая синтаксическая конструкция, как вставные конструкции. Автор, сообщая добавочные сведения, предоставляет читателю возможность самому сделать вывод. Вставные конструкции в этнографическом очерке носят именно пояснительный, добавочный характер. В очерке используются предложения с причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, а также предложения с различными видами придаточных. Выбор зависит в первую очередь от индивидуальной манеры автора.
Очерку свойственно также использование неопределенно-личных предложений. Их частое употребление связано с введением образа автора, когда отсутствует прямое указание на авторское присутствие, но при этом он явно ощущается.
Введение в текст этнографического очерка микротекстов-пейзажей обусловливает использование номинативных предложений, которые, кроме бытийности и описательности, обладают добавочными оттенками: эмоциональной оценки и непосредственного восприятия.
Все эти конструкции, используемые в очерке, позволяют более точно ярко и живописно передать мысли автора, выделить основные моменты и отдельные тематические фрагменты.