Платная доработка на тему Зарубежный опыт борьбы с коррупцией и возможности его использования в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты антикоррупционной деятельности 5
1.1 Сущность, понятие коррупции 5
1.2 Международное законодательство в области противодействия коррупции 7
1.3 Влияние коррупции на экономическую безопасность государства 11
1.4 Выводы по главе 13
2. Анализ зарубежного опыта противодействия коррупции 14
2.1 Опыт стран ЕС 14
2.2 Опыт США 20
2.3 Опыт стран Азии 23
2.4 Выводы по главе 26
3. Адаптация положительного зарубежного опыта в отечественную практику противодействия коррупции 28
3.1. Анализ противодействия коррупции в РФ 28
3.2. Формирование антикоррупционных компетенций у госслужащих 34
3.3. Применение опыта общественного контроля 37
3.4. Привлечение СМИ и сети Интернет для борьбы с коррупцией 40
3.5 Вывод по главе 43
Заключение 44
Библиографический список 46
Введение:
Актуальность работы. Коррупция как транснациональное явление представляет угрозу всему мировому сообществу. Противодействие коррупции осуществляется в разных странах исходя из их исторического, а иногда и религиозного развития. Антикоррупционная борьба в этих странах проходит с различным эффектом и по различным направлениям. При этом реализация единой международной антикоррупционной стратегии, состоящей из различных профилактических мероприятий и репрессивных мер, на современном этапе развития мирового сообщества была бы более эффективна, нежели разрозненные действия отдельных профилактических субъектов в разных странах.
Анализ международного и отечественного опыта борьбы с коррупцией свидетельствует о том, что в современных условиях проявления коррупции стали теми факторами, которые создают реальную угрозу национальной безопасности и государственному развитию большинства стран мира, отрицательно влияющими на все стороны общественной жизни.
Несмотря на многоаспектность природы возникновения и распространения коррупционных проявлений в каждом отдельном государстве, к основным факторам, способствующим их распространению, можно отнести: ухудшение криминогенной ситуации, высокие показатели неравенства распределения доходов, отсутствие системы социальной защиты в одних странах и наращивание экономического потенциала и ежегодное увеличение финансовых поступлений в виде инвестиций в других.
Все страны мира, в той или иной мере, занимаются борьбой с коррупцией, которая затрудняет функционирование государственного аппарата, замедляет экономические процессы и деформирует, иногда до неузнаваемости, политическую систему. Феномен коррупции, вне зависимости от социокультурных особенностей, а также экономических и политических специфик тех или иных государств, всегда сопровождал развитие государственных институтов.
Целью работы, является исследование на основе международного и отечественного опыта по предотвращению и противодействия коррупции с целью дальнейшего наработки конструктивных предложений по решению проблемы коррупции.
Для решения поставленной цели, в работе решались следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия коррупции;
• изучить международное законодательство в области противодействия коррупции;
• охарактеризовать влияние коррупции на экономическую безопасность государства;
• проанализировать антикоррупционную деятельность в странах ЕС, США и странах Азии;
• проанализировать антикоррупционную деятельность в РФ;
• рассмотреть формирование антикоррупционных компетенций у госслужащих как инструмент борьбы с коррупцией в РФ;
• рассмотреть применение опыта общественного контроля как инструмент борьбы с коррупцией в РФ;
• рассмотреть привлечение СМИ и сети Интернет как инструмент борьбы с коррупцией в РФ.
Объектом исследования работы является противодействие коррупции.
Предметом исследования работы являются различные аспекты противодействия коррупционным проявлениям в международном контексте, а также нормативное обеспечение отечественного антикоррупционного механизма.
Нормативно-правовая база работы состоит из международно-правовых актов, так и из законодательства отдельных стран и России по борьбе с коррупцией.
Заключение:
Подытоживая работу, отметим, что общие особенности борьбы с коррупцией и методы устранения этого позорного явления предусматривают: подконтрольность государственных чиновников, государственных институтов; открытость и прозрачность принятия решений на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления; сбалансированность ветвей власти.
Одной из главных составляющих формирования и реализации эффективной системы борьбы с коррупцией является четкое взаимодействие государств, в первую очередь их правоохранительных органов, на региональном и международном уровнях, участие в мероприятиях по борьбе с этим негативным явлением.
Проведенный анализ международного опыта повышения противодействия и предотвращения коррупции позволяет сформировать представление об основах передовой национальной антикоррупционной стратегии, развитие которой необходимо в сегодняшней России: сильная политическая воля высшего руководства государства к борьбе с коррупцией и сформированная на ее основе единая государственная политика в области борьбы с коррупцией, которая бы включала комплекс мероприятий государственного, политического, экономического, социального и правового характера; организованный социальный контроль со стороны общества за всей системой государственного администрирования и обеспечение возможности в этих рамках уголовного преследования правонарушителей; жесткая подотчетность лиц, которые наделены властными полномочиями, а также наделение полномочиями по привлечению к ответственности должностных лиц независимо от их места в иерархической структуре власти.
Россия тем не менее, довольно эффективно использует международный опыт борьбы с коррупцией. Так, практика борьбы с коррупцией в КНР, например, безусловно, уже применена и в российских реалиях – введение этических норм для госслужащих в том числе. Во многих других случаях профилактики злоупотреблений в госаппарате российское законодательство совершеннее, так как оно более конкретное и прозрачное, нежели китайское. К тому же, данные, касающиеся деятельности государственных органов и чиновников в России в основной массе находятся в открытом доступе в отличие от Китая.
В российской практике также был применён значимый шаг сингапурского правительства по борьбе с коррупцией – повышение зарплат чиновничьего корпуса. Зарплаты для чиновников в том же Сингапуре высчитывались с помощью специальной формулы, привязанной к средней зарплате сотрудников частного сектора. Данные меры были призваны лишить госслужащих материального стимула к совершению коррупционных действий.
Говоря о России, нужно указать, что создана законодательная база противодействия коррупции – это принятый закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней. Говорят, о введении имущественной ответственности чиновников. Государственные служащие теперь обязаны отчитываться в происхождении своего имущества в самом начале карьеры.
Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры по борьбе с коррупцией, она серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, как правовых, как и экономических. Коррупция по-прежнему препятствует проведению мероприятий по социальным преобразованиям, негативно отражается на модернизации национальной экономики. Все в совокупности вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создавая при этом негативный имидж Российской Федерации на международной арене, и, как следствие, рассматривается как одна из угроз безопасности.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты антикоррупционной деятельности
1.1 Сущность, понятие коррупции
Коррупция в настоящее время является достаточно частым проявлением в нашей стране. Так как коррупция — это всегда двуполярное явление и в формате отношений «государственный служащий — гражданин»не может развиваться односторонне, развитие коррупции порождает так называемое коррупционно — настроенное население, которое развивает коррупцию своими провоцирующими на то действиями (дача взятки), отсюда можно сделать вывод, что коррупция развивается не только за счет «тех, кто берет», но «тех, кто дает» и тут возникает весьма спорный момент, кто виноват больше в данной ситуации. В формате отношений «государственный служащий — государство» все немного проще: происхождение коррупции исходит односторонне, т.е от чиновника. Таким образом, можно сделать вывод что борьба с коррупцией не может быть направлена на кого-то одного — только на чиновников или только на население, именно при разносторонней антикоррупционной политике в нашей стране возможен успех и сокращение коррупционных правонарушений до минимума.
Слово коррупция происходит от латинского «размножение, порча», и это очень точно характеризует проявление коррупции именно в государственном секторе. Такое явление как коррупция прямым образом портит и разлагает, общее мнение о государстве, государственных служащих и системе работы государственного аппарата в целом.
Когда речь идет о коррупции, то в первую очередь, имеется в виду именно взяточничество, финансовые махинации государственных уполномоченных лиц и чиновников. Но печальнее всего, то, что коррупция в нашей стране за свою довольно долгую история получила настолько широкий размах, что наверняка стала уже частью истории и национальной особенностью русского чиновника. Но так как основная концентрация коррупции приходится на верхушку власти, то и все меры борьбы с ней, по сути, имеют весьма формальный характер. Особо явно это просматривается в поправках в правовые акты и законы. Так, к примеру, за казнокрадство в нашей стране предусмотрена уголовная ответственность и реальное лишение свободы, но все-таки, виновное лицо не несет за это никакой материальной ответственности и все украденные средства остаются где-нибудь на личном счете казнокрада в какой-нибудь оффшорной зоне, пока он не понесет заслуженного наказания и не выйдет на свободу далеко не бедным человеком .
Для того, чтобы дать определение коррупционным действиям, необходимо обратиться к тексту ФЗ «О противодействии коррупции» , из которого следует, что акцент делается в первую очередь на уголовную наказуемость этого явления. Однако область коррупции значительно шире, чем может показаться на первый взгляд: она пронизывает все сферы общества, начиная от политической и заканчивая социальной, поэтому решить проблему взяточничества, используя лишь уголовно-правовые инструменты, представляется довольно трудной задачей.
Если рассматривать коррупцию в широком смысле, то она означает использование субъектом властных полномочий в своих, либо в чьих-то интересах. В современных учебниках выделяют политическую, административную, экономическую, элитную, бытовую и другие виды коррупции – каждая из них несет опасный для общества характер, потому как в конечном счете результаты подобных коррупционных сделок оказывают влияние на уровень государственного развития.
Любое действие, связанное с дачей взятки, заведомо участвует в формировании теневого сектора экономики, который обуславливает снижение эффективности деятельности добросовестных предпринимателей и ставит под сомнение принцип добросовестной конкуренции. Отличительной особенностью нынешней коррупции является также её способность последовательного расширения сфер влияния из-за ослабления контроля в ранее защищенных от неё зонах. Поэтому справедливо заметим, что трудно найти хотя бы один орган государственной власти, не задействованный в осуществлении неформальной деятельности .
1.2 Международное законодательство в области противодействия коррупции
Коррупция, в том числе и в международной практике, представляет собой весьма разнородное социальное явление, проникающее во все без исключения сферы общественной жизни: спорт, медицину, экономику, политику. И все без исключения страны современного мира на протяжении достаточно длительного времени пытаются предпринимать меры по противодействию этому негативному явлению. Однако если в определенные периоды развития государственности коррупция воспринималась как сугубо внутригосударственное дело, то уже в XX веке стало очевидно, что коррупция – проблема планетарного масштаба, а значит, и противодействовать ей необходимо сообща.
Конец сороковых годов ХХ столетия был ознаменован принятием основополагающих нормативных актов, направленных на противодействие коррупции, а также созданием ряда международных организаций, поставивших своей целью совместное межгосударственное взаимодействие при решении глобальных проблем, в том числе и по противодействию коррупции.
В юридической литературе выделяются несколько этапов становления международно-правового механизма противодействия коррупции.
Так, первый этап датируется 1950-1960 гг. В этот период международные организации, и прежде всего ООН, обратили свое внимание на необходимость борьбы с подкупом должностных лиц государств в сфере международных коммерческих и финансовых операций. Ряд государств, таких, как например, Бельгия, Великобритания, Германия, Корея, Португалия, Сингапур, США, Финляндия, Франция, Япония и др., борьбу с коррупцией обозначили в качестве приоритетного направления государственной политики.
Второй этап датируется 1970-м гг. В данный период времени в рамках международных организаций и, прежде всего в ООН, начинается активная правотворческая работа, направленная на формирование универсального понимания коррупции и поиска средств и методов борьбы с этим явлением. Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1975 года была принята резолюция № 3514 (ХХХ), осудившая все виды коррупции, включая взяточничество, в международных коммерческих операциях, и только 16 декабря 1996 года на основе этой резолюции была принята Декларация № 51/191 Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях .
В качестве третьего этапа выделяется десятилетие с 1980-1990 гг. В данный период времени работа над нормативными актами, направленными на противодействие коррупции и регламентации международного сотрудничества в этой сфере, ведется не только на уровне ООН, но и в рамках целого ряда иных, в том числе региональных, организациях. Так, в частности, в данный период времени были приняты:
— Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка . В данном документе закреплено, что должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают коррупционных актов, а также препятствуют им и борются с ними;
— Резолюция 45/107 от 14 декабря 1990 г. «О международном сотрудничестве в области предупреждения преступности и уголовного правосудия», предусматривающая постоянный внутринациональный мониторинг антикоррупционного законодательства в различных отраслях права, а также совершенствование мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции. Кроме того, данный нормативный акт предусматривает Сектору по предупреждению преступности и уголовному правосудию координацию межгосударственного сотрудничества по противодействию коррупции, разработку различных программ в этой сфере и межгосударственную взаимопомощь;
— Резолюция 46/152 от 18 декабря 1991 г. «Декларация принципов и Программа действий»;
— Резолюция 51/59 от 12 декабря 1996 г. о борьбе с коррупцией и Международный кодекс поведения государственных должностных лиц;
— Декларация ООН о преступности и общественной безопасности (приложение к Резолюции 51/60 от 12 декабря 1996 г.);
— Резолюция и Декларация 51/191 от 16 декабря 1996 г. по борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях;
— Резолюция 25 от 21 июля 1997 г. «О международном сотрудничестве в борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях».
Начиная с 1995 года в дело противодействия коррупции включился и Всемирный банк, который принял многостороннюю программу для предотвращения взяточничества в проектах, финансированием которых занимается Банк.