Платная доработка на тему Взаимосвязь тревожности и выбора студентами стратегии поведения в конфликте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение
3
Глава
1. Теоретический анализ проблемы в
студенческой среде
4
1.1 Определение
конфликта, его причины, типология и структура конфликта
4
1.2 Конфликты в условиях учебной деятельности в
период адаптации студентов
17
1.3. Особенности студенческой молодежи как субъекта
социальных конфликтов
25
1.4. Анализ подходов к определению тревожности. Проявления
тревожности в студенческом возрасте
34
Глава
2. Эмпирическое исследование
взаимосвязи тревожности и выбора студентами стратегии поведения в конфликте
41
2.1 Организация
процедуры исследования
41
2.2 Анализ результатов исследования
44
Заключение 50
Список
литературы
52
Введение:
Нестабильность
социально-экономических условий на современном этапе развития общества приводит
к росту количества расстройств аффективного спектра среди студенческой
популяции. Состояния эмоциональной дезадаптации отрицательно сказываются на
качестве жизни, социальной адаптации, повышают риск развития тревожных
расстройств. Тревожность является устойчивым личностным образованием, способным
сохраняться продолжительное время; имеющим побудительные силы и устойчивые
формы реализации с доминированием защитных и компенсаторных проявлений.
Особенно актуальны
проявления тревожности в студенческом возрасте в условиях повышенного стресса и
учебных нагрузок, служащих в качестве дополнительных факторов развития
эмоциональной дезадаптации. Состояние тревожности способно оказывать
дезорганизующее влияние на жизнедеятельность молодых людей. Это
состояние усугубляется еще и наличием проблемных зон взаимоотношений.
Отсутствие чувства психологической защищенности способствует активизации
конфликтных отношений.
В контексте исследования тревожности студенческой молодежи особое
значение представляет изучение и поведения в конфликте. Конфликтные ситуации в
студенческой среде могут затрагивать разные сферы: учебную, коммуникативную,
трудовую, общественно-полезную и т.д. Выбор стратегии поведения в конфликте
зависит не только ситуативных факторов, но и от личностных характеристик, а
также актуального эмоционального состояния. Из всех стилей поведения только
сотрудничество является наиболее эффективным, в то время как соперничество
является наиболее конфликтным стилем поведения. В то же время такие стили
поведения как избегание и приспособление выражают пассивную форму поведения, а
компромисс находится на периферии, выступая промежуточным звеном между активной
и пассивной формами реагирования. Множество психотравмирующих ситуаций
(некомпетентность во взаимоотношениях, неспособность справляться с учебной нагрузкой,
низкий социальный статус в группе сверстников, конфликты с преподавателями и
сокурсниками и т.д.) могут выступать источниками развития тревожности. В свою
очередь, состояния эмоционального неблагополучия могут приводить в выбору
непродуктивных стратегия в конфликте.
Исследование психических
состояний тревожности является актуальной проблемой современной психологической
науки. В настоящее время существует ряд отечественных и зарубежных работ,
посвященных изучению уровней тревожности (Л. И. Божович, К. Изард, А.М.
Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Тейлор и др.). Тревожность как базовое состояние развития
неврозов исследовали З. Фрейд, А.И. Захаров, и др. Проблема конфликтов рассматривалась в трудах
таких ученых, как А.Я. Анцупов, А. Адлер, Н.В. Гришина, Д. Доллард, Д.
Берковитц, А. Бандура, З. Фрейд, Дж. Морено.
Цель
исследования: выявить взаимосвязь тревожности и выбора
студентами стратегии поведения в конфликте.
Объект
исследования: выбор стратегии поведения студентов в конфликте.
Предмет
исследования: взаимосвязь тревожности и выбора
студентами стратегии поведения в конфликте.
Гипотеза
исследования: предпочитаемые студентами стратегии
поведения в конфликтной ситуации будут различаться в зависимости от уровня
тревожности студентов.
В соответствии с
выдвинутой целью, объектом и предметом исследования были определены задачи исследования:
1. Проанализировать
специфику конфликтов в условиях учебной деятельности студентов.
2. Раскрыть
сущность феномена «тревожности» в отечественной и зарубежной психологии.
3. Выявить взаимосвязь между тревожностью и
выбором студентами стратегии поведения в конфликте.
Для решения поставленных задач было проведено
эмпирическое исследование, которое осуществлялось на базе. В исследование
приняли участие 100 студентов. Формирование выборки производилось на
произвольной основе, обследование носило групповой характер.
С целью выявления взаимосвязи
между тревожностью и выбором студентами стратегии поведения в конфликте были
апробированы такие методы, как:
— строгоформализованные
(методика исследования уровня тревожности Спилберга в
русскоязычном варианте адаптирована Ю.Л. Ханиным; опросник
К. Томаса «Выбор стратегий в конфликтной ситуации» (адаптация Н.В. Гришиной).
—
методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Заключение:
Итак, в ходе теоретического анализа
проблемы конфликта установлено, что:
— конфликты
относятся к уникальной форме взаимоотношений между разными субъектами
социальной деятельности, которая обусловлена противоположными общественными
нормами, иерархией ценностей, потребностей и интересов;
— существуют
различные трактовки содержания конфликта. При этом конфликт всегда возникает на
основе противоположно направленных мотивов и суждений. Это всегда
противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется
нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического,
психологического и т.п.);
— типология
конфликтов достаточно разнообразна и сложна, что можно объяснить несколькими
причинами: конфликт является социальным явлением и границы этого понятия весьма
размыты; по своей структуре он сложное и многостороннее явление, поэтому
необходим комплексный и структурный подход к его определению;
— конфликты
сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Актуальны они и в учебной
деятельности. Исследователи выделяют конфликты в студенческой среде в процессе
адаптации к новым условиям образовательного процесса;
— конфликты в
студенческой среде имеют свою специфику. В период адаптации они могут быть
связаны с процессом самоутверждения в группе, с недоверием к старшим, с
личностной несовместимостью, с социальным статусом, с социально -психологической
адаптацией и т. д.;
— научный
интерес к студенческой молодежи обусловлен тем, что она обладает наиболее
высоким уровнем конфликтного потенциала. Роль студенческой молодежи в
социальных конфликтах обусловлена как психолого-физиологическими особенностями конкретного
возраста, так и социально-культурологическими аспектами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ
проблемы в студенческой среде
1.1 Определение конфликта, его причины, типология и структура конфликта
В науке пока нет общепризнанного
определения понятия конфликта. Некоторые специалисты рассматривают конфликт как
противоречие между людьми из-за несовместимости их потребностей, мотивов и
целей деятельности, отношений и взглядов, психологического склада.
В плоскости различных
методологических подходов к пониманию конфликта можно выделить следующих
зарубежных исследователей: А. Адлер, К. Боулинг, Р. Дарендорф, М. Дойч, К. Левин,
Р. Лэнг, Н. Миллер, Дж. Морено, К. Томас, В. Франкл, З. Фрейд, К. Хорни, а
также, их отечественных коллег, таких как А.Л. Анцупов, В.В. Дружинин, В.Н.
Кудрявцев, А.И. Шипилов.
В сфере, где конфликт понимается как
фактор, препятствующий адекватному организационному развитию и профессиональной
деятельности, можно выделить таких ученых как А.Я. Анцупов, Г. Дерлиен, А.Л.
Журавлев, В.Г. Зазыкин, А. Лоутон, Д.Л. Моисеев, Э. Роуз, A.B. Филиппов.
Определение «конфликт»
характеризуется абсолютной широтой содержания и использования во многих
значениях. К примеру, на Западе распространено определение конфликта, сформулированное
теоретиком Л. Козером: конфликтом является противостояние за ценности и
притязания на конкретный статус, ресурсы, в котором применяется нейтрализация, ущерб
или устранение конкурента. Это понятие раскрывает конфликт с социальной
позиции.
Американский
исследователь М. Дойч в конфликтах выделяет определенные закономерности:
— каждый
участник конфликта смотрит на ситуацию со своей точки зрения и отвечает
другому, исходя из своих восприятий окружающей среды, хотя они и не всегда
соответствует действительности;