Платная доработка на тему Взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков, воспитывающихся в школе-интернате
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. АГРЕССИЯ И ТРЕВОЖНОСТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ 7
1.1. Природа агрессии, форма ее проявления 7
1.2 Проблема взаимосвязи агрессивного поведения и тревожности у подростков 13
1.3 Психологические особенности проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ 24
2.1. Методы диагностики особенностей тревожности и агрессивного поведения подростков 24
2.2. Результаты уровневых показателей выраженности тревожности и агрессивного поведения воспитанников школы-интерната 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Введение:
Актуальность исследования. Современное общество характеризуется неустойчивой социальной ситуацией, обуславливающей рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Особенно тревогу, среди них, вызывает агрессивное поведение подростков, ставшее распространенным явлением в современных школах. Рост численности молодежи, склонных к разным формам агрессивного поведения, обуславливают необходимость подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности с предупреждением агрессивного поведения подростков.
Одной из наиболее актуальных социальных проблем современности стало распространение агрессии и насилия в обществе. Эта проблема актуальна и для психологической науки. Состояние анемии, характерное для украинского общества и обусловленное кризисом политической и экономической жизни общества, разрушением старой системы ценностей, нашло свое проявление в широко распространенном чувстве безразличия, которое часто перерастает в бесчеловечность и жестокость, снижение уровня морального сознания. Как следствие этого, в обществе все чаще используются агрессивные модели поведения. Под агрессией мы понимаем, в данном случае, осознанное намерение причинить вред другому человеку (физический или словесный).
Особенно тяжело этот период отражается на подростках. Тревожным симптомом является рост количества несовершеннолетних с агрессивным поведением. Наблюдается демонстративное поведение подростков по отношению к взрослым, увеличение межгрупповых и межличностных конфликтов и фактов агрессивного поведения. Наличие высокой концентрации агрессии в обществе не может не беспокоить педагогов, психологов, родителей, окружающих.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, что делает проблему исследования мотивации агрессивного поведения подростков актуальной и важной для решения практических задач коррекции.
Агрессивность и тревожность – важные свойства, приобретенные в ходе эволюции и необходимые для адаптации к окружающей среде. Агрессивное поведение может повышать приспособленность эффективность функционирования в условиях реальной жизни, если достижения превышают потери, а тревожность помогает защититься от различных угроз [1, с. 41-45].
Но при чрезмерной выраженности эти свойства могут иметь отрицательные последствия. Агрессивность может быть причиной различных форм насилия, частота которых в современном мире не снижается, так что агрессию относят к числу наиболее серьезных стоящих ныне перед человечеством проблем. Чрезмерная тревожность – одна из причин эмоциональных расстройств, снижающих адаптивное функционирование. Агрессию как социальный феномен и как специфическое поведение исследовали как психологи, так и другие отечественные и зарубежные специалисты – юристы, политологи, философы, социологи Р. Берон, Л. Белозерова, Н. Гришина, А. Зелинский, О. Змановская, Е. Ильин , С. Иншаков, П. Ковалев, В. Кудрявцев, А. Налгаджян, Д. Ольшанский, А. Реан, Д. Ричардсон, Ф. Сафуанов, Э. Фромм, В. Шейнов, О. Шляхтина и др., в трудах которых дается общественная черта сущности злости, её конкретных проявлений. Отечественные исследования тревожности представлены работами В. Астапова, Л. Божович, В. Белоуса, В. Березина, П. Бельского, О. Дорониной, И. Дубровиной, А. Захарова, Б. Кочубей, В. Кисловской, A. Прихожан, Л. Славковой, Ю. Ханиной и др.
Учитывая все вышесказанное нами и была выбрана тема курсовой работы:«Взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков, воспитывающихся в школе-интернате».
Объект исследования – агрессивность и тревожность
Предмет – взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков, воспитывающихся в школе-интернате.
Цель работы: изучить основные аспекты социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков.
Гипотеза: у подростков находящихся в условиях государственного воспитания, обида проявляется гораздо выше, чем у подростков, воспитывающихся в семьях и поэтому готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить, а также стремление
обзывать, оскорбить окружающих повышает у подростков уверенность в себе.
Задачи исследования:
1) Изучить профилактику агрессивного поведения подростков как современную социально-педагогическую проблему;
2) Дать краткую характеристику агрессивному поведению подростков и рассмотреть его связь с тревожностью;
3) Проанализировать формы и методы социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков;
4) Найти эффективность форм и способов профилактики агрессивного поведения подростков.
Теоретико — методологическими основаниями данного исследования служат принципы и подходы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных философов, психологов и социологов, по проблеме агрессивности (З. Фрейд, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А. Басс, А. Дарки,Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В.Н. Князев, Я.Л. Коломинский), по проблеме тревожности (Ч. Спилбергер, Н.Д. Левитов, В.П. Астапов, А.В. Петровский Э. Фромм, Н.Д. Левитов, А. Бандура и другие)
Результаты исследования были получены с помощью следующей методики:
• Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса-Дарки);
Экспериментальная база исследования: Экспериментальную базу исследования представляла ГБОУ школа-интернат № 17 г. Москвы.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: теоретико-критический анализ литературы по теме исследования; сопоставление, обобщение и синтезирование полученной информации и т.п.
Практическая значимость работы. данные эмпирического исследования могут быть полезны для субъектов помогающих профессий.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников.
Заключение:
Теоретический анализ проблемы исследования позволил сделать следующие выводы:
Агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.
Подростковая агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально — психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско — родительских отношений, особенности стиля воспитания).
Вторая глава представляет собой содержание эмпирического исследования. В нашем эмпирическом исследовании использовалась следующая методика: 1. Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса-Дарки);
Экспериментальную базу исследования представляла ГБОУ школа-интернат № 17 г. Москвы. Всего в исследовании приняли участие 10 учащихся подросткового возраста – воспитанники учреждений закрытого типа и подростки, воспитывающиеся в обычных семьях.
По результатам проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Ребенок, который учится в школе-интернате и воспитывается в такой семье, как правило, социально неблагополучный, с искаженными нормами и правилами жизни, поведения, гигиены, нуждается в реабилитации и социальной адаптации.
При этом в школе-интернате имеется определенный положительный опыт образования «неблагополучных» детей. Наше исследование с учениками и учителями показали, что дети:
1) Обладают достаточно высокой культурой общения (например, здороваются даже с незнакомыми людьми, обращаются друг к другу по именам, с уважением и терпением слушают отвечающих, не дают отрицательных оценок).
2) Откликаются на любую деятельность, особенно если она разнообразна (с интересом играют, заполняют анкеты, рисуют, отвечают на вопросы). Однако любое занятие очень быстро надоедает и буквально через месяц дети уже не желают посещать тот или иной кружок.
Исследования, проведенные в школе-интернате, показывают, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, отличаются от сверстников, растущих в нормальных семьях. Темп развития первых замедлен. Их развитие имеет ряд качественных негативных особенностей, которое отмечается на всех ступенях детства до подросткового возраста и далее. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживаются на каждом возрастном этапе. Но все они имеют серьезные последствия для формирования личности ребенка.
Проведенное исследование не подтвердило нашу гипотезу. Уровень агрессивной мотивации находится в норме у детей, воспитывающихся в условиях школы – интерната и в семьях. Задачи, поставленные в начале работы, были решены.
Подытожив работу, проведенную по изучению подростковой тревожности, с целью профилактики мы разработали ряд рекомендаций для педагогов:
1. При работе с подростками с высоким уровнем агрессии, которые обучаются в школе-интернат, необходимо проявлять сдержанность и снизить порог критичности. Создать доброжелательную атмосферу с целью снятия напряжения.
2. Педагог, работая с подростками с повышенной агрессивностью, должен быть внимательным и строить свою работу так, чтобы помогать подростку в преодолении трудной для него ситуации. Должен обращать внимание на малейшие изменения в поведении подростка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. АГРЕССИЯ И ТРЕВОЖНОСТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ
1.1. Природа агрессии, форма ее проявления
В настоящее время агрессия является одним из часто употребляемых терминов. Под агрессией понимается физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в открытой форме, когда человек не склонен скрывать своего агрессивного поведения. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-то из окружающих, выражает в его сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях. Агрессия также часто скрывается под маской неприязни, ехидства, сарказма или иронии, которые также используются для создания определенного давления на жертву. Так или иначе, агрессия представляет собой такую форму поведения, которая направлена на причинение вреда другому человеку.
Агрессия часто отождествляют с такими понятиями, как: «насилие», «гнев», «жестокость», «война», «деструкция», «принуждение», «подавление», «уничтожение», «угнетение», «разрушение», «враждебность», «зло», «ненависть», «нападение», «гнев», «тирания», и т.д., обладающих разрушающей силой.
Одной из причин возникновения агрессивности является несовершенство человека, и как следствие – наличие агрессии в обществе. В частности, Сократ утверждал, что несовершенство человека заключается в его неспособности разобраться в вопросах добра и зла. Аристотель тоже полагал, что избежать агрессии в обществе невозможно, т.к. достижение целей, которые ставит перед собой человек, не всегда возможно без применения насилия.
Агрессию, как неотъемлемую часть биологической природы человека, рассматривали еще древнекитайские философы. Так, даосы, утверждая, что Дао есть единство мира, тем самым подчеркивали, что оно может содержать в себе как агрессивность, так и позволит её погасить.
Следует отметить, что некоторые представители биологического подхода, считая агрессию неотъемлемой частью человеческой природы, полагают, что её невозможно обуздать с помощью разума. Например, Т. Гоббс, утверждая, что «человек человеку волк», тем самым дает нам понять, что агрессия как биологическое начало, противоречит разумной природе человека. В то же время Дж. Локк считал, что нравственность и мораль, являясь внешними, приобретенными факторами, заставляют человека подавлять свою природную агрессивность: «нравственные законы являются уздою и сдерживающей силой» [12].
Несмотря на то что агрессивность понимается как нечто, органически присущее человеку, мы видим, что в вышеприведенном подходе прослеживается мысль о возможности человека сдерживать агрессию. Это есть одна из первых попыток сторонников биологического подхода направить агрессию в конструктивное русло.
Прямую, неприкрытую агрессию можно наблюдать в поведении травоядных по отношению к хищникам, которые вынуждены защищать не только себя, но и свое потомство. Особенно явно это видно у стадных животных, например, буйволов, которые, чуя льва, начинают рыть землю, принимают оборонительную стойку, выставляя вперед рога и т.д. Нападение жертвы на охотника тоже является яркой иллюстрацией межвидовой борьбы, где присутствует выраженная ярко агрессивность, которая в данном случае является одним из условий сохранения вида и свидетельствует о том, что внутривидовая агрессия служит также одним из важнейших условий существования вида, так как в природе она позволяет выявить сильного, способного соответствовать условиям существования.
Рассматривать агрессию только как негативное проявление неправомерно. Так, В. А. Андрусенко, исследуя страх, отмечает его неразрывную связь с агрессией и характеризует его как «такое состояние, каждому значению которого соответствовало бы определенное значение социальной агрессии и социальной защищенности» [1]. А. Камю тоже полагал, что социальный страх обладает не только деструктивными, но и конструктивными свойствами, объединяя социальные субъекты в ту силу, которая способна противостоять иной враждебной силе. Только преодолев её, люди смогут освободиться от страха.
Таким образом, мы видим, что Фромм, указывая на психологические, социальные и культурные факторы происхождения агрессии, как бы в очередной раз подчеркивает многомерность её природы, подтверждая тем самым, что в философской литературе не случайно имеется множество концепций понимания природы агрессии.
В истории философской мысли понимание данной проблемы претерпело ряд изменений: от абсолютно чуждого человеческой природе состояния, через понимание её биологической и социальной природы, до рассмотрения агрессии одновременно как биологического и социального феномена.
Существуют различные причины детской агрессии, среди них наиболее распространёнными являются:
Воспитание в негативной среде.
Детская агрессия часто является зеркальным отражением поведения родителей. Взрослые не всегда умеют мирным путем решать свои споры, а дети учатся, глядя на них. Например, если в семье приняты физические наказания, то ребенок воспринимает это как норму. Он привыкает к тому, что получить желаемое можно, просто ударив сверстника.
Желание ребенка привлечь к себе внимание.
Если ребенок не выделяется какими-либо способностями, например умением рисовать, его никто не выделяет из общей группы сверстников. Но если привлечь к себе внимание нестандартным способом, например, проявить агрессию, его поведение будут обсуждать.
Возникновение чувства ревности.
Если мама похвалила чужой детский рисунок в присутствии своего ребенка, это может вызвать вовсе не желание нарисовать так же хорошо, а скорее обратную реакцию. Детская агрессия выльется в то, что ребенок просто порвет чужой удачный рисунок и оттолкнет «конкурента». Причиной детской агрессии в данном случае будет чувство ревности и негодование по поводу того, что кто-то посмел украсть у ребенка мамину похвалу.