Специальная психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Взаимосвязь типов семейного воспитания и самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

Глава 1 Теоретические основы изучения взаимосвязи типов семейного воспитания и самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи 7

1.1 Типы семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка 7

1.2 Влияние самооценки на развитие личности 12

1.3 Развитие самооценки в младшем школьном возрасте 18

1.4 Особенности развития самооценки младших школьников с нарушениями речи 22

Глава 2 Исследование взаимосвязи типов семейного воспитания и самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи 28

2.1Организация и проведение исследования 28

2.2 Анализ результатов исследования 31

2.3 Методические рекомендации для психологов по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи 36

Заключение 39

Список литературы 43

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Согласно исследованиям А.Я. Варга, В.В. Столина типы семейного воспитания оказывают существенное влияние на развитие самооценки и личности в целом[1].

Самооценка как важный регулятор поведения имеет сложные системные и структурные характеристики, включающие в себе когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Как показано в работах А.И Липкиной, Е.И. Савенько, Б.Д. Эльконина, важную роль в формировании самооценки играет семейное воспитание[16;20;34].

Л.С. Выготский предполагал, что в младшем школьном возрасте у детей начинает складываться и формироваться самооценка – устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к самому себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с окружающими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, которая позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами [8].

Как показано в работах Б.Г. Ананьева, Л.В. Бороздина, И.С. Кон, В.В. Столина, Е.Т. Соколовой, И.И. Чесноковой, самооценка является важным фактором саморегуляции и контроля развития личности [4;18].

Проблема влияния типов семейного воспитания на формирование самооценки младших школьников с нарушением речи является актуальной, в связи с тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, не всегда выполняет роли базовой структуры, обеспечивающий максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. Как отмечают В.Н. Сикорова, С.П. Тищенко,во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность[11].

Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский и др., показали в своих исследованиях, что у детей с нарушениями речи самооценка является заниженной, что приводит к нарушениям в развитии личности [34].

Цель исследования: выявить взаимосвязь типов семейного воспитания и самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать типы семейного воспитания, реализуемые в отношении детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

3. Исследовать особенности самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

4. Исследовать взаимосвязь типов семейного воспитания и самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

5. Разработать методические рекомендации для психологов по формированию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Объект исследования: типы семейного воспитания, реализуемые в отношении детей младшего школьного возраста с нарушениями речи и их самооценка.

Предмет исследования: взаимосвязь типов семейного воспитания, реализуемые в отношении детей младшего школьного возраста с нарушениями речи и их самооценки.

Гипотеза исследования: для детей с нарушениями речи младшего школьного возраста характерна взаимосвязь между типами семейного воспитания и самооценкой.

Методы исследования: метод анализа литературы, анамнестический метод, метод тестов, метод опроса, метод количественного и качественного анализа, методы статистического анализа. В качестве диагностических методик использовали: тест-опросник «Родительского отношения» (А.Я.Варга, В.В.Столин); тест-опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер); методику изучения самооценки (Т.Дембо-С.Рубинштейн).

Теоретическая значимость исследования: в исследовании обобщили и систематизировали представления отечественных исследователей о типах семейного воспитания и их влиянии на развитие личности, о влиянии самооценки на развитие личности, о развитие самооценки в младшем школьном возрасте, об особенностях развития самооценки в младшем школьном возрасте у детей с нарушениями речи.

Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы психологами образовательных организаций для формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в процессе их психолого-педагогического сопровождения.

База исследования: исследование проводили на базе КГКОУ, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №2» г. Комсомольск-на-Амуре. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста с различными нарушениями речи, в количестве11 испытуемых, и их родители.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 45 наименований, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Исследование показало, что сам по себе стиль родительского поведения еще не предопределяет однозначно формирования тех или иных личностных особенностей. Важную роль играют переживания самого ребенка, особенности его темперамента, соответствие типа семейного воспитания индивидуальным качествам ребенка.

От системы воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Условием формирования адекватного поведения ребенка выступает гибкая система наказаний и поощрения. Нельзя гипертрофированно восхищаться или слишком сильно хвалить ребенка в его присутствии, часто дарить подарки за те или иные конкретные детские поступки.

Таким образом, влияние стиля семейного воспитания рассматривается современными исследователями как значимое, он играет важную роль в становлении личности ребенка. Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка, тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.

Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность. Человек формируется как полноценная личность только в процессе общей деятельности и общения с людьми, соотнося свои желания и поступки с мнением окружающих.

Говоря об адекватной самооценке, необходимо упомянуть главный ее критерий-соотнесение способностей личности со своими достижимыми возможностями. Для того, чтобы человек ежедневно мог выполнять различные профессиональные задачи, ставить перед собой новые цели и создавать условия для их реализации, этот основной критерий является необходимым для достижения профессионального и личностного успеха. Для успешной реализации поставленных целей, критерий адекватности самооценки выступает в главной роли наряду с профессиональными и личностными качествами субъекта.

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основной особенностью является неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ожидают только неуспеха. Поэтому они боятся учителей и любым путем стремятся к тому, чтобы быть ими незамеченными. Очень застенчивые, ранимые, робкие, они в дискуссиях на уроках, в общественной жизни остаются в тени, предпочитая слушать других, чем самим включаться в обсуждение.

Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой.

Не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главное — не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов. К мнению ребенка прислушивались и относились к нему уважительно и тогда, когда оно расходилось с родительским. Большое внимание к личности ребенка сочетается в этих семьях с требованием соблюдать нормы поведения. Однако дисциплину в этих семьях нельзя назвать суровой. Ребенка неохотно хвалят за все хорошее, не бьют и не прибегают к другим принижающим его личность наказаниям.

Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу. В таких семьях отсутствует система правил, норм регламентирующих жизнь семьи в целом и ребенка в частности. Если судить по внешним признакам, то родители здесь выглядят более «разрешающими».

Речевые трудности влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни дошкольников в определенной мере, предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной и игровой деятельности. Дети, недостатки речи, которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.

У детей с нарушениями речи обычно заниженная самооценка. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними.

 

Фрагмент текста работы:

 

Типы семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

Вопросам влияния типа взаимодействия детей и родителей на формирование личности ребенка в настоящее время уделяется большое внимание в гуманитарных науках. На сегодняшний день сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения.

Большинство современных авторов считает, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «родитель — ребенок» является основным патогенетическим фактором, обуславливающим возникновение детских неврозов. А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер выделяют шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями[11;12].

1. Гипоопека характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке со стороны родителей. При этом типе отношений ребенок, как правило, предоставлен самому себе, чувствует себя одиноким и брошенным.

2. Доминирующая гиперопека предполагает окружение ребенка излишней заботой, блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперопека проявляется в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над детским поведением. Одним из вариантов гиперопеки является потворствующая гиперопека, проявляющаяся в стремлении родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка — кумира семьи.

3. Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях; может проявляться явно, и скрыто, в виде иронии, высмеивания. Источником серьезных искажений (включая невротические) формирующейся личности подростка является воспитание в условиях эмоционального отвержения ребенка одним или обоими родителями. Такое воспитание вызывает у ребенка склонность к реакциям активного и пассивного протеста, закрепление которых способствует патологическому формированию личности с тенденцией к девиантному поведению.

4. Жестокие взаимоотношения также могут проявляться явно (в виде физического насилия) или скрыто (в виде эмоциональной враждебности и холодности).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы