Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Взаимосвязь стиля родительского воспитания и особенностей социально-психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

Глава
1. Теоретические подходы к исследованию взаимосвязи стиля родительского
воспитания и особенностей социально-психологической адаптации детей к условиям
ДОУ.. 10

1.1
Содержание понятия «адаптации» в психологических исследованиях. 10

1.2
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста как условие их
социальной адаптации. 15

1.3 Влияние стиля
родительского воспитания на социализацию ребенка. 20

1.4 Условия эффективной
адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. 29

Выводы по главе I 38

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля
родительского воспитания и особенностей социально-психологической адаптации
детей раннего возраста к условиям ДОУ.. 40

2.1. Организация и методы эмпирического исследования. 40

2.2 Результаты эмпирического
исследования по изучению связи стиля родительского воспитания и особенностей
социально-психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ.. 46

2.2.1.Описание выборки
исследования. 46

2.2.2.   Показатели
адаптированности детей к условиям ДОУ.. 47

2.2.3.   Особенности
родительского отношения к детям. 53

2.2.4.   Стиль
родительского воспитания. 57
На современном этапе развития общества детский сад является первичным
внесемейным институтом социализации ребенка, это первое
воспитательно-образовательное учреждение, в которое вступают дети. Начальный
период нахождения ребенка в группе детского сада сопровождается проблемой
адаптации к новым условиям среды, вхождением в новую среду, возникновением
незнакомых способов деятельности. Вследствие ограниченности адаптационных
возможностей, обусловленных психологической неготовностью ребенка к выходу в
новую социальную действительность и приспособлении к ее условиям, у ребенка может
сформироваться «адаптационный синдром» [45].

Формирование адаптационного синдрома обусловлено особенностями
возрастного этапа развития ребенка, поскольку ранний возраст предполагает
наличие неустойчивости в эмоциональном состоянии детей. Кардинальная
перестройка привычного образа жизни и разлука со значимыми близкими
способствуют формированию у ребенка страхов и негативных переживаний,
выраженных в эмоциональном плане.

Анализ исследований (Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева,
А.И. Захаров) показывает, что проблема адаптации ребенка к условиям детского
сада часто рассматривается в педагогике и психологии. В исследованиях раскрыты
факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; выделены
степени адаптации ребенка; разработаны рекомендации для родителей и педагогов
по организации адаптационного периода в дошкольной
организации
и подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Однако
влияние стиля родительского воспитания на успешность адаптации детей остается
недостаточно изученным.

В то же время, адаптация ребенка к ДОУ определяется различными
факторами как объективного, так и субъективного характера. Важнейшим среди них
являются отношения в семье, а в частности – особенности детско-родительских
отношений.

Опыт семейного общения с самых ранних этапов развития ребенка ложится
в фундамент его общей установки к миру социальных отношений и собственному Я.
Ключевую роль в развитии ребенка играет семья. Эта роль может быть связана с
благотворным влиянием на личность ребенка, в семье могут создаваться условия
для раскрытия личности ребенка, для реализации ее творческого потенциала и
самобытности.

В то же время семья часто является фактором развития в ребенке таких
индивидуальных особенностей, которые мешают его личностной реализации и даже
могут приводить к невротизации ребенка и в итоге мешают нормальной адаптации к
ДОУ. Чаще всего это происходит из-за неправильного воспитания. Фактически,
родители, не сумев разрешить собственные личностные проблемы, создают в семье
такие условия, что ребенок попадает в ситуацию, напряженную и конфликтную. Не
находя выхода и разрешения противоречий у ребенка вырабатываются специфические
индивидуальные особенности, как патологическая форма выходы из конфликта.

Проблемой адаптации в отечественной психологии занимались такие
исследователи, как Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович,
М.И. Лисина и др., в зарубежной — А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л.
Филипс. Чаще всего ученые рассматривают процесс школьной адаптации (И.Л.
Степанов, А.Н. Струкова, А.В. Сухарев и др.). Среди немногочисленных
исследований адаптации детей к условиям ДОУ можно отметить работы Н.М.
Аксариной, В.Г. Алямовской, Л.Г., Голубевой, А.И. Захарова и др.

Таким образом, ввиду важности и большого интереса к изучению процесса
адаптации ребенка к дошкольному учреждению и недостаточной изученности данного
процесса и факторов, которые могут этой адаптации способствовать, наше
исследование на тему «Взаимосвязь стиля родительского воспитания и особенностей
социально-психологической адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного образовательного учреждения» представляется актуальным.

Цель
исследования:
выявить
особенности связи между стилем родительского воспитания и показателями
социально-психологической адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного образовательного учреждения
.

Объект
исследования:
психологическая адаптация детей раннего
возраста к дошкольному учреждению.

Предмет
исследования:
взаимосвязь стиля родительского воспитания и
особенностей социально-психологической адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основной
гипотезой исследования
является
предположение о том, что существует связь между стилем семейного воспитания и особенностями
социально-психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному
учреждению.

Частные гипотезы

1.    
Существует
связь между стилем родительского общения и уровнем психологической адаптации
ребенка к условиям ДОУ.

2.    
Существует
связь между особенностями родительского отношения к детям и уровнем их
психологической адаптации к условиям ДОУ.

В соответствии с объектом и предметом были
определены задачи исследования:

1) с помощью теоретического анализа
психологической проблемы адаптации детей к ДОУ изучить основные результаты исследований
в этой области;

2) проанализировать психолого-педагогические
характеристики детей раннего возраста;

3) обобщить результаты психологических
исследований влияния стиля родительского воспитания на социализацию детей;

4) выделить условия эффективной адаптации
детей раннего возраста к условиям детского сада;

5) с помощью собственного эмпирического
исследования выявить особенности взаимосвязи стиля родительского воспитания и
особенностей социально-психологической адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольного образовательного учреждения.

Теоретико-методологическая
основа исследования
:

– исследования возрастных психологических
особенностей и адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина,
Н.Д. Вавилова, М.Н. Галигузова, М.И. Лисина, К.Л. Печора, Р.В.
Тонкова-Ямпольская, и др.);

— исследования о взаимодействии детского сада
и семьи (Е.П. Арнаутова, А.И. Баркан, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В.
Кротова, Т.А. Куликова, Л.Б. Шнейдер и др.)

 

Методические средства исследования:

1)   
изучение и
анализ научно-психологической литературы:

2)    анкета
для сбора информации о семье;

3)    «Карта
наблюдений» (Л.В. Макшанцева);

4)    «Опросник
родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин);

5)     «Стиль родительского общения» (модификация М.О.
Ермихиной теста Р.В. Овчаровой);

6)    средства
статистической обработки данных (с помощью программы
SPSS).

 

Апробация результатов исследования

Результаты данной работы прошли апробацию в рамках V всероссийской научно-практической конференции с
международным участием памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы
теории и практики». Опубликована работа: Толчина Е.В., Крушельницкая О.Б.
Социально-психологические
аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного
образовательного учреждения

// Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы V всероссийской
научно-практической конференции с международным участием памяти М.Ю.
Кондратьева (12–13 мая 2020 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. – 595 с. С. 517-520.

Научная новизна работы
заключается в том, что в ней выявлены некоторые новые связи между стилем родительского
воспитания в семье (родительским отношением и стилем общения родителей с
детьми) и адаптацией современных детей раннего возраста к дошкольному
учреждению. Полученные результаты вносят определенный вклад в научные
представления о психологических основаниях успешной адаптации детей и могут
послужить основой для дальнейших исследований.

Практическая значимость работы заключается в расширении сведений о влияние стиля семейного
воспитания на адаптацию детей раннего возраста к условию ДОУ. Результаты
исследования могут быть использованы в практике психологов, воспитателей
дошкольных образовательных учреждениях, а также могут быть полезны в практике
психокоррекции.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы, приложения.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования было установлено, что стиль семейного воспитания – это прием
взаимодействия родителей и детей, который характеризуется применением
определенных средств и способов воспитательного действия, выражается в
специальной манере вербального и невербального общения. Присутствует ряд
всевозможных классификаций стилей семейного воспитания. Популярным в
психолого-педагогической литературе считается разделение стилей семейного
воспитания на демократический (авторитетный), авторитарный, либеральный
(снисходительный) и индифферентный (равнодушный).  

Под адаптацией рассматривается процесс сложного взаимодействия двух
взаимоадаптирующихся систем – личности и социальной среды, являющихся субъектом
и объектом общественных отношений и обусловленный возникновением позитивных
либо негативных результатов. Это непрерывный коммуникативный процесс выработки
качественно новых способов взаимодействия с социальной действительностью.

Проблемой изучения адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
занимались различные ученые: В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, К.Л. Печора, Р.В.
Тонкова-Ямпольская, и др.

Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое
исследование. Констатирующий этап был направлен на выявление взаимосвязи между
стилем семейного воспитания и адаптацией к дошкольному учреждению. Проведенное
исследование позволило сделать следующие выводы:

– у испытуемых детей раннего возраста выявлена тяжелая степень
адаптации к дошкольному учреждению, у детей 3-4 лет – средняя адаптация, у
детей 4-5 лет – легкая адаптация;

  при диагностическом
обследовании было выявлено, что среди родителей преобладает «Симбиоз» в стиле
воспитания;

– стиль семейного воспитания влияет на степень адаптации детей раннего
возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод,
что гипотеза о том, что существует взаимосвязь между стилем воспитания и
адаптацией детей, подтвердилась. 
Поставленная цель достигнута, задачи исследования решены. Необходимо
отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной
разработке, так как позволяет специалистам эффективнее осуществлять работу по
профилактике адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
 

Фрагмент текста работы:

 

Существует множество подходов к изучению адаптации.

Социальная адаптация – это постоянный процесс
активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также
результат этого процесса, а соотношение выделенных компонентов, определяющих
характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида и от
возможностей их достижения в социальной среде.

В словаре Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко определение
социальной адаптации дается с позиции определения ее в качестве интегративного
показателя состояния человека, отражающего возможность выполнения определенных
биосоциальных функций [34].

Н.В. Кирюхина изучала адаптацию в различных аспектах
и дифференцировала следующие ее виды: биологическая (процесс активного
взаимодействия организма со средой); социальная (способность приспосабливаться
к условиям социальной среды) и физиологическая (реакции в контексте актуальных
потребностей и ситуации). Таким образом, адаптация обусловлена трехгранным
процессом, влияющим на все стороны личностного развития [24].

Е.Е. Даниловой рассматривались два вида адаптации —
физиологическая и социально-психологическая [15]. Физиологическая адаптация
основана на активизации систем организма в связи с новыми воздействиями,
связанными с периодом поступления в дошкольное учреждение – в это время
отмечается значительное напряжение систем организма и нахождение оптимальных
путей приспособления к новым условиям, при этом организм старается подобрать
наиболее эффективные варианты реакций на нагрузку. Социально-психологическая
адаптация опосредована процессом приспособления к новой социальной среде —
коллективу сверстников, нормам и требованиям среды.

В.А. Сластениным и В.П. Кашириным выделяли еще и
психологическую адаптацию, рассматриваемую как процесс приближения психической
деятельности к социальным и социально-психологическим средовым требованиям,
условиям деятельности [43]. Психологическая адаптация выступает в качестве
процесса гармонизации внешних и внутренних условий жизнедеятельности среды и
личности.

Исследование проблем адаптации в рамках
гуманистических концепций основывается на изучении взаимодействия среды и
личности. Так, А. Маслоу адаптация описывается с позиций динамического
взаимодействия между личностью и средой, а в качестве адаптированности
рассматривается степень интеграции личности в среду

[33].  В.Г. Березин рассматривает адаптацию в
качестве процесса установления оптимального соответствия личности и окружающей
среды в ходе жизнедеятельности [9]. 

П.И. Божович рассматривает детерминированность
характера адаптации от стадии онтогенеза. Исходя из теории, психические
качества, сформировавшись на ранних этапах онтогенеза, в дальнейшем приобретают
автономию и преломляют воздействие среды, занимая по отношению к ней
определенную внутреннюю позицию [10]. А.А. Налчаджян рассматривал адаптацию на
уровне личностных механизмов, способствующих протеканию адаптивных процессов в
сложных ситуациях [37]. 

Согласно традиционному подходу к рассмотрению
понятия «адаптация», в зависимости от объекта адаптации существуют ее различные
виды: социальная, социально-психологическая, профессиональная, культурная и
т.д. В настоящее время не существует однозначного определения понятия
«социальная адаптация», которое учитывало бы многообразие и противоречивость
этого процесса и раскрывало бы с разных позиций адаптивную деятельность.

По мнению Н.М. Аксариной, социальная адаптация
выступает как процесс усвоения ребенком социального опыта в процессе общения и
деятельности [6]. А.В. Запорожец отмечает влияние взрослых как носителей
общественного опыта на процесс социальной адаптации ребенка [21]. Автор
предполагает, что общение со взрослыми и сверстниками в процессе совместно
организованной деятельности способствует активизации эмоциональных переживаний
и социальных мотивов ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы