Платная доработка на тему Взаимосвязь стилей родительского воспитания и уровнем личностной тревожности подростков в семье
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы исследования тревожности и стилей семейного воспитания. 7
1.1 Феноменология тревожности. 7
1.2 Стили семейного воспитания
и их влияние на подростков. 21
Выводы по главе 1. 47
Глава 2. Эмпирическое
исследование взаимосвязи стилей родительского воспитания и уровня личностной
тревожности подростков в семье. 49
2.1 Организация и методы
исследования. 49
2.2 Диагностика стилей
родительского воспитания и уровня личностной тревожности подростков в семье. 53
2.3 Оценка взаимосвязи стилей
родительского воспитания и уровнем личностной тревожности подростков в семье. 73
2.4 Методические рекомендации
для родителей по воспитанию подростков. 76
Выводы по главе 2. 94
Заключение. 96
Список использованной
литературы.. 98
Приложение 1. 102
Приложение 2. 106
Приложение 3. 115
Приложение 4. 119
Введение:
Актуальность
исследования. На развитие и становление личности подростка оказывает
влияние множество факторов. Развивающийся подросток находится в постоянном
взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит
семья.
Отношения между людьми не просты, потому что мы живем в
сложном обществе. Современные формы общения далеки от того, как они были еще
пару десятилетий назад. Кроме того, развитие личности людей также отличается от
того, как они развивались раньше. Подростковый возраст — это этап жизни, на котором
есть самые трудные из всех видов. Стремление к собственной идентичности и
непрекращающееся желание быть принятым группой сверстников могут вызвать
нестабильные стадии у развивающейся молодежи.
Подростки испытывают огромный стресс. Они становятся на новую
ступень развития, взросления. Они уже не дети, но еще и не взрослые. Подростки
пытаются оправдать возложенные на них надежды и ожидания. В связи с этим
возрастает уровень тревожности, который может негативно сказаться на успешности
деятельности. Чтобы справиться со всеми поставленными задачами нужно
оптимизировать уровень тревожности, ведь уровень тревожности влияет на
состояние психического и физического здоровья. Тревожность может вызывать
плохое самочувствие. Также повышение степени тревожности может способствовать
изменению в поведении, искажению кое-каких индивидуально-психологических
качеств. Родители, как самые близкие люди, могут снизить или же наоборот
повысить уровень тревожности подростка. Многое зависит от того какой стиль
воспитания они выберут. Знание и понимание того, как стиль воспитания влияет на
уровень тревожности подростков поможет скорректировать систему воспитания и
сформировать гармоничную, счастливую и успешную личность. Этим обусловлена
актуальность выбранной темы.
Степень изученности
темы. Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования
личности подростка в семье изучали Т.В. Архиреева [2], А. Я. Варга [7], О.
Е. Девятова [14], В. Н. Дружинин [15], А. И. Захаров [18], С. В. Ковалев
[20], Т.Л. Кузьмишина [22], Т.А. Куликова [23], В.М. Минияров [26],
Л.Е. Тарасова [36], Э.Г. Эйдемиллер [43] и другие.
Исследованиями в области семейных отношении, влияющих на
развития личности подростка, уровня их тревожности занимались такие психологи и
педагоги как Л.И Божович [5], В. М. Волкова и Е.В. Хлыстова [9],
Р.С. Немов [27], А.В. Петровский [28], И. Г. Чеснова [37] и другие.
Тревожность, как психологическое состояние изучали
Г.М. Бреслав [6], В.К. Вилюнас [8], Л. С. Выготский [10],
А.Н. Занковский [17], А.М. Прихожан [30], Л. М. Фридман
[39] и другие. В представленных исследованиях тревожность является сложным
психологическим состоянием, на которое влияет множество факторов. Это приводит
к тому, что, по мнению исследователей, тревожность нужно изучать с разных
аспектов, учитывая комплекс внешних и внутренних позиций.
При этом в большинстве исследований указано, что тревожность
вызывают проблемы с общением со сверстниками, учебный стресс, выбор будущем
профессии и так далее. Практически не изученным остается вопрос как именно
стиль семейного воспитания влияет на тревожность подростков.
Все это определило противоречие,
когда с одной стороны прослеживается зависимость уровня тревожности подростков
от стиля семейного воспитания, а с другой стороны в науке уделяется
недостаточное внимание данному вопросу.
В связи с этим была определена проблема исследования, которая заключается в определении
взаимосвязи стиля семейного воспитания на уровень личностной тревожности
подростков в семье.
Объект исследования
– уровень личностной тревожности подростков в семье в зависимости от стиля
воспитания.
Предмет –
взаимосвязь стилей родительского воспитания и уровнем личностной тревожности
подростков в семье.
Цель исследования
– теоретическое обоснование и экспериментальная проверка взаимосвязи стилей
родительского воспитания и уровнем личностной тревожности подростков в семье.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что стиль семейного воспитания оказывает влияние на уровень личностной
тревожности подростков в семье, так как внутреннее спокойствие подростка
напрямую зависит от взаимоотношений в семье. При этом, у подростков, в
воспитании которых преобладает авторитарный стиль семейного воспитания, будет
высокий уровень личностной тревожности; у подростков с либеральным стилем
уровень личностной тревожности будет средним; у подростков с демократическим
стилем воспитания будет низкий уровень личностной тревожности.
Для подтверждения гипотезы предполагается применение
следующих методик:
1. Тест «Стратегия семейного воспитания» Т.А. Фалькович и
Н.С. Толстоуховой (участники – родители подростков).
2. Опросник «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллер и
В. Юстицкис.
3. Тест Филипса.
4. Шкала Ч. П. Спилберга-Ю. Л. Ханина.
Для того, чтобы определить взаимосвязь стиля воспитания и
уровня личностной тревожности подростков в семье мы использовали метод
математической статистики – метод корреляции Пирсона.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой
необходимо решить следующие задачи:
1) определить феноменологию тревожности;
2) изучить стили семейного воспитания и их влияние на
подростков;
3) организовать эмпирическое исследование;
4) провести диагностику стилей родительского воспитания и
уровня личностной тревожности подростков в семье;
5) оценить взаимосвязь стилей родительского воспитания и
уровнем личностной тревожности подростков в семье;
6) разработать методические рекомендации для родителей по
воспитанию подростков;
7) сделать выводы.
Методами исследования
выступают следующие:
1. Теоретические методы – изучение и обобщение
психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ.
2. Эмпирические метод – проведение эмпирического
исследования, тестирование.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования:
ГБОУ города Москвы «Школа № 1329». Ученики одиннадцатого класса в количестве 20
человек и их родители.
Практическая
значимость исследования: результаты исследования можно использовать в
практической деятельности психологам и педагогам, которые работаю с
подростками, а также родителям, воспитывающих подростков.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка
использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическим
основам исследования тревожности и стилей семейного воспитания. Во второй главе
представлено эмпирическое исследование взаимосвязи стилей родительского
воспитания и уровня личностной тревожности подростков в семье.
Заключение:
Тревожность в подростковом возрасте выступает в роли
мотивационной основы учебной деятельности, мешая формированию достоверных
познавательных учебных интересов. Как эмоциональное напряжение она создают
чувство страха в ситуации проверки знаний, страха несоответствия ожиданиям
окружающих, проблемы во взаимоотношениях с учителем, сверстниками и тому
подобное.
Влияние родителей на развитие подростка очень велико. Дети,
растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со
здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и
наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к
формированию различных психологических проблем и комплексов, в том числе к
повышению уровня тревожности.
Целью
эмпирического исследования являлось определение взаимосвязи стилей
родительского воспитания и уровня личностной тревожности подростков в семье.
Базой для исследования выступает ГБОУ города Москвы «Школа № 1329».
Ученики одиннадцатого класса в количестве 20 человек и их родители.
Мы проанализировали стили семейного воспитания подростков и
их тревожность. Результаты исследования по методике «Стратегия семейного воспитания» Т.А.
Фалькович и Н.С. Толстоуховой показали, что половина семей придерживается
либерального стиля воспитания, остальные авторитарного и демократического в
равных долях. опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер и В.
Юстицкис) также показал, что большое количество семей, которые придерживаются
либерального стиля воспитания. В данных семьях родителя находят общий язык с
подростком, однако не оказывают ему необходимую поддержку и опору из-за
минимального количества запретов. Выходит, что дети в данных семьях
предоставлены сами себе. Четверть семей придерживаются демократического стиля
воспитания. По нашему мнению, он является оптимальным, поскольку родители
смогли выстроить доверительные отношения с подростком, прислушиваются к его
мнению. Свои запреты и ограничения четко аргументируют. Чуть меньшее количество
семей имеют неустойчивый стиль воспитания. То есть в домашнем общении не
придерживаются единой точки зрения, могут минимизировать любые ограничения, а
через время ужесточить свободу подростка. Ребенок в таких случаях никогда не
знает, что можно ожидать от родителей и как себя вести в той или иной ситуации.
Меньшая часть семей придерживается авторитарного стиля воспитания. Дети в таких
семьях не имеют права голоса, их мнение не учитывается, родители полностью
подчиняют подростков своей воле.
Далее мы анализировали уровень тревожности подростков. Тест Филипса
показал, что по каждой шкале уровень тревожности в группе испытуемых является
высоким, кроме шкалы ситуация проверки знаний. Общий уровень тревожности в группе
испытуемых является средний. Результаты исследования по методике диагностики уровня
личной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина показали, что больше
половины подростков испытывают высокий уровень личностной тревожности.
Взаимосвязь между стилем родительского воспитания и уровнем
тревожности подростков есть. При выборе демократического стиля родительского
воспитания у подростков наблюдается низкий уровень тревожности. При
авторитарном, либеральном или неустойчивом – высокий и средний.
Основываясь на результаты эмпирического исследования нами,
были разработаны методические рекомендации по воспитанию подростков, а также
коррекционная программа, которые помогут снизить уровень тревожности
подростков, улучшить взаимоотношения в семье, укрепить эмоциональную связь
между подростками и их родителями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования
тревожности и стилей семейного воспитания 1.1
Феноменология тревожности Тревога
эмоция характеризуется неприятным состоянием внутреннего возбуждения, часто
сопровождается нервным поведением, такими как поведенческая гиперактивность,
соматические жалобы и когнитивное размышление.
Тревога
характеризуется субъективно неприятными чувствами страха по поводу ожидаемых
событий, достигая таких крайностей, как чувство надвигающейся смерти.
Тревога
– это не то же самое, что страх. Страх-это ответ на непосредственную, реальную
или воспринимаемую угрозу, в то время как беспокойство-это ожидание будущей
угрозы.
Тревога
– это чувство дискомфорта и беспокойства, как правило, широко распространенное
и не сфокусированное, как чрезмерная реакция на ситуацию, которая
рассматривается только субъективно как угрожающая.
Беспокойство
часто сопровождается мышечным напряжением, беспокойством, усталостью и
проблемами концентрации. Тревога может быть уместной в очень конкретных
ситуациях, но при регулярном испытании человек может страдать от тревожного
расстройства.
Люди,
страдающие от беспокойства, могут избежать ситуаций, которые вызывали у них
беспокойство в прошлом.