Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1. Научно-теоретические
подходы к изучению самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте. 7

1.1. Представления о самооценке и
уровне притязаний личности в трудах зарубежных и отечественных психологов. 7

1.2. Психологическая
характеристика подросткового возраста: развитие личности,
новообразования. 22

1.3. Самооценка как основа формирования
уровня притязаний  личности. 27

Глава 2. Исследование взаимосвязи
самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте. 34

2.1. Организация и методы
исследования. 34

2.2. Результаты исследования самооценки и уровня
притязаний у подростков  39

2.3. Изучение взаимосвязи исследуемых факторов. 48

Заключение. 62

Список литературы.. 66

Литература. 66

Приложение 1. 71

Приложение 2. 72

Приложение 3. 73

Приложение 4. 74

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Подростковый
период развития личности знаменует собой сложный и противоречивый отрезок в жизни человека. На сегодняшний день в
отечественной и зарубежной психологической литературе самооценка понимается как
компонент притязания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с
другой — создает главные предпосылки для формирования уровня притязаний
личности.

Основные
мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением
к личному самосовершенствованию — это самопознание, самовыражение и
самоутверждение. Основное новое свойство, которое появляется в психологии
подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более
высокий уровень самосознания. Самосознание — последнее и высшее из всех
приспособлений, которым подвергается подростковая психология (Л.С. Выготский).
Проблемами подросткового возраста занимался Д.И. Фельдштейн, Л. Божович, В.С. Мухина
Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кая, А. Фрейд. Подростковый возраст
характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и необходим в
формировании личности человека: расширении сферы деятельности, качественном
изменении характера, закладывании основ сознательного поведения, формировании
нравственных представлений. Одним из основных моментов является то, что в
подростковом возрасте человек входит в качественно новую социальную позицию, в
которой сознание и самосознание личности формируется и активно развивается.
Происходит постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых, все больше
полагаясь на внутренние критерии. Поведение подростка начинает все больше
регулироваться его самооценкой. Это осознание собственной идентичности независимо
от меняющихся условий окружающей среды, проявление самосознания человека.
Самоуважение существенно влияет на эффективность деятельности и формирование
личности на всех этапах развития. Зависимость характера и результативности всех
форм внешней деятельности испытуемого от его отношения к себе неоднократно
подтверждалась в психологии. Поэтому отношение человека к себе — одно из
основополагающих свойств его личности.

Степень разработанности темы исследования. Проблемами формирования личности и
развития самооценки в подростковом возрасте, занимались такие ученые как: Т. В.
Драгунова, И. С. Кон, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин; С. Л. Рубинштейн; А. А.
Реан, Я. Л. Коломинский. Уровень притязаний изучался Б.В. Зейгарником, К. Левиной,
В.В. Столиным, И.И. Чесноковой и др.

Однако, вопросы
взаимосвязи самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте не нашли
отражения в научной литературе, именно поэтому актуальность данной работы
неоспорима.

Объектом исследования выступила самооценка и уровень
притязаний личности.

Предмет исследования — взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний
у подростков.

Цель исследования — проанализировать взаимосвязь между самооценкой и
уровнем притязаний в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования. Предполагается, что в подростковом возрасте существует взаимосвязь
между самооценкой

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Самооценка — это характеристика личности собственного Я, собственных возможностей,
качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка
является главным регулятором поведения. Именно от самооценки зависят
взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к
себе, отношение к успехам и неудачам.

Уровень притязаний — это разница между уровнем сложности целей, которые складывающихся
в результате прошлого опыта и оценки собственных способностей и возможностей, и
результатом действия, направленная на достижение данной цели.

Именно в подростковом возрасте происходит становление
самооценки, которая формируется под влияним различных факторов:  общение, учеба, потребности. Таким
образом, зарубежными и отечественными исследователями самооценка признается
одним из центральных психических образований, тесно и неразрывно включенным в
остальные компоненты структуры личности, в том числе и с уровнем притязания.

По
результатам методики Дембо-Рубинштейн выявлено, что все подростки в целом
получили показатели, соответсвующие адекватной самооценке. Говоря по шкалам «притязаний»,
то можно увидеть в целом результаты, харакерные для подросткового возраста в
целом. Оценивая свой характер, только один человек из всей выборки отметил, что
он у него просто «блестящий», остальные подростки по шкале сделали адекватную
самооценку. По шкале «ум», 20% подростков отметили, что они недостаточно умны,
а в целом показатели по этой шкале относятся к норме. По шкале «спосоьности»,
15% занизили их уровень, а 10% — наоборот зывысили. По шкале «авторитет», 20%
отметили, что они очень авторитены в кругу друзей, а вот 10% — наоборот уровень
своего авторитета указали, как низкий. По шкале «уверенность», 20% подростков
указали на низкий ее уровень, а 80% оценили ее адекватно.

Рассматривая
результаты по методике Будасси, можно отметить, что 50% имеют адекватный
уровень самооценки, 20% подростков показали завышенный уровень, а 30% —
заниженный, при чем из них у 10% заниженная самооценка по невротическому типу.

Корреляционный анализ взаимосвязи
уровня самооценки и уровня притязаний по результатам позволил определить:

Обнаружена прямая связь между
самооценками (rs =
0.023), способностями
и самооценкой (rs =
0.292), авторитетом
у сверстников и самооценкой (rs =
0.169), внешностью
и самооценкой (rs = 0.19)

Обнаружена отрицательная связь между
самооценкой и характором (rs
=-0.195), умом и самооценкой
(rs =-0.123),
самооценкой и уверенностью (rs
=-0.061).

Итак, можно утверждать, что
самооценка обусловливает такие качества притязаний как: способности, авторитет,
внешность, что имеено и харакерно для подросткового возраста. Возможно,
существует связь и между характером, умом и уверенностью с самооценкой, но на
более низком уровне.

Корреляционный анализ взаимосвязи
уровня притязаний и самоотношения позволил выявить, что самоотношение зависит
от таких черт уровня притязаний, как:

— «самооценка» и шкалой
«самоуверенность» (rs=0,715),
шкалой «саморуководство» (rs=0,256),
шкалой «отраженное самоотношение» (rs=0,304),
шкалой «самоценность» (rs=0,323),
шкалой «самопринятие» (rs=0,210),
шкалой «самопривязанность» (rs=0,312).
Таким образом, чем выше развито стремление сохранить в неизменном виде свои
качества, тем сильнее выражен высокий уровень самооценки, и наоборот.

—  «характер» и шкалой «самоуверенность» (rs=0,513), шкалой «отраженное
самоотношение» (rs=0,248),
шкалой «самопринятие» (rs=0,256),
шкалой «самопривязанность» (rs=0,244),
шкалой «самоценность» (rs=0,123),
шкалой «саморуководство» (rs=
0,109).


«ум» и показатели «способности

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Научно-теоретические подходы
к изучению самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте 1.1. Представления о самооценке и
уровне притязаний личности в трудах зарубежных и отечественных психологов Самооценка — это оценка
личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей[1].
Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее
поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с
окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и
неудачам.

В различных словарях
понятие самооценка трактуется по-разному так, например, в справочнике по
психологии и психотерапии детского и подросткового возраста «самооценка» — это
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других
людей[2].

Согласно Р.
Бернсу, самооценка как основная структурная единица «Я-концепции» понимается
как результат социализации личности. В ее структуре выделены три компонента —
степень сопоставления образа реального «Я» с образом идеального «Я», уровень
интериоризации социальных реакций на данного индивида через призму его
идентичности и субъективность как показатель уровня сформированности самооценки[3].

По мнению Л. А. Григоровича и К. Роджерса,
самооценка является основной характеристикой личности, в структуру самооценки
входят отношения к себе и знание о себе. Исследования также показали, что одним
из условий бесконфликтного развития личности является положительное
эмоциональное отношение в сочетании с точным и полным знанием о себе, то есть
человек должен осознавать свои хорошие плохие качества, свои достоинства и
недостатки. Такая самооценка совпадает [1]
Свенцицкий А. Л.
Я-концепция и самооценка. М.:
Проспект, 2015. С. 92 [2]
Справочник по психологии и
психотерапии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. СПб.:
Питер, 2014. С. 109 [3]
Бернс Р. Развитие Я-концепции
и воспитание. — М.: Педагогика, 2013. С. 120

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы