Платная доработка на тему Взаимосвязь рефлексивности и эмпатии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты взаимосвязи эмпатии и рефлексивности. 7
1.1
Понятие и сущность эмпатии. 7
1.2
Понятие и сущность рефлексивности. 11
Выводы
по первой главе. 19
Глава
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмпатии и рефлексивности 20
2.1
Организация и методы исследования. 20
2.2
Общий обзор особенностей рефлексии у студентов. 21
2.3
Особенности эмпатии у студентов. 28
2.4
Исследование взаимосвязи уровня развития эмпатии личности и уровня развития
рефлексии у студентов. 30
Выводы
по второй главе. 32
Заключение. 33
Литература. 34
Приложение
А.. 36
Введение:
Представления о других взаимосвязаны с представлениями о
себе, о самопонимании, в то время как чем шире и полнее представления о других,
тем более развиты эмпатические способности человека. Человек использует
различные типы самоанализа, чтобы понять мотивы своей деятельности, состояний и
чувств, используя при этом идентификацию с другими, сравнения и аналогии.
Понятие «идентификация» в переводе с латинского означает «идентифицировать»
и определяется как частично сознательный психический процесс ассимиляции с
другим человеком или группой людей. То есть наиболее знакомый и доступный
способ понять чужой опыт — это понять свой собственный опыт в аналогичной
ситуации. В этом случае человек пытается взглянуть на ситуацию «глазами
другого», ставя себя на свое место, что может способствовать как лучшему
пониманию этого другого, так и ситуации в целом. В этом отношении идентификация
действует как один из механизмов познания и понимания другого человека. Этот
процесс способствует более полному формированию «Я-образа», расширяя
представления о других людях по типу сходства. При этом, как правило, в
процессе взаимодействия один человек приписывает другому те переживания,
которые есть в его собственном опыте.
При анализе различных исследований, связанных с проблемой
эмпатии, можно обратить внимание на то, что некоторые исследователи
рассматривают этот феномен как способность одного человека проникать в психику
другого с помощью чувства испытуемого в самом себе. объект, другими — как
процесс, свойство, состояние психики. Также отмечается, что эмпатия основана на
способности поставить себя на место другого человека, взглянуть на окружающий
мир его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в его поведении и
поступках. То есть при эмпатии переживания другого, кажется, перемещаются во
внутренний мир личности, и, поскольку сочувствие — это «переживание переживаний
другого», этот процесс не только способствует более полному пониманию другого.,
но также и к более полному пониманию этого другого, как количества его
переживаний, состояний, эмоций, мотивов деятельности, а также в определенной
степени и соответствия им.
Процесс взаимопонимания «осложняется» феноменом отражения.
При этом понимание действий, мотивов деятельности, состояний другого
обогащается представлениями одного человека о том, как он сам воспринимается
другим при совместном взаимодействии. Это уже своего рода двойной процесс
зеркальных отражений друг друга, глубокие и цельные отношения, содержанием
которых является воспроизведение внутреннего мира партнера, а в этом внутреннем
мире, в свою очередь, отражается свой собственный. .
Рефлексия возникает не только в контексте самопонимания, но
и в контексте совместной деятельности людей, то есть включая
социально-психологический аспект рефлексивных процессов. В этом смысле
рефлексия — это познание психики других людей, причин их поведения и
результатов их деятельности. В этом случае понимание рефлексии близко к
современной концепции эмпатии, поскольку субъект узнает себя, анализируя
действия другого, принимая его мысли и чувства, интерпретируя свои действия,
следовательно, как бы «стоящий на месте» собеседник ". Рефлексия
способствует сравнению совести, ценностей, мнений с ценностями, мнениями,
установками других людей, групп, обществ и, наконец, с универсальными.
Размышлять о чем-то означает «переживать», «проходить через свой внутренний
мир», «оценивать».
Актуальность исследования заключается в том, что Эмпатия —
одно из основных свойств человека, которое позволяет ему эффективно
взаимодействовать в обществе, понимать окружающих людей в процессе
межличностного общения и познавать мир. В связи с этим становится особенно
актуальным изучение как самой эмпатии, так и ее механизмов, что позволило бы
определить факторы, способствующие ее развитию у молодежи. Рефлексия считается
одним из механизмов эмпатии, поэтому целью нашего исследования было выявить
взаимосвязь между эмпатией и рефлексией.
Была выдвинута гипотеза о том, что эмпатия и рефлексия в той
или иной степени взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Данное
исследование направлено на выявление данной взаимосвязи.
Степень научной разработанности проблемы: эмпатия в
психологических исследованиях рассматривалась с различных позиций: как свойство
личности (В.М. Вартанян, Т.П. Гаврилова, и др.), как социально-психологический
механизм (А.А. Бодалев, К. Роджерс и др.) и как психический процесс (А.Э.
Ахметзянова, И.М. Юсупов, G.T. Barrett-Lennard и др.). Рефлексия, в свою очередь,
также широко изучалась с социально-психологических позиций (Г.М. Андреева, А.А.
Бодалев и др.), как личностное свойство (Н.И. Гуткина, В.В. Знаков, В.А.
Петровский, И.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов и др.) и как психический процесс (Д.А.
Леонтьев, Е.Н. Осин и др.). Однако остается малоизученным взаимное влияние
эмпатии и рефлексии друг на друга.
Объект исследования: особенности эмпатии и рефлексии
личности.
Предмет исследования: особенности взамосвязи эмпатии
и рефлексии личности.
Цель работы: выявить взаимосвязь уровня развития
эмпатии и рефлексии личности.
Задачи исследования:
— изучить понятие и сущность эмпатии;
— изучить понятие и сущность рефлексивности;
— провести эмпирическое
исследование взаимосвязи эмпатии и рефлексивности.
В методический инструментарий вошли следующие методики:
методика В.В. Бойко "Диагностика уровня эмпатии", методика А.В.
Карпова "Диагностика рефлексии", опросник Д.А. Леонтьева, Е.М.
Лаптевой, Е.Н. Осина и А.Ж. Салихова "Дифференциальный тип рефлексии".
Заключение:
В результате корреляционного анализа данных была обнаружена
умеренная положительная связь высокой степени значимости между уровнем развития
эмпатии и уровнем развития рефлексивности (r=0,426, p=0,000), а также между
уровнем развития эмпатии и уровнем системной рефлексии (r=0,343, p=0,000), так,
чем выше уровень эмпатии, тем выше уровень развития рефлексии, что справедливо
и в обратную сторону. Эти данные подтверждают гипотезу о том, что эмпатия и
рефлексия в той или иной степени взаимосвязаны и оказывают влияние друг на
друга.
В целом результаты проведенного эмпирического исследования
позволяют говорить, что большинство студентов учебных групп, принявших участие
в исследовании, обладают средним уровнем развития эмпатии и рефлексии,
показатели квазирефлексии, интроспекции и системной рефлексии так же находятся
на среднем уровне, то есть студенты способны анализировать ситуации,
происходящие с ними в данный момент, и те ситуации, которые происходили с ними
в прошлом, а также способны к сопереживанию, проявлению дружелюбия, поддержки и
оказания помощи, но, в то же время, у них возникают трудности с анализом
предстоящей деятельности, поведения; планированием, прогнозированием вероятных
исходов. При этом по мере взросления и обретения профессиональных знаний
студенты-психологи, а также студенты-художники обретают способность лучше
разбираться как в собственных переживаниях и состояниях, так и в переживаниях
окружающих, смотреть на себя со стороны, понимать и интерпретировать как свои
эмоции, так и чувства других, подключая к данному процессу в том числе и
причинно-следственные связи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты взаимосвязи эмпатии и рефлексивности
1.1 Понятие и
сущность эмпатии
В современных психологических исследованиях эмпатия
изучается в контексте социально-нравственного развития детей младшего школьного
возраста, воспитания у детей чувства коллективизма и гуманности, и принимает
формы: взаимопомощи и сотрудничества (И.А. Рудовская, Ф.С. Левин-Ширина),
доброжелательности (Т.И. Бабаева), дружбы (A.A. Аржанова), отзывчивости (Л.А.
Пеньевская), положительных взаимоотношений (И.М. Поспехов, В.П. Залогина). На
современном этапе развития психологии эмпатия и ее эквиваленты – эмпатийные
переживания, сопереживания, сочувствие – исследуются многими психологическими
школами, течениями, которые связаны с проблемами изучения общения, развития
личности, ее взаимодействия в различных видах деятельности.
В настоящее время отсутствует единая общепринятая трактовка
понятия «эмпатия». Среди отечественных и зарубежных исследователей существуют
значительные расхождения в интерпретации и определении сущности этого понятия. Анализ
психологической литературы позволил выделить наиболее распространенные
определения понятия «эмпатия» в зарубежной науке. Так, согласно точке зрения К.
Роджерса, эмпатия – это временная жизнь другой жизнью, деликатное в ней
пребывание без осуждения и оценивания. Под эмпатией М.В. Стовер понимает
способность проникать в психику другого, понимать аффективные ориентации
других. С. Бергер, Е. Стотлэнд характеризуют эмпатию как аффективную связь,
разделение состояния другого человека.
В отечественной психологии понятие эмпатии
изучалось и рассматривалось в работах Ю.А. Мендзерицкая, С. Рубинштейн, Т.
Гаврилова, М.А. Пономарева, И. Юсупова и другие. Часто термин «эмпатия»
заменяется терминами «эмпатия», «сострадание», «социальная чувствительность»,
«чувствительность», «доброжелательность», «симпатия», «просоциальное
поведение».