Платная доработка на тему Взаимосвязь психологического благополучия от ценностных ориентаций старших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Характеристика психологического благополучия как интегрального системного состояния человека 7
1.2. Понятие «ценностные ориентации личности» в отечественной и зарубежной психологической науке 14
1.3. Психологическое благополучие и ценностные ориентации старших школьников 25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Организация и ход эмпирического исследования 34
2.2. Характеристика методик эмпирического исследования 36
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….73
Введение:
Актуальность исследования. Осознание того факта, что психологическое здоровье личности ни в чем не уступает в своей важности по сравнению с соматическим здоровьем, а психологическое благополучие не менее важно, чем благополучие физическое, обусловило интерес зарубежной и отечественной науки к этой проблеме. И если за рубежом разработка проблематики началась еще в 1960-70-е годы, то отечественные психологи присоединились к своим зарубежным коллегам только в последние десятилетия. Однако достижение позитивного функционирования личности граждан как цель в последнее время выходит на государственный уровень. При этом рост социальной и политической нестабильности, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, систематическая информационная перегрузка снижает психологическое благополучие населения. Вышеописанный комплекс условий обуславливает явный запрос как со стороны теории, так и со стороны практики к разработке проблемы психологического благополучия во всех ее проявлениях.
Ценностные ориентации человека, выступая регулятором социального поведения, способны оказывать влияние на формирование психологического благополучия. Особенно явно эта тенденция прослеживается в отношении молодых людей, готовящихся к вступлению во взрослую жизнь. Так, именно для старшего школьного возраста особенно актуализированы вопросы постановки жизненных целей, определения планов, оценки своих возможностей, формирования и закрепления ценностных ориентаций. Ценности как результат кристаллизации личного жизненного опыта человека, базовые понятия для дифференциации приемлемого и неприемлемого способа действия становятся основанием для осмысления окружающего индивида социального мира и ситуаций в нем. Поэтому именно ценностные ориентации старшего школьника могут стать критерием оценки его психологического благополучия.
Проблема психологического благополучия как предмет научного исследования разрабатывалась в трудах Н. Брэдберна, Э. Динера, К. Рифф, Р.М. Райана; М.В. Бучацкой, А.В. Ворониной, К.А. Вологдиной, Л.В. Карапетян, Д.Г. Орловой, В.А. Соломатиной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой.
Исследование особенностей ценностной сферы личности обусловлено определением специфики смысловой нагрузки терминов «ценности» и «ценностные ориентации». Разработкой проблемы занимались такие ученые как: Л.И. Божович, А.В. Кирьякова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, К.К. Платонов, М. Рокич, О.А. Тихомандрицкая, В.А. Ядов и др.
Потребность в дальнейшей разработке связи психологического благополучия и ценностных ориентаций в рамках старшего школьного возраста обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи психологического благополучия и ценностных ориентаций старших школьников.
Объект исследования: психологическое благополучие и ценностные ориентации в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь психологического благополучия и ценностных ориентаций старших школьников.
На основе теоретического анализа были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Наибольшим значением в структуре психологического благополучия у старшеклассников будет обладать шкала Управление средой, что обусловлено спецификой возрастных задач.
2. Приоритетные ценности у старших школьников различны в зависимости от уровня психологического благополучия.
3. Высокий уровень психологического благополучия у старших школьников больше связан с социальным фокусом ценностных ориентаций, а низкий уровень благополучия – с личным.
4. Существуют различия во взаимосвязи ценностей и элементов структуры благополучия старших школьников.
Объект, предмет, цель и гипотезы исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Дать характеристику психологического благополучия как интегрального системного состояния человека.
2. Рассмотреть понятие «ценностные ориентации личности» в отечественной и зарубежной психологической науке.
3. Изучить психологическое благополучие и ценностные ориентации старших школьников.
4. Определить уровневые и структурные характеристики психологического благополучия старшеклассников.
5. Изучить особенности ценностных ориентаций старшеклассников с разным уровнем психологического благополучия.
6. Проанализировать особенности взаимосвязей ценностных ориентаций и компонентов психологического благополучия у старшеклассников.
Методы исследования:
— анализ научной литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
— математико-статистическая обработка эмпирических данных (расчет корреляционного r-критерия Спирмена).
Методики исследования:
— шкала психологического благополучия К. Рифф (в адаптации Н.Н. Лепешинского);
— методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
— ценностный опросник Ш. Шварца.
База исследования: государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Средняя общеобразовательная школа №1554» (ГБОУ города Москвы №1554), расположенное по адресу: г. Москва, улица Пестеля, дом 5.
Выборка испытуемых: в эмпирическом исследовании приняли участие 40 учащихся 10-11-х классов школы №1554. В выборке 22 девушки и 18 юношей в возрасте 16-18 лет.
Практическая значимость работы заключается в следующем:
— результаты проведенного эмпирического исследования могут стать основой для разработки программы сопровождения развития ценностных ориентаций и психологического благополучия старших школьников;
— данные, полученные в результате проведения эмпирического исследования, могут быть использованы с целью сопоставления с данными других аналогичных исследований для выявления различий или тенденций;
— сведения, обобщенные в рамках работы, можно использовать с целью самообразования в процессе подготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям по проблемам ценностных ориентаций, психологического благополучия, характера их связи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, снабженных выводами, заключения, списка литературы и приложения. Работа представлена на 86 страницах компьютерного набора. Содержит 5 таблиц, 10 рисунков, 5 приложений. Список литературы представляет собой библиографическое описание 50 источников.
Заключение:
Выполненная выпускная квалификационная работа была посвящена проблеме взаимосвязи психологического благополучия и ценностных ориентаций старших школьников.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить особенности взаимосвязи психологического благополучия и ценностных ориентаций старших школьников.
Достижение указанной цели было произведено в результате решения следующих исследовательских задач, в рамках которых:
— была дана характеристика психологического благополучия как интегрального системного состояния человека;
— было рассмотрено понятие «ценностные ориентации личности» в отечественной и зарубежной психологической науке;
— было изучено психологическое благополучие и ценностные ориентации старших школьников;
— были определены уровневые и структурные характеристики психологического благополучия старшеклассников;
— были изучены особенности ценностных ориентаций старшеклассников с разным уровнем психологического благополучия;
— были проанализированы особенности взаимосвязей ценностных ориентаций и компонентов психологического благополучия у старшеклассников.
В результате проведения диагностики старшеклассников при помощи шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Н.Н. Лепешинского было установлено следующее. Половина опрошенных (50% выборки) продемонстрировали средний уровень общего психологического благополучия. Около трети опрошенных (30% выборки) показали высокий уровень общего психологического благополучия. А пятая часть выборки (20% выборки) имеют низкий уровень общего психологического благополучия.
В результате проведения диагностики старшеклассников при помощи методики «Ценностные ориентации» Р. Рокича было установлено следующее. По всей выборке старших школьников в качестве приоритетных ценностных ориентаций были выявлены такие как: «интересная работа», «активная деятельная жизнь» и «уверенность в себе». Вместе с тем у старшеклассников с различным уровнем психологического благополучия приоритетные ценностные ориентации различны.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутые гипотезы исследования.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотезы доказаны в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика психологического благополучия как интегрального системного состояния человека
Проблема психологического благополучия изучалась как в зарубежной, так и в отечественной психологической науке. Сам термин зародился в 1960-х гг. в зарубежной научной мысли и прорабатывался Н. Брэдберном, Э. Динером, К. Рифф, Р.М. Райаном и Д. Деси, Д. Канеманом, А. Уотерманом.
В отечественной психологии следует отметить вклад в разработку понятия психологического благополучия следующих ученых: М.В. Бучацкой, А.В. Ворониной, К.А. Вологдиной, Л.В. Карапетян, Д.Г. Орловой, В.А. Соломатиной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой.
Понятие «психологическое благополучие» в научный оборот было введено в 1969 г. Норманом Брэдберном, который понимал под этим термином баланс между положительными и негативными аффектами, возникающими как отражения в сознании происходящих событий. В случае преобладания позитивных отражений индивид испытывает чувства радости, счастья, удовлетворения, при преобладании негативных отражений, наоборот, чувства разочарования, обделенности, угнетенности [43, с. 160].
Последующее развитие указанный феномен получил в исследованиях Э. Динера, который стал использовать термин «субъективное благополучие», объединявший три основных компонента:
— компонент удовлетворения;
— комплекс приятных эмоций;
— комплекс неприятных эмоций.
По мнению Э. Динера, субъективное благополучие не является синонимом психологического благополучия, хотя в последующем в рамках науки эти понятия чаще воспринимались как синонимичные [36, с. 29].
С опорой на позицию Н. Брэдберна свою теорию психологического благополучия построила К. Рифф. По ее мнению, структурно психологическое благополучие можно представить шестью компонентами:
— самопринятием;
— позитивными отношениями с окружающими;
— автономией;
— управлением окружающей средой;
— целью в жизни;
— личностным ростом [36, с. 29].
В рамках теории самодетерминации Р.М. Райан и Д. Деси представляют психологическое благополучие тремя компонентами: потребностью в автономии, компетентности и связи с другими.
Р.М. Райан предложил разделить подходы к пониманию психологического благополучия на два основных направления. Первое – гедонистическое направление. Его представляют Н. Брэдберн, Э. Динер, Д. Канеман. Психологическое благополучие трактуется ими в русле удовлетворенности от жизни, получения разнообразных удовольствий. Второе – эвдемонистическое направление. Его представляют К. Рифф, А. Уотерман. В рамках этого направления достижение благополучия рассматривается в русле личностного роста [36, с. 30].
Отечественными учеными также был внесен вклад в разработку понятия психологического благополучия. Л.В. Карапетян [22] по итогам изучения исследования благополучия в отечественной психологии отмечает, что у российских психологов нет согласия в отношении операционализации понятий «психологического благополучия» и «субъективного благополучия». Бытуют точки зрения, как о том, что психологическое благополучие является частью субъективного, так и о том, что субъективное благополучие является индикатором психологического благополучия. Психологическое благополучие, при этом, трактуется в качестве интегрального показателя степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования.
По мнению Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко, психологическое благополучие можно рассматривать в качестве целостного переживания, которое выражается в субъективном ощущении счастья, удовлетворенности жизнью и собой, реализации основных потребностей. В структуре психологического благополучия авторами выделяются актуальное и идеальное психологическое благополучие [49, с. 96].
М.В. Бучацкая понимает под психологическим благополучием интегральный показатель, который отражает степень направленности индивида на реализацию ведущих компонентов позитивного функционирования, а также степень достижения этой направленности. В перечень компонентов позитивного функционирования автором включаются:
— личностный рост;
— самопринятие;
— управление средой;
— достижение автономии;
— реализация целей в жизни;
— позитивные отношения с окружающими.
Достижение указанных компонентов выражается у индивида субъективным ощущением счастья, удовлетворенности жизнью и собой [7, с. 65].
К.А. Вологдина [10] психологическое благополучие понимает, как положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия к миру, формирующиеся благодаря матери, семье и ближайшему окружению. Психическое развитие учащегося происходит под влиянием систем отношений с педагогами, родителями, сверстниками, нарушение в которых может привести к появлению психологическое неблагополучия.
По мнению А.В. Ворониной, психологическое благополучие – это системное качество индивида, которое он приобретает в результате жизнедеятельности при сохранении работы психофизиологических функций в полном объеме. Человек ощущает психологическое благополучие в том случае, когда переживает содержательную наполненность и ценность жизни, достигает поставленные внутренние социально ориентированные цели. Психологическое благополучие, при этом, само по себе является условием для реализации возможностей индивида, раскрытия его жизненного потенциала [11, с. 142].
А.В. Ворониной разработана модель психологического благополучия, представленная четырьмя иерархическими уровнями, расположенными в определенном порядке:
— первый уровень – психосоматическое здоровье;
— второй уровень – социальная адаптация;
— третий уровень – психическое здоровье;
— четвертый уровень – психологическое здоровье.
По мнению автора, по мере перехода от одного уровня к другому, индивид получает новые возможности, которые обеспечивают его большим числом степеней свободы и перспективами более адекватного поведения [11, с. 142].