Платная доработка на тему Взаимосвязь мотивации к работе и эмоционального выгорания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения взаимосвязи
мотивации к работе и эмоционального выгорания 7
1.1. Феномен эмоционального выгорания в отечественной и
зарубежной литературе 7
1.2. Мотивация к работе: содержание понятия и научные
подходы 13
Выводы по главе I 26
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации
к работе и эмоционального выгорания 27
2.1. Организация и ход эмпирического исследования
взаимосвязи мотивации к работе и эмоционального выгорания 27
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
взаимосвязи мотивации к работе и эмоционального выгорания 31
2.3. Статистический анализ результатов исследования
взаимосвязи мотивации к работе и эмоционального выгорания 39
Выводы по главе II 42
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Приложения 53
Введение:
Актуальность исследования. Исследование разнообразных аспектов
мотивации деятельности и поведения индивида выступает одной из фундаментальных
проблем психологии. Именно мотивация определяет содержание и характер
человеческой активности. Особую роль изучение мотивации играет в отношении
рассмотрения профессиональной деятельности индивидов, т.к. ее уровень
обеспечивает успешность достижения профессиональных целей.
В настоящее время в работах отечественных и зарубежных
психологов (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, М. Ляйтер, К. Маслач, В.Е. Орел,
Г. Фрейденбергер и др.) феномен профессионального выгорания
рассматривается преимущественно в аспекте профессиональной деятельности
человека. Исследуются особенности личности работающего человека и их роль в
обеспечении устойчивости к стрессовым факторам, мешающим выполнению их
профессиональной деятельности.
Проблеме мотивации посвящены монографии как отечественных
(В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, Я.JI. Коломинский, А.Н.
Леонтьев, А.К. Маркова, Д.Н. Узнадзе и др.), так и зарубежных ученых (Дж.
Аткинсон, К. Левин, К. Мадсен, У. Макдугалл, Д.К. Макклеланд, А.
Мехрабиан, Ж. Ньюттен, X. Хекхаузен, Г. Холл и др.). Каждый из
авторов старался привнести в теорию мотивации свою точку зрения на данную тему,
что привело к обилию научных позиций по данной теме.
Объект исследования: психологические особенности
профессиональной деятельности человека.
Предмет исследования: взаимосвязь мотивации к работе и
эмоционального выгорания.
Цель исследования: определить особенности взаимосвязи
мотивации к работе и эмоционального выгорания. Задачи исследования:
1. Рассмотреть феномен эмоционального выгорания в отечественной и
зарубежной литературе.
2. Проанализировать содержание понятия «мотивация к работе» и научные
подходы к его изучению.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи
мотивации к работе и эмоционального выгорания.
4. Реализовать статистический анализ результатов исследования
взаимосвязи мотивации к работе и эмоционального выгорания.
Гипотезы исследования:
— существует взаимосвязь между инструментальной мотивацией к
работе и эмоциональным выгоранием у испытуемых: чем выше инструментальная
мотивация, тем ниже эмоциональное выгорание;
— существует взаимосвязь между особенностями личности
испытуемых (внешней и внутренней концепцией Я, интернализацией цели) и
эмоциональным выгоранием: чем выше внешняя и внутренняя концепция Я,
интернализация цели, тем ниже эмоциональное выгорание.
Методологическую основу исследования составили труды таких ученых как
И.А. Алкснис, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, А. Лэнгле, Д. Макклелланд, А. Маслоу,
М.Х. Мескон, Л.Г. Миляева, А.Я. Кибанов, Е.А. Родионова, С.А. Шапиро
и др.
Методы исследования:
— анализ научной литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
— математико-статистический анализ.
Методики исследования:
— опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексон в
адаптации Н.Е. Водопьяновой;
— методика «Изучение мотивации профессиональной
деятельности» К. Замфир в модификации А.А. Реана;
— опросник для определения источников мотивации (MSI) Дж.
Барбуто и Р. Сколла;
— методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э.
Шейна в модификации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер.
Научная новизна исследования состоит в систематизации и
обобщении позиций отечественных и зарубежных ученых по вопросу эмоционального
выгорания; в уточнении содержания понятия «мотивация к работе» и описания
научных подходов к ней.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования полученных эмпирических данных для разработки консультативных
программ по профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания,
стимулированию трудовой мотивации индивидов.
Выборка испытуемых: в эмпирическом исследовании приняли
участие 40 человек: 20 мужчин и 20 женщин в возрасте от 24 лет до 41 года. Все
– работают, образование не ниже среднего специального. Испытуемые привлечены из
групп психологической поддержки на Facebook.
Структура
выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух
глав с выводами, заключения, списка используемой литературы и приложения. Объем
работы составляет 71 страница.
Заключение:
Актуальность проблемы изучения эмоционального выгорания и
его связи с особенностями мотивации к работе обусловлена ростом числа
специалистов, демонстрирующих безразличие к своим обязанностям, негатив в
отношении коллег и клиентов, испытывающих ощущение собственной профессиональной
несостоятельности и пр.
Эти признаки эмоционального выгорания существенно снижают
качество жизни, могут привести к уходу из профессии и эмоциональным срывам.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы была
достигнута поставленная во введении цель работы, что позволило определить
особенности взаимосвязи мотивации к работе и эмоционального выгорания.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
— рассмотрен феномен эмоционального выгорания в
отечественной и зарубежной литературе;
— проанализировано содержание понятия «мотивация к работе» и
научные подходы к его изучению;
— организовано и проведено эмпирическое исследование
взаимосвязи мотивации к работе и эмоционального выгорания;
— реализован статистический анализ результатов исследования
взаимосвязи мотивации к работе и эмоционального выгорания.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных
позволил доказать гипотезы исследования о том, что существует взаимосвязь между
инструментальной мотивацией к работе и эмоциональным выгоранием у испытуемых:
чем выше инструментальная мотивация, тем ниже эмоциональное выгорание;
существует взаимосвязь между особенностями личности испытуемых (внешней и
внутренней концепцией Я, интернализацией цели) и эмоциональным выгоранием: чем
выше внешняя и внутренняя концепция Я, интернализация цели, тем ниже
эмоциональное выгорание. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации к работе и
эмоционального выгорания было проведено в три основных этапа:
— подготовительный;
— диагностический;
— итоговый.
Выборку испытуемых составили 40 представителей профессий
типа «человек – человек» (20 мужчин и 20 женщин в возрасте 24-41 год).
Для диагностики эмоционального выгорания в эмпирическом
исследовании было проведено тестирование при помощи опросника на выгорание
(MBI). Для выявления особенностей мотивации труда у испытуемых были
использованы диагностические методики таких авторов как К. Замфир, Дж. Барбуто
и Р. Сколл, В.Э. Винокурова и В.А. Чикер.
На основании анализа научной литературы по теме и полученных
эмпирических данных целесообразно привести следующие практические рекомендации:
1. Профилактике развития эмоционального выгорания в
профессиональной деятельности служит устойчивая внутренняя положительная
мотивация профессиональной деятельности. В рамках проведенного эмпирического
исследования у испытуемых была выявлена склонность не к внутренней мотивации,
но преобладание внешней положительной и отрицательной профессиональной
мотивации. В связи с этим, испытуемым рекомендуется искать внутренние
побуждения к реализации профессиональной деятельности, опираться не на внешние
стимулы, а на внутренние побуждения и интересы.
2. Эмпирическим исследованием установлено, что испытуемыми в
большей степени движет желание достигать материальной цели и ожидать внешних
вознаграждений в процессе трудовой деятельности. Такая мотивация может
приводить к эмоциональному выгоранию, т.к. эффект от материального
стимулирования работы носит кратковременный характер. Испытуемым рекомендуется
находить в работе самореализацию, получать удовольствия от самого процесса
труда, а не только от финала в виде материального вознаграждения.
3. В рамках эмпирического исследования установлено, что
испытуемые стремятся к стабильности и интеграции стилей жизни как карьерным
ориентациям. Реализация таких карьерных установок может обеспечить профилактику
эмоционального выгорания, поэтому испытуемым рекомендуется составлять свои
карьерные планы, опираясь на указанные установки.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические
основы изучения взаимосвязи мотивации к работе и эмоционального выгорания 1.1. Феномен
эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе
Понятие «выгорание» впервые было использовано в научной
литературе в середине 1970-х гг. и с того времени получило широкое
распространение в зарубежной и отечественной психологии.
Интерес к исследованию синдрома выгорания возрос после
описания характеристик данного синдрома, которое произвели американские
психологи К. Маслач и С. Джексон [5]. Этими исследователями активно изучаются
вопросы, связанные со структурой и динамикой выгорания, спецификой проявления
выгорания в разных профессиях, причины и факторы, способствующие возникновению
и развитию выгорания, влияние выгорания на здоровье и деятельность
профессионала, а также вопросы профилактики и коррекции выгорания.
Определен круг профессий, в которых выгорание проявляется в
большей степени, – это профессии социальной направленности: педагогические,
медицинские, связанные со сферой услуг, управленческие и другие, все те, главной
характеристикой которых является взаимодействие типа «человек-человек». Вместе
с тем ряд специальностей, не относящихся к сфере человеческого взаимодействия,
также содержат значительный потенциал негативного влияния, влекущего за собой
формирование эмоционального выгорания.
Большинством исследователей выгорание определяется как
состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся у
профессионалов, занятых в социальной сфере (К. Маслач и С. Джексон [5] и
др.). Выгорание рассматривается как синдром, состоящий из трех компонентов:
эмоционального истощения; деперсонализации; редукции профессиональных
достижений.