Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Взаимосвязь карьерных ориентаций и индивидуально личностных характеристик педагогов-репетиторов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Теоретическое исследование карьерных ориентаций и индивидуально-личностных
характеристик педагогов-репетиторов. 8

1.1
Понятие карьеры и карьерных ориентаций. 8

1.2
Индивидуально-личностные характеристики. 20

1.3
Репетиторство как вид педагогической деятельности и форма
занятости………………………………………………………………………34

1.4
Выводы по теоретической главе. 47

Глава
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи карьерных ориентаций и
индивидуально-личностных характеристик педагогов-репетиторов. 50

2.1
Программа исследования, описание выборки и методы исследования. 50

2.2
Процедура исследования. 51

2.3
Полученные результаты исследования и их обсуждение. 58

2.4
Выводы по эмпирической главе. 74

Заключение. 80

Список
литературы.. 86

  

Введение:

 

Актуальность
темы. Карьера — это последовательные изменения позиции и поведения индивида в
профессиональной среде. Как общественное явление она обеспечивает эффективное
распределение социальных ролей и статусов, рост кадрового потенциала
организации. Как персональный феномен карьера определяет осознанное построение
жизненного пути и самоосуществление личности. В индустриальную эпоху карьера
рассматривалась как организационный проект, часть отношений между работодателем
и специалистом. Это предполагало длительные контракты и заранее известные
траектории развития (Э. Шейн, Д. Сьюпер, Д. Холл). Постиндустриальное общество
предоставляет приоритет индивидуальной ответственности человека за собственное
продвижение и предлагает широкий выбор внеорганизационного карьерных
альтернатив, а так же специфических индивидуально личностных характеристик, свойственных
именно для этих профессий.

Карьерные
достижения человека во многом зависят от уровня его личностного и профессионального
развития. Здесь имеют значение такие аспекты, как: квалификация — уровень
подготовленности к определенному виду деятельности; мотивация по осуществлению
профессиональных действий, самомотивация, которая непосредственно связана с
основными ценностями человека, которые не всегда касается реалий заведения
труда; социализация и профессиональная самореализация [1, 64-71].

Стоит
отметить, что профессиональная самореализация современного специалиста
существенным образом зависит от осознания личностного смысла, целей и мотивов в
исполнении профессиональных функций в условиях рыночной среды. Профессиональный
успех определяется, прежде всего, активностью самого субъекта в том или ином
виде деятельности, его способностью самостоятельно выбирать профессию, формы
профессионального обучения и совершенствования, индивидуальные пути развития
профессиональной карьеры.

Так же
эффективность карьерного роста личности в современных условиях труда
существенным образом обусловлена характером ее взаимодействия с окружающей
профессиональной средой в соответствии с изменениями условий труда, уровнем
творческого приспособления личности к актуальным профессиональным требованиям,
личностным смыслом в той или иной области деятельности.

Итак,
стратегия построения карьеры современной личности представляет собой
специфическую систему действий по профессиональной адаптации в реальных
условиях труда, развития профессионализма, личностных преобразований и
изменений в достижении карьерных целей человека, которые зависят от  индивидуально личностных характеристик.

Отечественная
психология долго избегала изучения индивидуальной карьеры, отдавая предпочтение
проблемам профессионального становления в общественно-полезной деятельности;
достижение этого подхода – обоснование взаимной обусловленности личностного и
профессионального развития (В. А. Бодалева, Е. А. Климов, Т. М. Малкова, А. К.
Маркова, Ю. П. Поваренков и др.). Во время экономического кризиса 1990-ых годов
в центре внимания оказались психологические последствия потери работы (Г. В.
Бойко, И. Л. Моначин, Т. С. Чуйкова); были описаны новые типы карьеры (Е. А.
Могилевкин, А. Г. Молл и др.); созданы технологии консультирования,
ориентированные на отечественную организационную среду (Л. М. Карамушка).

ХХ в.
обострило проблему личной самодетерминации в мире неограниченных возможностей и
неопределенных ценностей. Исследуются внешние и внутренние факторы карьерного
успеха в различных отраслях (В. С. Бискуп, А. А. Богатырева, В. Ю. Жовнер, А.
М. Кокун, И. В. Сингаевская и др.). Решаются проблемы кризисного и
деструктивного профессиогенеза, изучаются карьерные барьеры (А. Н. Васильченко,
Ж. П. верна, Э. Ф. Зеер, А. П. Ермолаева, В. В. Кириченко, А. В. Рудюк и др.).
Внимание ученых привлекает профессиональная мобильность (л. с. Пилецкая, Н. А.
Сургунд, О. В. Симончук, И. М. Тычина), которая предстает новым измерением
конкурентоспособности.

Для
современной экономической ситуации, данный вопрос является особенно острым
из-за введения ковидных мер в работу многих самозанятых людей, в том числе и репетиторства,
которое ушло в он-лайн среду.

Важной
научно-практической проблемой выступает реагирование и изменение карьерных
ориентаций в зависимости от новых условий и индивидуально личностных
характеристик современных репетиторов, в отличие от педагогов, которые
осуществляют свою профессиональную деятельность в непосредственном общении, не
через сеть Интернет.

Значимость и
актуальность данного исследования обусловлена тем, что существует необходимость
выявить и экспериментальным путем доказать

Специфику карьерных
ориентаций в двух схожих профессиональных группах – педагогов и репетиторов.
Так же в данном исследовании впервые проведено исследование факторов взаимосвязи
карьерных ориентации и индивидуально личностных характеристик современных
репетиторов и педагогов.

Объект
исследования – карьерные ориентации и индивидуально личностные характеристики
современных репетиторов.

Предмет
исследования – организационно-психологические факторы взаимосвязи карьерных
ориентации и индивидуально личностных характеристик современных педагогов и
репетиторов.

Цель
исследования — выяснить организационно-психологические факторы взаимосвязи
карьерных ориентации и индивидуально личностных характеристик современных педагогов
и репетиторов.

Гипотеза
исследования: предположили, что для репетиторов, будут свойственны такие
индивидуальные характеристики как практичность, эмоциональная стойкость,
контролируемость, привязанность, экстраверсия, эмпатия, а карьерные ориентации
нацелены на достижение более высокого уровня профессиональной компетентности, в
отличии от педагогов.

Достижение
цели предполагало выполнение ряда задач:

1)
Осуществить теоретический анализ проблемы, определить сущность и характерные
особенности карьеры, карьерные ориентаций, как способ
личностно-профессионального развития в условиях постиндустриального общества.

2) выяснить особенности
карьерных ориентации и индивидуально личностные характеристики современных педагогов
и репетиторов,

3) выявить
взаимосвязи между карьерными ориентациями и индивидуально личностными характеристиками
современных педагогов и репетиторов.

Для решения
поставленных задач применены следующие методы:


Теоретические: анализ, обобщение и систематизация научных данных, объясняющих
динамику карьерных процессов.


Эмпирические: исследование, тестирование, методы интерпретации и
математико-статистической обработки данных; сравнительный анализ.
Количественные расчеты осуществляли с помощью программного обеспечения
Microsoft Office Excel и SPSS 16.0.

Научная
новизна полученных результатов заключается в том, что впервые:


теоретически и эмпирически аргументировано влияние индивидуально личностных
характеристик современных педагогов и репетиторов на карьерные ориентации;

— уточнено и
расширено представление о факторах, определяющих удовлетворенность карьерой:
четкость организации рабочих процессов, социально-поддерживающая среда,
личностно-профессиональный прогресс, полезность и престиж труда, баланс работы
и других сфер жизни; о механизмах развития профессионального выгорания
(вовлеченность как источник эмоционального истощения мобильных лиц); о роли
карьеры в психологическом благополучии человека.

Практическое
значение полученных результатов. Теоретические и прикладные материалы
исследования полезны в подготовке организационных и практических психологов,
менеджеров, социологов.

Исследование
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате
проведенного теоретического анализа нами были выделены сущностные признаки профессиональной
карьеры как социально-психологического феномена:

— это
динамический процесс, который характеризуется определенной последовательностью
этапов развертывания во времени и пространстве (и одновременно результат этого
процесса),

— этот
процесс включает в себя расширение профессиональных компетенций, предполагает
профессиональную мобильность, смену социальных ролей и соответствующие
трансформации личности, которые сопровождаются социальным признанием,
утверждением профессионального статуса;

— предполагает
самоуправление и самоорганизацию: осознанную позицию, образ себя в профессии,
жизненное проектирование и активное приложение усилий, направленных на
собственное профессиональное развитие;

— для
успешной карьеры важно найти деятельность и среда соответствуют чертам
личности, позволяют раскрыть способности и выразить ценности. Соответствие
карьерных ориентаций выполняемой деятельности является важным предиктором
внутреннего ощущения успешности.

Чаще всего в качестве самого
весомого внутреннего ресурса карьеры упоминается мотивационная сфера:
выразительность мотива достижения, наличие четких целей, система ценностных
ориентаций, а так же индивидуально-личностные черты:

– экстраверсия, вовлеченность во
внешний мир, привязанность, сотрудничество, нейротизм, оригинальность,
открытость новому опыту, эмпатия.

— репетиторская деятельность
имеет существенные отличия в сравнении с другими видами педагогической и
психолого-педагогической деятельности, в частности с учительством,
наставничеством и тьюторством, как в целях и задачах, так и в инструментах,
средствах и ситуациях их осуществления.

Ключевую роль в репетиторский
деятельности играет психологическая составляющая.

К содержательным характеристикам
были отнесены ориентация репетитора на процесс обучения (нацеленность на
результат), адекватность, оперативность, рефлексивность, гибкость,
устойчивость, эмоциональное отношение, эмпатия.

В целом, профессиональная
карьера — это процесс и результат поступательного продвижения личности, что
предполагает мотивированную целенаправленную активность, смену профессиональных
ролей, повышение компетентности и достижение значимых результатов деятельности.
Успешно построенная карьера позволяет человеку реализовать свой
личностно-профессиональный потенциал, достичь признания собственной
самоценности и значимости для других людей.

На основе
анализа литературных источников и рефлексии собственного профессионального
опыта мы сформулировали научные предположения, касающиеся малоизученных
аспектов карьерного развития репетиторов.

Во-первых,
мы считаем, что современных репетиторов, будут свойственны такие индивидуальные
характеристики как практичность, эмоциональная стойкость, контролируемость,
привязанность, экстраверсия, эмпатия.

Во-первых,
мы считаем, что карьерные ориентации нацелены на достижение более высокого
уровня профессиональной компетентности, в отличие от педагогов, которые
преподают в школе.

Общую
выборку составили 40 человек (женщины) в возрасте от 25 до 58 лет. Стаж
профессиональной деятельности опрошенных – от 10 лет.

Среди них 20
человек – репетиторы, а 20 человек – педагоги.

Для сбора
данных мы отобрали набор диагностических инструментов, направленных на оценку
различных аспектов карьерного продвижения:

Методика «Карьерные ориентации»
Э. Шейна (адаптация А. Жданович, 2007) для изучения мотивационно-ценностной
составляющей профессиональной деятельности

Наши результаты показывают,
что ориентации на служение и профессиональную компетентность наиболее заметны в
группе репетиров и позволяют уточнить, что мотивация карьеры зависит от сферы
деятельности и достаточно четко отражает склонность к профессиональным
перемещениям.

Итак, результаты
сравнительного анализа групп с разным уровнем карьерных ориентаций, показал,
что осознание личностью собственных профессиональных стремлений зависит от
имеющегося опыта карьерных перемещений. Группа репетиторов достоверно
отличается от стабильной тем, что в процессе построения карьеры мало
ориентируется на достижение профессиональной компетентности, стабильность места
работы и проживания, гармоничную интеграцию стилей жизни.

Стабильность места работы
обусловлена осознанной потребностью в прогнозируемом и безопасном стиле жизни,
где гармонично согласованы сфера семьи, работы и личных увлечений. Такой тип
карьерного самоосуществления дает возможность работать над собой, способствует
пониманию собственных особенностей, согласованию сильных и слабых сторон,
развитию необходимых профессиональных компетенций. Нахождение собственного
уникального стиля деятельности способствует выполнению сложных задач и
реализации собственных профессиональных замыслов, что дает личности необходимо
ощущение успеха.

С возрастом и опытом высокое
профессиональное мастерство обуславливает потребность в соответствующем
статусе, что влечет за собой мотивацию на развитие организационной
компетентности или реализацию горизонтальной карьеры внутри организации.

С другой стороны, высокий
профессионализм педагогов позволяет наращивать личностный и профессиональный
потенциал, избегая при этом ограничений собственной независимости и свободы.
Отчетливая ориентация же репетиторов на организационную компетентность
развивает способность управлять людьми, проектами, бизнес-процессами.
Отсутствие привязанности к конкретной организации и месту жительства
предоставляет человеку широкие возможности выбора карьерного пути.

Методика «Пятифакторный опросник
личности 5PFQ» адаптированную версию теста Big Five.

Психика педагогов более
направлена на экстраверсию. Основными личностными изменениями является
появление присутствия уверенности в правильности своего поведения и уделение
внимания тому, что происходит вокруг событий. Выявлена опора не только на себя,
свои желания, но и на других людей и их взгляды. Акцент основного внимания
сместился с абстрактных идей к конкретным явлениям действительности. Педагоги
имеют повышенный фон настроения.

Характеризуя репетиторов,
можем сказать, что такие люди отличаются общительностью, любят развлечения и
коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, ощущают
потребность общения с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести
время, стремятся к праздности и развлечениям, не любят себя утруждать работой
или учебой. Направлены на поиск острых впечатлений и действуют более
импульсивно, необдуманно, по первому побуждению.

Репетиторы в
целом, холодно воспринимают других людей, часто не понимают тех, с кем
общаются. Их больше волнуют свои проблемы, чем проблемы окружающих. Свои
интересы они ставят выше интересов других людей и всегда готовы их отстаивать в
конкурентной борьбе. Такие люди обычно стремятся к совершенству. Для достижения
своих целей они используют все доступные им средства. Люди с такими
характеристиками не часто становятся руководителями демократическим путем. Педагоги (средние
показатели) умеренно тепло относятся к другим людям, пытаются понять тех, с кем
общаются. Их волнуют как свои проблемы, так и проблемы окружающих их людей.
Свои интересы они ставят на уровне с интересами других людей и готовы их
отстаивать в конкурентной борьбе. Для достижения своих целей они используют все
доступные им средства, обращая внимание также на интересы других людей. В
основном, педагогам присуща добросовестность и сознательность, что обычно
сочетается с самоконтролем, со стремлением к утверждению общечеловеческих
ценностей, иногда в ущерб личным. Такие люди редко чувствуют себя полностью
раскованными настолько, чтобы позволить себе дать волю чувствам. У репетиторов психика более
направлена на контролируемость. Главным содержанием трансформации этого фактора
является волевая регуляция поведения. В поведении педагогов, это
проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности,
капризность. Репетиторы, получившие средние показатели, имеют достаточный
уровень самодостаточности, уверенности в своих силах, эмоциональной зрелости, покоя,
постоянства в своих планах и привязанностях, которые поддаются случайным
колебаниям настроения.

В поведенческих проявлениях
отмечаются умеренная удовлетворенность своего любопытства, проявляя средний
интерес к разным сторонам жизни, веру как в материальные ценности, так и в
абстрактные идеи. Ко всем жизненным событиям комбатанты подходит с логической и
интуитивной позиции. Они доверяют своим чувствам и интуиции, наравне со здравым
смыслом.

Опросник М. Дэвиса
«Межличностный индекс реактивности (Inerpersonal Reactivity Index, IRI)»

Итак, если рассматривать
показатели по шкалам, то можно отметить, что у педагогов, по сравнению с
репетиторами, выражены в большей степени те шкалы, которые отвечают за
межличностные отношения и восприятия других людей. Педагоги принимают
в расчет точки зрения, опыта другого человека; оценивают адекватно чувства
собственной тревоги и дискомфорта, возникающие в напряженном межличностном
взаимодействии, при наблюдении переживаний других людей, и направленные на
себя. Репетиторы, более склонны к фантазиям, имеют, как и педагоги, высокий
уровень эмпатической заботы.

По результатам корреляционного
анализа, выявлено, что изменения личностных характеристик и карьерных
ориентаций исследуемых имеют направленный характер и корреляционно взаимосвязаны.
Итак, анализируя коэффициенты корреляции, можем сказать, что такие
сравнительные показатели, как интроверсия – экстраверсия, приверженность –
контролируемость и эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость
удостоверяют тесноту взаимосвязи исследуемых величин на низком уровне. То есть,
чем более осмысленна карьерная ориентация, тем более личностные характеристики
ориентированы в направлении экстраверсии и эмоциональной устойчивости.

Суммируя
результаты проведенных нами мероприятий формирующего воздействия, констатируем,
что сравнительные показатели экспериментальной группы демонстрируют достоверные
положительные различия, что подтверждает гипотезу Н1, а именно то, что
изменения личностных характеристик и карьерных ориентаций исследуемых имеют
направленный характер и корреляционно взаимосвязаны.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое исследование карьерных
ориентаций и индивидуально-личностных характеристик педагогов-репетиторов 1.1 Понятие карьеры и карьерных ориентаций Само понятие
«карьера» подразумевает продвижение по службе или карьерной лестнице в
профессиональной деятельности: научной, служебной, общественной или любой
другой.

При анализе
научной литературы, были выявлен три подхода, которые рассматривают это
понятие: социально-психологический подход (Б. Г. Почебут, В. А. Чикер), менеджерский
(А. Н. Занковский), социально-экономический подход (В.К. Шаповалов, А.М. Рикель).

В каждом
подходе можно выделить разные взгляды в которых изучаются вопросы
профессиональной карьеры человека.

В рамках социально-психологического
подхода, профессиональная карьера рассматривается как продвижение в иерархии
организации, а достижение желаемых результатов рассматривается как
индивидуальное профессиональное достижение: социального статуса,
профессиональных достижений, признания и славы. Личностные особенности
позволяют человеку определить собственное место в рамках профессионального
развитии и становления, т.к. карьера позволяет осознать свое профессиональное
будущее, самовыражение, индивидуальные позиции.

В рамках
менеджерского подхода, профессиональная карьера может рассматриваться как желаемое
достижение должности, профессиональный рост, в рамках социальной системы
(организации). В этом аспекте карьера является сложной комбинацией направлений
деятельности человека по совершенствованию собственного уровня
профессионального, личностного, социального развития, мероприятий по
самопрезентации, формированию и поддержанию необходимых связей, которые должны
быть заметными и оцененными. На карьеру личности влияют изменения, происходящие
во внешней среде, которые и определяют динамику карьерного движения, его
направление и содержание: организация, условия профессионального развитии в
этой организации, личность самого работника.

В рамках социально-экономического
подхода карьера является динамической системой, которая зависит от уровня
образования, профессиональной квалификации, достижений, а так же поведения [7].
Речь идет о выработанных в обществе путях достижения успеха в той или иной
сфере профессиональной деятельности, сфере общественной жизни. Кроме этого,
выработанные пути достижения успеха предусматривают и установленные
определенными профессиональными и социальными группами представления об
особенностях движения личности по этим путям, которые связаны с направлением
этого движения, его скоростью, траекторией, степенью взлета карьеры, а также
используемыми методами.

Если же в
целом обобщить все эти подходы к понятию «карьеры», то можно дать такое
определение: карьера — это показатель профессиональных достижений человека в структуре
организации.

В
современных условиях карьера выступает ведущей сферой социальной реализации
личности (А. А. Богатырева, А. П. Ермолаева, О. М. Кокун, Л. М. Митина и др.).
Анализ динамического взаимодействия личностной и профессиональной реализации
основывается на базовом положении гуманистической психологии о естественном
внутреннем стремлении к самосовершенствованию (А. Маслоу, Г. Оллпорт, К.
Роджерс, В. Франкл). При этом человек сравнивает себя с другими и принимает
определенные образцы, меры для самооценки. Соответственно она строит
перспективы собственной жизни и деятельности.

Наиболее
концентрированно это направление представлено в акмеологическом подходе, где
карьера предстает как жизненный проект человека по достижению вершин
самореализации. Акме – пик жизненного пути, момент наивысшего продуктивного
творчества и значимости созданных ценностей. Эта кульминация характеризует,
насколько человек состоялся как личность и субъект собственной жизни [3; 22;
62]. Поскольку реализация способностей активнее всего происходит в труде, в
фокусе акмеологии – становление профессионализма в различных сферах. Карьера
предстает как осознанное постоянное движение к осуществлению новых, более
сложных замыслов, результаты которых нужны не только человеку, но и обществу.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы