Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Взаимосвязь эмпатии и коммуникативных навыков студентов-психологов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 6

1.1 Коммуникативные навыки как необходимое требование к личности психолога 6

1.2 Эмпатия в процессе профессиональной коммуникации психолога 16

Вывод по главе 1 26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ-ПИХОЛОГОВ 28

2.1 Программа и ход эмпирического исследования 28

2.2 Характеристика методик эмпирического исследования 29

2.3 Обсуждение результатов эмпирического исследования 34

Вывод по главе 2 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация в стране обусловила востребованность психологов как специалистов, способных помочь в раскрытии возможностей человека и его ресурсов в различных видах социальной практики. Поэтому от высшей школы ожидается инновационный подход, способствующий обучению специалистов не только с достаточным уровнем теоретической и практической подготовки, но и с развитыми профессионально значимыми личностными качествами, в частности с развитыми коммуникативными навыками и способностью к эмпатии.

Эмпатию нередко называют основным инструментом работы психолога, а коммуникативные навыки обеспечивают эффективность человека на межличностном, групповом и социальном уровнях. Поэтому изучение взаимосвязи этих двух важнейших для психологов в профессиональном отношении параметров обладает высоким практическим потенциалом.

Исследованием коммуникативных навыков и путей их формирования занимались Г.С. Васильев, А.Ш. Гусейнов, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Е.В. Залюбовская, А.Г. Ковалев, Л.И. Новикова, Л.А. Петровская, Е.В. Руденский, Т.Ю. Савельева и др.

Эмпатия выступала предметом исследования в трудах таких специалистов как А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкая, А.М. Прихожан, Л.П. Стрелкова, Н.А. Щербакова, И.М. Юсупов и др.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что проблема взаимосвязи эмпатии и коммуникативных навыков студентов-психологов актуальна и требует дальнейшего изучения. Названная проблема определяется противоречием между возрастающей потребностью общества в психологах, обладающих высоким уровнем эмпатии и профессиональной коммуникативной компетентности, и направленностью психологического образования на информационную составляющую при недооценке гуманистической.

Объект исследования: коммуникативные навыки как необходимое требование к личности психолога.

Предмет исследования: взаимосвязь эмпатии и коммуникативных навыков студентов-психологов.

Цель исследования: эмпирически выявить характер взаимосвязи эмпатии и коммуникативных навыков студентов-психологов.

Гипотеза исследования: предполагается, что уровень развития коммуникативных навыков и уровень эмпатического потенциала, эмпатийных способностей и эмоционального отклика у студентов-психологов имеют прямую и сильную связь.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:

1. Рассмотреть содержание понятия «коммуникативные навыки».

2. Изучить эмпатию в процессе профессиональной коммуникации психолога.

3. Организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмпатии и коммуникативных навыков студентов-психологов, выполнить обсуждение результатов эмпирического исследования.

Методы исследования:

— теоретические (анализ литературы по проблеме исследования; систематизация и обобщение научных теорий; индукция и дедукция);

— эмпирические (опросник «Оценка коммуникативных навыков»; методика исследования уровня эмпатийного потенциала И.М. Юсупова; методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна);

— методы математической обработки данных (расчет достоверности различий и корреляционный анализ данных).

Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 60 студентов-психологов в возрасте от 19 до 23 лет, 48 девушек и 12 юношей.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении научных теорий по проблеме изучения коммуникативных навыков как необходимого требования к личности психолога; в уточнении позиций ученых по феномену эмпатии и его роли в процессе профессиональной коммуникации психолога.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов работы для разработки программы развития эмпатии и коммуникативных навыков студентов-психологов. Научные сведения, полученные по характеру взаимосвязи этих двух параметров, способны лечь в основу программы психологического сопровождения.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило эмпирически выявить характер взаимосвязи эмпатии и коммуникативных навыков студентов-психологов.

Достижению указанной цели способствовало решение следующего комплекса задач:

— было рассмотрено содержание понятия «коммуникативные навыки»;

— была изучена эмпатия в процессе профессиональной коммуникации психолога;

— было организовано и проведено эмпирическое исследование взаимосвязи эмпатии и коммуникативных навыков студентов-психологов, выполнено обсуждение результатов эмпирического исследования.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что уровень развития коммуникативных навыков и уровень эмпатического потенциала, эмпатийных способностей и эмоционального отклика у студентов-психологов имеют прямую и сильную связь.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

В заключении представим рекомендации для студентов-психологов по развитию коммуникативных навыков и эмпатии:

— когда говорите с человеком о его делах, следите за его вербальными и невербальными знаками;

— создавая свое представление о человеке используйте не только фактический материал, но и учитывайте свои внутренние впечатления от взаимодействия с ним;

— когда разговариваете с человеком, обращайте внимание только на него и не создавайте закрытую позу;

— не навязывайте свое мнение, в своих переживаниях собеседник должен прийти к своим мыслям;

— не переводите разговор на себя;

— покажите собеседнику, что вы его поняли и услышали.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

1.1 Коммуникативные навыки как необходимое требование к личности психолога

Большинство психологов едины во мнении о том, что общение представляет собой существенную сторону жизнедеятельности человека.

В зависимости от выполняемой роли ими выделяются различные функции общения.

Так внутренние связи коммуникативной функции психики с когнитивной и регулятивной позволяют выделить три класса функций общения:

— информационно-коммуникативную функцию общения;

— регуляционно-коммуникативную функцию общения;

— аффективно-коммуникативную функцию общения [47].

Первый класс включает в себя процессы, которые объединены по принципу «прием – передача информации». Подчеркивается информационный характер взаимодействия, а также необходимость адресации, направленного характера общения. Кроме того, информация в процессе общения не только передается и воспринимается, но и формируется. Такой процесс типичен при совместном решении поставленной задачи. В процессе общения, включенного в совместную деятельность, происходит выравнивание исходной информированности коммуникантов через прямое сообщение некоторых значений, обучение, инструктирование. Целью же этих действий является стремление понять друг друга, достичь согласия, оценить результаты деятельности, оптимизировать ее.

Следующий класс функций связан с регуляцией поведения в общении. Используя общение, человек в состоянии управлять не только своим собственным поведением, но и воздействовать на поведение партнеров и окружающих. Через механизмы обратной связи индивид испытывает ответное воздействие окружающих на себя. В процессе общения осуществляется воздействие на мотив деятельности, ее программу. В зависимости от значимости мотивов и стимулов эффект от взаимодействия может сохраняться в течение длительного времени или даже оказать влияние на личность человека.

Аффективно-коммуникативный класс функций общения относится к эмоциональной сфере человека. Здесь общение выступает в качестве характеристики состояний человека. Потребность в общении возникает в связи с необходимостью сменить эмоциональное состояние, с целью осуществить эмоциональную разрядку.

Помимо указанной классификации, учитывая многомерность процесса общения, существуют и другие подходы к выделению функций общения. Однако во всех приведенных классификациях выделяются такие функции общения, как регулирующая и информационная [3].

Это вызвано тем обстоятельством, что ведущим средством общения является человеческая речь, которой присущи информационная и регулирующая функции. Таким образом, прослеживается функционально-генетическая связь коммуникативной функции речи и функции общения, что подтверждает важность и доминирующий характер речевого общения в деятельности человека.

Информационный обмен и регуляция совместной деятельности субъектов составляют ядро, вокруг которого объединяется совокупность явлений, обозначаемая понятием общения.

Само понятие «коммуникация» в психолого-педагогической науке является многозначным.

Так, по мнению А.А. Грицанова, коммуникация – это смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия [39].

В то же время Г.В. Осипов отмечает, что коммуникация – это, прежде всего, передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов [50].

С.Ю. Головин отмечает, что коммуникация – это понятие, близкое к понятию общения, но расширенное [48].

Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей:

— коммуникация предполагает наличие двух и более участников – «коммуникантов», каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

— коммуникация предполагает возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

— коммуникация предполагает наличие единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

— коммуникация предполагает возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением [1].

С появлением психологических теорий наблюдались разные попытки объяснения стремления к контактированию одних индивидов с другими. Так, З. Фрейд считал потребность в социальном контакте вторичным следствием ранней сексуальности [53]. Этологи считают, что в основе привязанности людей друг к другу лежат универсальные зоосоциальные потребности [36]. В теории К. Юнга о коллективном бессознательном также обнаруживаются филогенетические истоки коммуникативных качеств человека [59]. В частности, к таковым относится так называемый феномен синхроничности. Он проявляется в том, что психологические архетипы имеют тенденцию локализоваться не только в отдельной личности, но и воздействовать на ее ближайшее окружение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы