Платная доработка на тему Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессии в подростковом возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретический анализ
феномена эмоционального интеллекта и агрессии. 6
1.1 Современные представление об
эмоциональном интеллекте. 6
1.2 Теории агрессии. Понятие
агрессивности. 13
1.3 Анализ исследований об
эмоциональном интеллекте и агрессии в подростковом возрасте 17
1.4 Гендерные
различия в развитии эмоционального интеллекта и агрессии в подростковом
возрасте 21
Список литературы 25
Введение:
Подростковый возраст является достаточно
сложным и одновременно весьма значимым периодом в развитии личности человека.
На данном этапе происходит формирование взрослости человека, определенного
образа Я. Большое место в жизни подростка занимает общение, однако зачастую это
и наиболее проблемная и болезненная сфера для него. В определенной мере это
связано с особенностями эмоциональности подростка. Многие представители данного
возраста еще неспособны контролировать, а иногда даже и понимать собственные
эмоциональные переживания и переживания окружающих, демонстрируют неадекватные
эмоциональные реакции, зачастую слишком бурные и яркие. Желание поскорее стать
взрослым, ощущение собственной уникальности, непохожести на других часто
сталкивается с непониманием со стороны окружения, а иногда активным
противодействием и подавлением проявлений подростка. В данном случае
развивается агрессивное поведение подростка, его желание противостоять
окружающим. Таким образом, педагоги, родители, психологи стакиваются с проблемой:
каким образом преодолеть подобную агрессивность и эмоциональность подростка.
В данном случае целесообразно обратиться к
такому понятию, как «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект в данном
случае выступает как один из компонентов общего интеллекта. Он представляет
собой способность распознавать эмоции окружающих, а также понимать собственные
эмоциональные состояния и переживания и причины, их спровоцировавшие. Кроме
того, в структуру данного понятия входит способность адекватно реагировать на
эмоциональные проявления окружающих и контролировать собственное эмоциональное
поведение. Можно предположить, что неспособность понять и адекватно
отреагировать на переживания окружающих является одним из источников
агрессивного поведения подростков. На основании приведенных фактов можно
говорить о высокой научной, практической и социальной значимости выбранной темы
исследования.
Научная значимость состоит в том, что
исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности в
подростковом возрасте позволит более подробно изучить закономерности развития
личности, которые имеют большое значение для последующей успешной социализации
и адаптации личности.
Практическая значимость заключается в том,
что понимание особенностей влияния эмоционального интеллекта на уровень
агрессивности позволяет грамотно и обоснованно выстраивать психологическую
(индивидуальную и групповую) деятельность с подростками, направленную на
развитие эмоционального интеллекта подростков, и опосредованно – на снижение
агрессивности.
Социальная значимость работы состоит в
том, что развитие эмоционального интеллекта подростка, за счет чего произойдет
снижение их агрессивности, может иметь значение одного из эффективных средств
профилактики девиантного поведения подростков, возникновения неформальных
подростковых групп с негативной направленностью.
Соответственно, актуальность исследования
взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности подростков весьма высока,
что связано с особенностями психического развития подростков, в частности с
высоким уровнем агрессивности, который необходимо снижать грамотно выстроенным
психологическим воздействием, в том числе за счет развития эмоционального
интеллекта. Это позволит снизить остроту кризиса, переживаемого подростками и
увеличить эффективность их социальной адаптации.
Теоретико-методологическую основу работы
составили исследования следующих авторов: понятия «агрессия» и «агрессивность»
и особенности их развития в подростковом возрасте изучали А. Бандура, Р.
Уолтерс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Г. Паренс, М. Е. Гурьев и др.
Проблемы эмоционального интеллекта и особенности его развития в подростковом
возрасте изучали Г. Гарднер, Д. Гоулмен, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков и др.
Цель исследования: проанализировать
взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте.
Объект исследования: эмоциональный
интеллект подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь
эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научные
взгляды на природу и структуру феномена «эмоциональный интеллект»;
2) Рассмотреть
особенности феноменов «агрессия» и «агрессивность» в научных исследованиях;
3) Проанализировать
экспериментальные исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессии
в подростковом возрасте;
4) Провести
эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессии в
подростковом возрасте;
5) Обработать
полученные эмпирические данные и сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: между эмоциональным
интеллектом и уровнем агрессивности в подростковом возрасте существует обратная
взаимосвязь: чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем ниже
уровень агрессивности подростка и наоборот.
Методы исследования: анализ научной
литературы, систематизация и обобщение полученной информации, тестирование,
качественный и количественный анализ данных, корреляционный анализ данных.
Методики исследования: методика
«Эмоциональный интеллект» Д. В. Люсина, методика «Тест эмоций» Басса –Дарки в
модификации Г.В. Резапкиной.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретический анализ феномена эмоционального интеллекта и агрессии
1.1
Современные представление об эмоциональном интеллекте Понятие об эмоциональном интеллекте в его
современном виде берет свое начало в концепции социального интеллекта,
создателями которой выступают Э. Торндайк, Дж. Хилфорд, Г. Айзенк. На
определенном этапе становления психологической науки и отдельной ее области
такой как психология интеллекта, основное внимание исследователей стало
уделяться информационным моделям интеллекта, а аффективная компонент мышления
отодвинулся на второй план. Понятие «социальный интеллект» и явилось тем
связующим звеном между когнитивной и аффективной сторонами процесса познания. Взаимосвязь
познавательного и эмоционального компонента рассматривал в своих трудах Х.
Гарднер, который в рамках теории о множественных интеллектах предложил
характеристику внутриличностного и межличностного интеллекта (Гарднер Г., 2007).
Также в качестве одной из предпосылок
становления концепции эмоционального интеллекта является гуманистическая
психология. А. Маслоу в 50-х годах XX века ввел понятие «самоактуализация». Это
стало стимулировало множество исследований личности, в которых интегрировались
познавательные и аффективные параметры человеческой психики. Российский ученый
Л. С. Выготский указывал на непосредственную взаимосвязь между интеллектом и
аффектом (Жулина Г. Н., Марченко В. А., 2016). Непосредственно термин «EQ –
emotionnal quotinent», коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ –
коэффициентом интеллекта – предложил в 1985 году Р. Бар-Он. П. Сэловей и его
соавтор Дж. Мэйер интерпретировали эмоциональный интеллект, как способность
субъекта замечать и распознавать свои и чужие чувства и эмоции, дифференцировать
их и применять данные подобных наблюдений в процессе координации собственного
мышления и поведения (Мэйер Дж., Сэловей П., 2010).
Согласно представлениям данных ученых, эмоциональный
интеллект включал в себя способности трех видов. Каждый вид способностей в
своей структуре содержит три вида компонентов:
I. Способность к
идентификации и выражению эмоций. Содержит в себе две составляющих:
1. Собственные эмоции
(включают в себя вербальный и невербальный субкомпонент);