Общая психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Взаимосвязь агрессивности личности с уровнем самооценки и притязаний

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи агрессивности личности с уровнем самооценки и притязаний 4

1.1. Проблема агрессии в современной науке 4

1.2. Сущность понятия самооценка 13

1.3. Понятие уровня притязаний личности 15

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи агрессивности уровня притязаний и самооценки 17

2.1 Описание этапов, выборки и методик экспериментального исследованияя 17

2.2 Описание и анализ результатов 17

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Приложение 31

  

Введение:

 

Динамизм и неординарность процессов, происходящих в современ-ном обществе, становление новых форм межличностных отношений от-крывают безграничные возможности для выбора сценария путей самоакту-ализации.

В настоящее время распространенным считается мнение, что лучшим способом изучения развития личности является осмысление уникальности ее жизненного пути, в основе периодизации которого могут пролегать конкретные жизненные (биографические) события, в которых социальные явления и психофизиологические процессы переживаются самой лично-стью.

Современная психология посвятила значительное количество иссле-дований проблемам жизненных перспектив личности. Вопросы представ-лений о будущем интенсивно разрабатываются в уже долгое время и опре-деляют жизненную перспективу личности как неделимое представление о будущем в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, связанных с социальными ценностями и индивиду-альным смыслом своей жизни для каждого человека. Поэтому проблема уровня притязаний самооценки и агрессии находится в непосредственной связи с анализом личностной сферы человека и располагается в центре изучений психологических механизмов регуляции деятельности, в том числе и в планировании своего будущего.

Объект исследования: особенности личности.

Предмет исследования: взаимосвязь агрессивности личности с уровнем самооценки и притязаний.

Цель исследования: изучить взаимосвязь агрессивности личности с уровнем самооценки и притязаний.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты взаимосвязи агрессивности лично-сти с уровнем самооценки и притязаний

2. Провести экспериментальное исследование взаимосвязи агрессив-ности уровня притязаний и самооценки.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Агрессия по основной своей функции является адаптивным, то есть приспособительным механизмом, как у животных, так и в жизнедеятельно-сти людей.

Агрессия нередко тесно переплетается с другими психическими ме-ханизмами, составляя адаптивные или дезадаптивные комплексы и страте-гии». Самооценка личности очень важна для каждого человека. В процессе жизнедеятельности самооценка играет важную роль во взаимодействии личности с другими людьми, в профессии, в личной жизни.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная са-мооценка характеризуется адекватное оценивание личностью себя и своих возможностей, особенностей и недостатков.

Неадекватная самооценка может быть завышенной и заниженной. При завышенной самооценке личность переоценивает свои возможности, а при заниженной недооценивает.

Можно отметить, что в основном термин «самооценка» представляет собой оценивание личности своей важности, оценивание собственных ка-честв, достоинств и недостатков.

Притязания личности характеризуются стремлениями личности к до-стижению определенных целей той сложности, которые личности пред-ставляются посильными.

Уровень притязаний может характеризоваться как частный и как общий. Частный характеризуется достижением целей в отдельных обла-стях, а общий относится ко многим сферам жизни.

Таким образом, уровень притязаний представляет собой стремления личности к различным целям, характеризующиеся разной степенью слож-ности, которые реализуются в различных областях деятельности личности.

Анализируя полученные данные, мы видим некоторую взаимосвязь уровня агрессивности с самооценкой, а именно у респондентов с низким уровнем самооценки наблюдаются, как правило, высокий уровень агрес-сивности.

Для коррекции агрессии необходимо развитие следующих компонен-тов:

— когнитивный компонент включает знания собственной личности, о необходимости коррекции своего поведения и агрессивных проявлений;

— эмоционально-мотивационный компонент заключается в созна-тельном и эмоционально переживаемом формировании способов преодо-ления агрессивных проявлений личности;

— деятельностный компонент проявляется в способности ребенка регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными знаниями;

— рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвое-ние собственных эталонов преодоления агрессивных проявлений.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи агрессивности лич-ности с уровнем самооценки и притязаний

1.1. Проблема агрессии в современной науке

Понятия «агрессия» и «агрессивность» достаточно часто употребля-ются и в обыденной речи и научной литературе, при этом у разных авто-ров их содержание, причины возникновения могут трактоваться по-разному. И.А. Фурманов объясняет это: «Агрессивные действия людей мо-гут быть схожими по внешним признакам, но при этом иметь неодинако-вые генетические и нервные механизмы, разнообразные феноменологиче-ские проявления, различные функции и антецеденты, и могут быть спрово-цированы разными обстоятельствами». Считаем необходимым начать с рассмотрения данных понятий у разных авторов.

Агрессия характеризуется, как «реакция, в результате которой дру-гой организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном дей-ствии — угроза, либо нанесение ущерба другим».

По А.А. Налчаджяну, «агрессия – специальная форма поведения че-ловека и животных, направленная на другие объекты и имеющая цель причинить им вред». При этом автор подчеркивает, если «не было внут-ренней мотивации, попросту говоря, желания совершить агрессивные дей-ствия, то его поведение в психологическом смысле нельзя считать агрес-сивным.» Он полагает, что следует различать «внутренний, мотивацион-ный аспект», представляющий собой синтез мотивов и целей агрессивных действий, а также чувств и эмоции, приводящих к ним, а также «внешний или поведенческий аспект», в том числе и вербальные действия.

Иногда действия со стороны незаинтересованного наблюдателя мо-гут выглядеть, как агрессивные, по сути не будучи таковыми. Например, профессиональная деятельность тренера, хирурга, дрессировщика и т.п. Агрессию, как действие или комплекс логически связанных действий, ха-рактеризует направленность на объект.

В зарубежной социальной психологии (Р. Бэрон, Д. Бирн и др.) су-ществует мнение о том, что действия, не направленные на живые объекты, а в некоторых случаях речь идет даже только о человеке, а также если объект не расценивает действия по отношению к нему, как акт агрессии, более того, сам одобряет их (являясь, например, мазохист), не должны признаваться агрессивными.

А.А. Налчаджян категорически не согласен с этим: «С этим, конечно же, нельзя согласиться, так как человек, совершающий подобные действия, имеет мотив, намерение нанесения вреда реципиенту своих агрессивных действий. Мы считаем, что принятие весьма распространенной точки зре-ния упомянутых авторов необоснованно упростило бы проблему мотива-ции и разновидностей агрессии» [12].

Можно выделить несколько научно-теоретических подходов к опре-делению термина «агрессия»:

— Психодинамическая модель — основывается на идее о том, что агрессия, обусловлена инстинктами, то есть является врождённым свой-ством каждого человека.

Здесь стоит упомянуть о представителях психоаналитической и этологической школы (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хор-ни, Г. Гартман, Е. Крис, К. Лоренц).

В работе «Я и Оно» З. Фрейд выделяет дихотомическою пару: Эрос (влечение к жизни) и Танатос (стремление к смерти, саморазрушение). Де-структивные инстинкты, базирующиеся на агрессивной энергии танатоса, — это стремлении к разрушению, насилию, агрессии, потребности наказа-ния, как других, так и себя.

Существование данного вида энергии З. Фрейд выводит из фактов жестокости войн, проявлениях тоталитаризма. З. Фрейд полагал, что агрессия является прирожденной и инстинктивной диспозицией. Человече-ское тело постоянно продуцирует энергию агрессии. Проявление агрессии З. Фрейд считал одной из сторон детского развития. Он полагал, что пер-вые ее признаки можно увидеть на самой первой стадии – оральной, про-являющейся в отношении ребенка к материнской груди. Позже эту идею развивали К. Абрахам, М. Кляйн и др.

Таким образом, агрессия понимается, не как реакция на раздраже-ние, а как постоянно существующий в организме импульс, обусловленный природой человека. З. Фрейд и его дочь А. Фрейд разработали теорию защитных механизмов (вытеснение, рационализация, сублимация и др.), которые позволяют «спрятать» в подсознание все неприятное, травмиру-ющее человека, что в то же время может стать причиной внешне немоти-вированной агрессии, а также реализовать энергию агрессии социально допустимым способом (механизм сублимации).

С.Н. Шпильрейн в своей статье «Деструкция как причина становле-ния» 1912 г. развивает идею В. Штекеля о наличии у каждого человека желания умереть, по сути своей агрессивного.

Она рассматривает продолжение рода как определенную опасность – растворения в объекте любви, так и необходимости уступить потомкам свою власть, положение в жизни. При этом только деструкция собственной личности и «слияние с коллективным сознанием» позволяет человеку стать человеком [16].

А.А. Налчаджан напротив считает, что: «деструктивность – крайнее состояние агрессивности и жестокости, специальная склонность человека или групп к разрушению ценностей и уничтожению людей», более того «подобные действия нередко бесцельны и не способствуют адаптации че-ловека к условиям своего существования».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы