Платная доработка на тему «Взаимодействие воспитателя с родителями как условия успешной социализации дошкольников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Пояснительная записка 5
1.1. Теоретическое обоснование проблемы 5
1.2. Описание проектируемого продукта 19
2. Практическая часть 20
2.1. Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта 20
2.2. Методические рекомендации по использованию продукта 32
Заключение 33
Список литературы 34
Словарь 37
Приложение…………………………………………………………………………..38
Введение:
Современные социально-экономические условия жизни приводят к тому, что значительная часть семей обеспокоена решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Профессиональная занятость родителей приводит к увеличению тенденции на самоустранение многих родителей от поиска ответов на вопросы личностного развития и воспитания детей. Родители, не располагая достаточным количеством знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, регулярно занимаются процессом воспитания интуитивно и вслепую.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» родители – это первые педагоги, обязанные сформировать первоначальные основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности детей.
Дошкольное образовательное учреждение и семья являются двумя общественными институтами, стоящими у истоков нашего будущего, однако не всегда им хватает терпения, такта, взаимопонимания, чтобы друг друга понять и услышать. В основном, большинство родителей считает, что детский сад должен в полной мере осуществлять процесс воспитания ребенка, а функцией родителей является экономическое обеспечение ребенка. Подобная позиция в свою очередь вызывает у педагогов дошкольных образовательных учреждений значительные трудности в общении с родителями. В связи с этим встает вопрос урегулирования сложившейся проблемы, организации совместной работы с родителями, их участия в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Взаимодействие между двумя основными воспитательными институтами – семьей и дошкольным учреждением – выступает обязательным условием для полноценного развития дошкольника, обеспечивает наиболее комфортные условия для его социализации. Вместе с тем, в процессе взаимодействия нельзя не выделить ряд существующих проблем: со стороны родителей – низкая инициатива, стремление переложить ответственность за ребенка с себя на педагогических работников, со стороны педагогов – формализм в работе с родителями, недостаточная подготовленность к оказанию квалифицированной консультации, использование только традиционных форм методической работы. В преодолении вышеперечисленных недостатков и будет заключаться организация эффективного взаимодействия воспитателя с семьями дошкольников.
Проблему взаимодействия воспитателя с родителями как условие успешной социализации дошкольников рассматривали такие ученые как Т.А. Аджавенко, С.Ю. Гаврилова, О.Л. Зверева, П.Ф. Каптерев, Т.П. Рудаченко, Т.А. Сарал, О.А. Сорокина, Ф. Фребель и пр.
Цель: создание и апробация серии тематических буклетов и консультаций как формы взаимодействия воспитателя с родителями и условия успешной социализации дошкольников.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать серию тематических буклетов и консультаций как форму взаимодействия воспитателя с родителями и условие успешной социализации дошкольников.
3. Организовать апробацию серии тематических буклетов и консультаций как формы взаимодействия воспитателя с родителями и условия успешной социализации дошкольников.
Заключение:
Анализ литературных источников по изучаемой проблеме позволил прийти к выводу, что усилий только детского сада никогда не будет достаточно, если дома, в условиях семьи, ребенок будет получать иную информацию, либо не будет получать внимания вовсе. Поэтому обеспечение взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьей воспитанника – важнейшее направление работы воспитателей.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило создать и апробировать серию тематических буклетов и консультаций как форму взаимодействия воспитателя с родителями и условия успешной социализации дошкольников.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования;
— была разработана серия тематических буклетов и консультаций как форма взаимодействия воспитателя с родителями и условие успешной социализации дошкольников;
— была организована апробация серии тематических буклетов и консультаций как формы взаимодействия воспитателя с родителями и условие успешной социализации дошкольников.
Серия тематических буклетов и консультаций представляет собой 7 комплектов «консультация + буклет», предназначенных для родителей, воспитывающих детей подготовительной к школе группе (6-7 лет). Основная тематика буклетов – адаптация к поступлению школе, кризис 7 лет, психологическая готовность к школе – отражает задачи возраста.
По итогам работы проведена апробация одной из консультаций, разработаны методические рекомендации по использованию продукта.
Фрагмент текста работы:
1. Пояснительная записка
1.1. Теоретическое обоснование проблемы
Сотрудничество между двумя основными воспитательными институтами – семьей и дошкольным учреждением – выступает обязательным условием для полноценного развития дошкольника, обеспечивает наиболее комфортные условия для его социализации. Вместе с тем, в процессе сотрудничества нельзя не выделить ряд существующих проблем: со стороны родителей – низкая инициатива, стремление переложить ответственность за ребенка с себя на педагогических работников, со стороны педагогов – формализм в работе с родителями, недостаточная подготовленность к оказанию квалифицированной консультации, использование только традиционных форм методической работы. В преодолении вышеперечисленных недостатков и будет заключаться организация эффективного взаимодействия ДОО с семьями [21].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет уточнить содержание понятий «взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи» и «сотрудничество».
По мнению О.Л. Зверевой, взаимодействие педагогов с родителями – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основе социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия выступают определенные взаимоотношения. В процессе взаимодействия предполагается организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса. Следовательно, в ходе взаимодействия ожидается партнерское отношение со стороны педагогов к родителям и наоборот [12].
Под сотрудничеством О.Л. Зверевой понимается согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, т.е. общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать [12].
Ю. Гладкова отмечает, что сотрудничество определяется как система взаимоотношений педагога и семьи, представленная целями, задачами, формами и методами работы. Партнерство, по ее мнению, выступает формой организации деятельности сторон, созданной на основе взаимных договоренностей, включающих права, обязанности, ответственность [6].
Соотношение общественного и семейного воспитания – одна из дискуссионных проблем в истории педагогики. Приоритет семьи или общественных институтов в воспитании исторически зависел от условий жизни общества и роли семейных отношений. Сводом Российских законов 1887 г. родители официально признавались первыми воспитателями своих детей, а государство старалось не вмешиваться в воспитательный процесс. Но по мере становления капиталистического устройства потребность в общественном дошкольном воспитании начала формироваться.
Ф. Фребелем была предложена новая воспитательная система, получившая название «детский сад». Представление о приоритете семейного воспитания, в целом, продолжало сохраняться, но общественное воспитание имело два преимущества: выполняло воспитательную роль в случае необходимости (при отсутствии возможности семейного воспитания) и обеспечивало ребенка навыками «жизни в обществе» [23].
На съезде по семейному воспитанию в 1908 г. П.Ф. Каптерев обозначил проблему взаимодействия двух социальных институтов. Им отмечалось, что общественное и семейное воспитание не должны исключать друг друга, но могут действовать совместно, дополняя, а противопоставляясь. Так возникла позиция о потребности единства общественного и семейного воспитания [15].
Однако после Октябрьской революции 1917 г. отношение к семье как институту воспитания резко изменяется. В 1919 г. на I Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию принимается решение о том, что новый человек должен воспитываться в государственных учреждениях. Потребность воспитания будущих строителей коммунизма, заявленная на II Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, не могла быть реализована в условиях семьи. Начиная с 1917-1920-х гг. декларативно утверждался приоритет общественного воспитания над семейным воспитанием. При этом педагогами отмечалась необходимость взаимодействия с семьей воспитанников для обеспечения преемственности. Однако полноценной проработки эта проблема не получила и повторное обращение к ней с соответствующими поисками путей ее решения произошло уже в 60-70-е годы ХХ столетия. Современные исследования посвящены различным аспектам проблеме взаимодействия двух социальных институтам воспитания [20].
Так, по мнению О.Л. Зверевой, исследовавшей проблему организации взаимодействия семьи и ДОО, не все учреждения дошкольного образования стараются в полной мере организовать взаимодействие. Тем не менее, основная масса ДОО прибегает к разнообразным формам взаимодействия с семьями воспитанников: групповые и общие родительские собрания; создание для родителей стендов и папок-передвижек и др. [12]
Члены педагогических коллективов указывают на то, что родители, как правило, стремятся получить конкретные сведения о своих детях, признавая при этом, что выступления перед членами семей воспитанников вызывают у них определенные затруднения. Несмотря на прекрасное владение материалом, чтение «по бумажке» значительно снижает качественный уровень восприятия информации слушателями. Так же педагоги ДОО испытывают трудности и в процессе подготовки к подобным выступлениям.
В публикациях по проблеме взаимодействия ДОО и семьи последних лет четко прослеживается линия внедрения информационно-коммуникационных технологий в этот процесс (Т.А. Сарал) и аспекты соответствия требованиям федеральным государственным образовательным стандартам (Е.Н. Черникова).
За последние годы взаимодействие ДОО и семьи воспитанников все чаще происходит не только в реальном, но и в виртуальном пространстве, что также находит свое отражение в научно-методических публикациях (Т.А. Аджавенко, С.Ю. Гаврилова, Т.П. Рудаченко, О.А. Сорокина).
Среди современных нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи становятся популярными такие формы как социальные акции (Р.М. Лаишева), социальное партнерство (Э.Ф. Алиева, З.П. Красношлык), творческие мастерские (А.Л. Синицына), квесты (И.В. Байденко), театральные студии-гостиные (Ю.Г. Волкова) и мн. др. [4].
Проанализировав опыт педагогов-практиков, мы можем говорить о том, что воспитателей при организации взаимодействия с семьями воспитанников больше всего беспокоит: нехватка профильной литературы, а также большой объем обязанностей, возложенных на них. Основная масса педагогических работников ДОО сходятся во мнении, что существующие формы организации взаимодействия с семьями воспитанников не приносят необходимых плодов, приводя к снижению заинтересованности в нем со стороны родителей, начинающих относиться ко всем элементам данного процесса отрицательно. Отмечаются случаи, когда с целью достичь полного охвата родителей собраниями, воспитатели «не отдавали» им дошкольников. Подобные негативные тенденции приводят к тому, что родители, которых вынудили участвовать во взаимодействии с ДОО, относятся к нему поверхностно, обращая в ходе него свои мысли к иным, более насущным для них проблемам.
Временами заведующие дошкольными образовательными организациями привлекают к проведению лекций для семей воспитанников сторонних специалистов, объясняя это тем, что у педагогического коллектива отсутствует время на разработку выступления, а профессиональный лектор способен преподать информацию на более высоком уровне. Но они упускают из виду то, что сторонний лектор незнаком с особенностями аудитории, а также ее потребностями. Нужный контакт со слушателями не выстраивается, потребность в знаниях и интересы родителей не удовлетворяются. В связи с этим семьи воспитанников отдают предпочтение получению знаний из других источников – посредством телевидения, Интернета, самостоятельного знакомства с педагогической литературой [24].