Платная доработка на тему Взаимодействие школы и семьи как условие формирования учебной самостоятельности младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия школы и семьи
как условия формирования учебной самостоятельности младшего школьника. 7
1.1. Взаимодействие семьи и школы: сущность,
структура, формы.. 7
1.2. Формирование самостоятельности обучающихся
начальных классов как психолого-педагогическая проблема. 15
1.3. Педагогические условия взаимодействия
педагогов и семьи как условия формирования учебной самостоятельности детей
младшего школьного возраста 20
Выводы по первой главе. 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
учебной самостоятельности младшего школьника. 35
2.1. Выявление уровня самостоятельности учащихся
начальной школы.. 35
2.2. Реализация комплекса мероприятий по
формированию учебной самостоятельности. 46
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной
работы.. 51
Выводы по второй главе. 54
Заключение. 56
Список литературы.. 60
Приложение. 66
Введение:
Актуальность
исследования. В настоящее время в обществе происходят различные изменения
в социальном и экономическом плане. При этом в области образования и педагогики
основное внимание следует уделить построению взаимодействия между семьей
каждого учащегося и школой, так как именно эти отношения способствуют развитию
и воспитанию детей. При этом взаимодействие между семьей каждого учащегося и
школой – это основа всего образовательного процесса. Вопросы по этому
сотрудничеству являлись основополагающими во все времена. Уже к сегодняшнему
дню в связи с новыми современными условиями развития учащихся данные вопросы
приобрели большую актуальность. На сегодняшний день не все родители ставят
воспитание детей на первое место, уделяя при этом больше внимания финансовым
вопросам и другим проблемам. Очень часто родители считают, что воспитание детей
– это забота школы.
При этом воспитательный процесс каждого учащегося в первую
очередь начинается в семейном кругу. Без активного участия родителей в процессе
воспитания, без использования необходимых нравственных и культурных качеств в
процессе воспитания детей, без взаимодействия с образовательным учреждением
невозможно успешное всесторонне развитие ребенка. В современных условиях важно
повышать уровень мотивации родителей к процессу воспитания ребенка. Однако
данный процесс невозможен без требуемого для этого научного и методического
обеспечения, а кроме того без психологической и педагогической поддержки.
В 2015 году была принята «Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации 2015-2025». В соответствии с данным документом строится
поддержка семейного воспитания, отмечается, что семья должна вносить свой вклад
в воспитательный процесс, реализованный в рамках образовательной организации.
Одной из главных задач Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) можно
назвать оказание определенной поддержки в психологическом и педагогическом
плане семье. При этом по ФГОС НОО важно также уделять внимание повышению уровня
знаний родителей о воспитательном процессе.
При подготовке учащихся к жизни, гуманизация образования,
начиная уже с начальной школы, она призвана активизировать процесс становления
самостоятельной личности, так как это одно из условий современного образования. Способность человека приобретать новые знания без
посторонней помощи формируется наиболее интенсивно в школьные годы.
Заключение:
В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:
1. Взаимодействие — это процесс прямого или косвенного
взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную
обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью.
Взаимодействие семьи и школы — это целенаправленная совместная деятельность
родителей и педагогического коллектива, направленная на создание благоприятных
условий для личностного развития и роста детей, воспитания всесторонне,
гармонично развитой личности. Формы организации работы учителя с семьей могут
быть как индивидуальными, так и коллективными — лекции, беседы (коллективные, групповые,
индивидуальные), групповые дискуссии, "круглые столы", педагогический
мониторинг, организация помощи родителей в проведении внеклассной
воспитательной работы с учащимися и другие. Этим, конечно, не исчерпывается
арсенал форм и методов обучения студентов и их семей. Они должны быть выбраны
на основе конкретных условий.
2. Под самостоятельностью принято понимать одно из ведущих
качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и
добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает
ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать
сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых
условиях, в том числе требующих нестандартных решений. В младшем школьном
возрасте воспитание самостоятельности имеет свои особенности. Учет всех
особенностей данного возраста позволяет достигнуть цели воспитания
самостоятельности, а начальная школа создает условия для проявления и развития
ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения
духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
3. Педагогические условия сотрудничества школы и семьи в
воспитании учащихся означают совокупность объективных и субъективных, внешних и
внутренних факторов, средств, процессов, способствующих или препятствующих
организации взаимных действий учителей и родителей в приобщении подрастающего
поколения к духовно-нравственным ценностям и нормам поведения.
Педагогические условия взаимодействия семьи и школы семьи как
условия формирования учебной самостоятельности младшего школьника:
1) Участие обучающихся, их
родителей, педагогических работников в проектировании образовательной среды,
основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации;
использование сетевого взаимодействия.
2) Учет специфики возрастного
психофизического развития обучающихся.
3) Формирование
психолого-педагогической компетентности педагогических и административных
работников, родителей обучающихся.
4) Вариативность направлений
психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений,
дифференциация и индивидуализация обучения.
4. Цель опытно-экспериментальной работы: изучение уровня
сформированности самостоятельности у школьников и разработка программы
взаимодействия педагога с семьей по развитию самостоятельности.
Данное исследование было организовано в 3 этапа:
1 этап — констатирующий эксперимент, целью которого было
выявление уровня самостоятельности детей младшего школьного возраста.
2 этап — формирующий эксперимент, целью которого была
реализация психолого-педагогических условий формирования самостоятельности в
учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
3 этап — контрольный эксперимент, целью которого было
повторное определение уровня самостоятельности детей младшего школьного
возраста с целью оценки эффективности реализованных условий.
База исследования: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 города
Томска, 2 «А» класс. В исследование приняли участие младшие школьники в
количестве 30 учащихся второклассников и их семьи.
Для достижения поставленной цели использовали 3 методики:
«Нерешаемая задача» (Н.Н. Александрова и Т.И. Шульга); «Оценка собственной
самостоятельности учащихся» В.Г. Щур и «Экспертная оценка самостоятельности
учащихся».
Фрагмент текста работы:
. Взаимодействие семьи и школы: сущность, структура, формы
В
педагогической литературе понятие «взаимодействие», определяется в качестве
процесса совместной деятельности между двумя социальными институтами: семьи и школы.
Согласно исследованиям О.А. Щекиной, педагогическое взаимодействие на базе
школы и семьи, характеризуется в качестве важного инструмента обмена
информацией, смыслами, эмоциями, в целях успешного развития образовательного
процесса [53].
Согласно И.И.
Букиной, общие ценности, являются основой осуществления педагогического
взаимодействия [8].
Для того
чтобы определить, что такое – педагогическое взаимодействие, для начала
необходимо дать определение понятию «взаимодействие».
Взаимодействие
представляет собой способ организации совместной деятельности между субъектами;
учителем начальных классов и родителями. Взаимодействие осуществляется на
основании сотрудничества.
Сотрудничество
– это общение «на равных», главная цель – обоюдная заинтересованность в
достижении цели, взаимоуважение и взаимоподдержка [22].
А
педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между
учителем и учащимся в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие
личности младшего школьника [7].
Согласно
Педагогическому словарю под редакцией Г.М. Коджаспировой «взаимодействие
педагогическое – это личностный контакт воспитателя и воспитанника, случайный
или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный,
вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их
поведения, деятельности, отношений, установок» [24].
Известно, что
основными ценностями в образовательном и воспитательном процессе выступают:
воспитание, обучение, развитие личности ребенка.