Платная доработка на тему Возрастные нормы когнитивного развития детей в 90-е гг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к нормам когнитивного развития 5
1.1. Постановка и анализ проблемы нормативности в онтогенезе 5
1.2. Основные подходы и классификации когнитивного развития в возрастной психологии 8
1.3. Специфика и основные черты когнитивного развития поколения Y (миллениалов) 16
Выводы по 1 главе 22
Глава II. Результаты исследования когнитивного развития поколения Y (миллениалов) 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Результаты исследования 26
Выводы по 2 главе………………………………………………………………36
Заключение 39
Список литературы 42
Введение:
Актуальность данной темы связана с тем, что вопросы о нормах когнитивного развития в теориях и практике психологии не раз и довольно-таки разнообразно были изучены и исследованы, достаточно перечислить научные исследования Ж. Пиаже, В.Н. Дружини, А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн. Вместе с тем, следует отметить, что в изучаемый временной отрезок, когнитивная психология только начала возникать в отечественной науке. Не было еще явных когнитивных концепций развития, а тем более практических исследований. Именно поэтому, очень актуально определить специфические черты когнитивного развития детей, родившихся с 1985 года, то есть детей «лихих девяностых» — детей поколения Y, или миллениалов.
Интерес к данной теме обусловлен еще и тем, что с конца ХХ века изменились социокультурные условия и культурные процессы, которые, так или иначе, оказывали влияния и когнитивное развитие, изменились и сами дети, мировоззрение, установки, и система образования в частности.
На развитие когнитивных процессов в целом, оказывают влияние множество факторов: колоссальный информационный поток (в том числе и Интернет), следом за этим повлекло снижение уровня двигательной и мышечной активности современных детей, как следствие – снижение уровня общения, межличностного взаимодействия (в том числе и совместных игр), неразвитость тонкой моторики, низкий уровень социальной компетентности. Все вышеперечисленные факторы оказывают огромное влияние на нормативное развитие когнитивной сферы современных детей. В данном исследовании впервые будет теоретически обосновано и экспериментально доказано, что уровень когнитивного развития детей поколения Y, или миллениалов значительно отличается от детей, рожденных после 2000-х годов.
Объектом данного исследования выступило когнитивное развитие.
Предмет исследования – структурные изменения когнитивного развития детей поколения Y и Z.
Цель исследования – определить структурные и качественные показатели когнитивного развития детей поколения Y и Z.
Гипотеза исследования: считаем, что каждое поколение имеет свои нормы когнитивного развития и от поколения к поколению эти нормы имеют свои показатели. Когнитивное развитие у людей различных поколений будет отличаться.
Задачи исследования:
1. изучить основные концепции когнитивного развития в возрастной психологии и определить основные концепции когнитивной психологии,
2. выявить особенности когнитивного развития детей различных поколений,
3. описать структурные и качественные показатели когнитивного развития детей поколения Y,
4. провести исследование специфики когнитивного развития детей поколения Y и Z.
Методы исследования:
— теоретические: анализ и обобщение научной литературы по теме исследования, описание,
— эмпирические: наблюдение, тестирование, диагностика,
— методы математической статистики: качественные и количественные.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что основные выводы могут лечь в основу дальнейшего исследования специфики когнитивного развития людей различных возрастных поколений.
Заключение:
Обобщение теоретических и эмпирических векторов данного исследования подтверждает, что, несмотря на многочисленные исследования, проблема становления и развития когнитивной сферы у людей различных поколений остается в фокусе научных дискуссий. В плоскости обозначенного наиболее репрезентативной стратегией развертывания исследовательских программ по изучению структуры интеллекта личности как формы организации индивидуального ментально го опыта, и в частности – в системе профессионализации молодежи, мы считаем интегративный подход, ведь с развитием интеллектуальных структур связано не только накопление студентами профессиональных знаний, но и способность к их систематизации, интеграции с целью дальнейшего использования в практике профессиональной деятельности.
Таким образом, норма — это некое идеальное образование, условная отметка объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность. Идеальная норма (идеальный онтогенез) — имеет исключительно теоретическую значимость как объект, обладающий совокупностью свойств и качеств, существующих в сознании одного человека или группы лиц.
Когнитивное развитие — это то, как люди приобретают, организуют и учатся использовать знания. В психологии когнитивное развитие часто фокусируется только на детстве. Однако когнитивное развитие продолжается в подростковом и взрослом возрасте. Это включает в себя овладение языком и знаниями, мышление, память, принятие решений, решение проблем и исследование. Теория когнитивного развития Пиаже помогла лучше понять когнитивное развитие в онтегенезе. В нем также подчеркивалось, что дети не являются просто пассивными получателями знаний. Вместо этого дети постоянно исследуют и экспериментируют, развивая свое понимание того, как устроен мир.
В литературе, как правило, отсутствуют нюансы, следует также отметить, что поколения действительно разделяют характеристики, взгляды и поведение, и в этом поколении они, скорее всего, будут связаны с появлением и развитием технологий. Эти технологии, с их непосредственностью, формируют ожидания и модели поведения, которые, скорее всего, будут разделяться большим числом людей, родившихся в этой возрастной группе.
Результаты психодиагностического измерения структурных признаков интеллекта студентов, выполненного в рамках написания данной работы, позволяют констатировать, что между студентами и школьниками почти отсутствуют различия в уровне выявления вербального интеллекта, однако различия достоверны. Зато зафиксированы значимые статистически значимые различия в показателях невербального интеллекта, в частности – математического.
Для диагностики интеллекта использовался тест Р. Амтхауэра (TSI), в частности, субтесты вербального («логический выбор», «исключение слова») и невербального («ряды чисел», «выбор фигуры») интеллекта. Констатировано, что между студентами и старшеклассниками существуют статистически значимые различия в уровне выявления вербального интеллекта. Зафиксированы статистически значимые различия в показателях невербального интеллекта, в частности – математического. Наиболее существенные различия между исследуемыми выборками выявлены в системе взаимосвязей между показателями вербального и невербального интеллекта.
По уровню переключаемости внимания — у студентов находился на высоком уровне у 15 человек (75%), и на среднем у 5 человек (25%). Тогда как в группе старшеклассников – на низком.
Студенты демонстрируют более высокий уровень комбинаторно-логического и индуктивного способов мышления, способности к оперированию числами и тому подобное. Это дает возможность говорить о том, что математические способности входят в структуру профессионально значимых интеллектуальных качеств. Наиболее существенные различия между студентами и старшеклассниками зафиксировано в системе взаимосвязей между показателями вербально и невербального интеллекта.
В отличие от представителей Z поколения у студентов в структуре интеллекта имеются тесные связи показателей вербального и невербального интеллекта, что доказывает, с одной стороны, их более высокую интегративность, а, с другой – наличие связи между интеллектуальными способностями студентов и процессом их профессионализации в условиях обучения в учреждениях высшего образования.
Учитывая, что функционально-операционный компонент мышления не зависит от конкретной предметной области и по своей сути является общим умением осуществлять мыслительную (умственную) деятельность, его можно считать инвариантным в отношении содержания этой деятельности и отождествлять с понятием «обще-учебные интеллектуальные умения». Естественно, что в течение обучения в высшем учебном заведении студенты целенаправленно развивают такие базовые характеристики мыслительных процессов, как конструктивность, действенность, активность, конкретность, оперативность, гибкость, скорость, нешаблонность, креативность, независимость, производительность, системность, диалектичность, прогностичность, аналитичность, обобщенность, интегративность, комплексность, достоверность, иерархичность, доминантность (направленность на выделение главного). Зато все эти перечисленные характеристики служат залогом развития самого профессионального мышления студента.
Итак, поколение существенно влияет на норму когнитивного развития.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические подходы к нормам когнитивного развития
1.1. Постановка и анализ проблемы нормативности в онтогенезе
Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социальных и других науках. Одно из основных значений термина «норма» (лат. norma) — установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянное. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем. Именно поэтому в научной литературе под нормой принято понимать нечто среднее.
Проблемой психологической нормы занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, клиническая психология, психология развития, педагогическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и разные подходы к этой проблеме.
Определение степени «нормативности» развития всегда было камнем преткновения психологической науки, так как понятие «норма», динамическое изменение не только психических процессов, психологических состояний, но и показателей их взаимодействия является предметом дискуссии.
Сфера «нормального» всегда имеет в сознании людей свои границы. На практике, осознанно или нет происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти границы. Проблема определения нормы и ее вариантов — одна из самых сложных в современной психологической науке. Она содержит в себе такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и т.д.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д.
В научной литературе справедливо отмечается, что понятие «норма», особенно «психическая норма», является проблемой, сложной для определения, поскольку оно должно быть связано не только непосредственно с уровнем психического и социального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с теми требованиями, которые социум к нему предъявляет. Это обусловлено изменением как социокультурных ожиданий в отношении ребенка, так и непосредственными изменениями психофизического и физиологического статуса ребенка .
Последние определяют, «моделируют» динамические характеристики развития. Все это в целом усложняет и без того запутанную ситуацию так называемых нормативных показателей и предопределяет необходимость постоянной корректировки показателей «норм развития».
До сих пор понятия «норма» и «нормативное развитие» рассматривались как набор статистически обусловленных количественных показателей, характеризующих некий срез психического развития в конкретный момент времени (возраст ребенка). Качественное изменение структуры всей психической деятельности ребенка, иерархия высших психических функций априорно оценивается на рубежах возрастных периодов (возрастных кризисов).
В возрастной психологии понятие «нормативный» (нормальный) рассматривается как набор статистически определяемых количественных показателей, характеризующих срез психического развития в конкретный возрастной период. На практике же оказывается, что такое понятие «нормы» не учитывает разновременность (гетерохронность) формирования различных функций, тесную взаимосвязь и взаимообусловленность всех психических систем и образований в процессе развития.
Отсюда вытекает положение об постоянстве новообразований, которые, возникая в критические моменты (возрастные кризисы), оказываются практически неизменными. На практике такое положение вещей определяет изолированную, как правило, в пределах одной функции, количественную оценку ее по сравнению со статистическими количественными показателями.
Таким образом, норма — это некое идеальное образование, условная отметка объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность. Идеальная норма (идеальный онтогенез) — имеет исключительно теоретическую значимость как объект, обладающий совокупностью свойств и качеств, существующих в сознании одного человека или группы лиц. Таким образом, идеальную норму можно рассматривать лишь как программу развития ребенка в идеальных социокультурных условиях. В реальной практике подобная идеальная норма нужна для создания методологической базы, включающей универсальные принципы и подходы к оценке общих закономерностей психического развития ребенка и, с этой же точки зрения, частей, специфических особенностей, характерных для развития, отклоняющегося от нормы.
С методологических позиций понятие онтогенез связано с комплексом проблем психологии развития: социальной ситуацией развития; возрастной периодизации и кризисов развития; временными рамками развертывания онтогенеза и его этапов; влиянием фактора индивидуальности специфику проявлений онтогенеза на разных этапах; методами исследования проявлений онтогенеза в различные возрастные периоды (развернуты диагностические процедуры и экспресс — диагностика).
В дифференциальной психологии изучается многообразие индивидуальных проявлений ребенка, связанных с возрастными кризисами, поскольку «фактор индивидуальности» как структурный компонент любого кризиса развития имеет неодинаковое значение в различные возрастные периоды.
Таким образом, под нормой, как правило, понимается некий средний показатель развития. В связи с этим П.Я. Гальперин замечает, что для многих психологов понимание нормы является, во-первых, как чего-то среднего, не выделяющийся из массы, и, во-вторых (что связано с первым) — наиболее приспособленного, адаптированного к определенной среде .
Как показывает теоретический анализ, на сегодня в психологии все еще не существует единого представления о норме.
Норма задает границы количественных изменений объекта, в которых он сохраняет свое качество служить средством для достижения благой цели. Различают нижнюю границу нормы (минимум), верхнюю (максимум) и «золотую середину» между ними (оптимум). Оптимальное средство для достижения поставленной цели называют идеальным. Норма — это частный случай меры — интервала, в котором предмет, изменяясь количественно, сохраняет свое качество. Иногда границы нормы и границы меры совпадают.
1.2. Основные подходы и классификации когнитивного развития в возрастной психологии
Психологи развития долгое время стремились обнаружить универсальные особенности когнитивного развития. Несмотря на многие десятилетия исследований, четкое понимание таких свойств еще не сформировалось.
В большинстве современных теорий когнитивное развитие, безусловно, является непростой темой для понимания. Когнитивное развитие выходит за рамки детства и переходит в подростковый возраст.
Когнитивное развитие — это то, как люди приобретают, организуют