Платная доработка на тему Возрастно-психологическое консультирование «психологические условия профилактики интернет зависимости в детском возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Сущность понятия интернет зависимости 5
1.2. Психологическая характеристика личности, склонной к интернет-зависимости 6
1.3. Обоснование психологических условий профилактики интернет-зависимости в детском возрасте 8
ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПРОВЕРКА КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ ОТ КИБЕРПРОСТРАНСТВА 10
2.1 Диагностика зависимости детей подросткового возраста от интернет-зависимости 10
2.2 Обоснование комплекса средств профилактики зависимости подростков от киберпространства 15
2.3 Реализация социально-педагогического комплекса средств профилактики зависимости подростков от киберпространства 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 25
Введение:
Актуальность исследования. Одной из глобальных проблем современного мира является проблема интернет-зависимости человека, которая приводит к социальной и эмоциональной изоляции, психическим расстройствам и информационным перегрузкам. Не смотря на наличие работ в этой области, в научной литературе недостаточно отражены пути решения данной проблемы.
За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети всемирной паутины. Безусловно, интернет имеет огромное значение в современном мире и приносит большую пользу человечеству: как неиссякаемый источник информации, доступный способ приобретения навыков и знаний, как незаменимый помощник в работе и бизнесе, как средство проведения и планирования досуга, как место для знакомств и способ поддержания связи.
Проблемы интернет-зависимости изучаются в рамках различных наук. Проблемой интернет-зависимости занимались: А.В. Ваганов, А.Е. Войскунский, К.Ю. Галкин, А.Е. Жичкина, М.В. Жукова, В.А. Лоскутова, А.В. Минаков, Н.А. Носов, А.И. Ракитов, А.С. Холл, А.В. Церковный, М.А. Шоттон.
Также, в работах ученых отображены причины, механизмы формирования, критерии и стадии зависимого поведения (Я.И. Гилинский, В.Д. Менделевич, В.В. Шабалина и т.д.).
Были проведены исследования по проблеме возникновения и развития интернет-зависимости (А.Е. Войскунский, И. Голдберг, Д. Гриффите К.С. Янг и т.д.). По мнению А.Е. Войскунского и Ю.Д. Бабаева, реальной угрозой психологического благополучия жизнедеятельности личности может явиться интернет-зависимость.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты психологических условий профилактики интернет-зависимости в детском возрасте.
Объект исследования: интернет-зависимость детей.
Предмет исследования: психологические условия профилактики интернет-зависимости в детском возрасте.
Задачи исследования:
1. Теоретически исследовать психологические характеристики интернет-зависимости.
2. Выявить значение связи интернет-зависимости с психологическими свойствами личности.
3. Рассмотреть психологические условия профилактики интернет-зависимости в детском возрасте.
4. Разработка комплекса средств профилактики зависимости подростков от киберпространства и его реализация путем проведения социально-педагогического эксперимента.
5. Проанализировать результаты применения комплекса средств профилактики зависимости от киберпространства
Методы исследования:
При проведении исследования использовались следующие методы: теоретические: анализ литературных источников (психологического, социологического, философского и социально-педагогического содержания) с целью определения научно-теоретической основы исследования, изучение и обобщение передового и зарубежного социально-педагогического опыта по данной проблеме, сравнение, классификация ; эмпирические: диагностические методы, соответствующие задачам исследования (анкетирование, наблюдение, опрос, беседа, тестирование) для изучения проблем социально-педагогической деятельности; разработка комплекса средств профилактики зависимости подростков от киберпространства и внедрение его в практику.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Поднимаемая нами проблема актуальна по нескольким позициям. Во- первых, вероятнее всего, именно в детском возрасте начинают складываться признаки интернет-зависимостью.
По этой причине чрезвычайно важно проводить своевременную превентивную работу, поскольку предупредить интернет-зависимость гораздо более целесообразно и профессионально оправданно, чем впоследствии проводить глубокую коррекционную работу по исправлению стойких эмоциональных и поведенческих нарушений, вызванных ею.
Во-вторых, в настоящее время недостаточно разработаны целостные комплексные социально-психологические и педагогические программы, направленные на предупреждение интернет-зависимости и компьютерной зависимости в детском возрасте и позволяющие наметить пути психопрофилактической работы. И наконец, в-третьих, своевременная профилактика интернет-зависимости у детей способствует предупреждению негативных эффектов стихийной социализации детей и подростков и в качестве отдалённого результата снижает угрозу для общественного и личного благополучия, вызванную такой сложной социальной болезнью общества, как интернет-аддикция. Осуществив анализ проводимой нами диагностики зависимости подростков от киберпространства, мы пришли к выводу, что когнитивный компонент зависимости подростков от киберпространства сформирован на среднем уровне, ценностно-мотивационный компонент – на среднем уровне, деятельностно-поведенческий компонент зависимости подростков находится на среднем уровне.
На основе проведенного тестирования мы получили следующие показатели: зависимых от Интернета 21%, без Интернет-зависимости 79%. Среди них без интернет-зависимости 12 парней и 7 девушек, а с Интернет-зависимостью 2 парней и 3 девушек.
Нами был разработан и внедрен комплекс средств профилактики зависимости от киберпространства детей подросткового возраста.
Мы определили следующие направления работы: диагностическое, социально воспитательное, рефлексивное. В диагностическом направлении были проведены мероприятия: воспитательный час, упражнение на знакомство, просмотр видео-ролика и тесты. В ходе реализации социально-воспитательного направления мы применили следующие средства профилактики: тренинговые занятия, экскурсии, воспитательные мероприятия, соревнования. И в рефлексивном направлении было проведено воспитательное мероприятие и flashmob.
Комплекс средств профилактики зависимости учащейся молодежи от киберпространства мы оформили в виде программы, которая состоит из трех основных этапов: подготовительного, основного и заключительного. Подведение итогов проделанной работы и закрепление эффекта от реализованной программы является целью заключительного этапа.
Благодаря повторной диагностике мы проверили эффективность применяемого комплекса средств профилактики зависимости подростков от киберпространства. Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что когнитивный компонент знания об опасности у членов группы сформирован на высоком уровне. Ценностно-мотивационный компонент эмоциональной зависимости подростков, участвовавших в эксперименте, сформирован на среднем уровне. Деятельно-поведенческий компонент также находится на достаточно высоком уровне. Следовательно, все три критерия у учащихся 8 класса находятся на среднем и высоком уровне, но в классе есть дети, у которых наблюдается сложившаяся зависимость.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность понятия интернет зависимости
Основные направления психологических исследований сети Интернет, которые проводятся в настоящее время, как правило, связаны с изучением интернет-зависимости (интернет-зависимого поведения), формами ее проявления, разработкой методов диагностики, поиском взаимосвязей с отдельными сторонами личности и социальным окружением.
Интернет-зависимость – навязчивое желание подключиться к Интернету и неспособность вовремя отключиться от него. Понятие «интернет-зависимость» (Internet addiction disorder, IAD) было предложено И. Голдбергом в 1995 г., эмпирическое исследование этого феномена было начато К. Янг на год раньше [4].
Один из наиболее цитируемых в мире авторов в области психологии зависимостей, специалист по психологическому изучению игроков в азартные игры, директор International Gaming Research Unit, Psychology Division, Nottingham Trent University, английский исследователь М. Гриффитс рассматривал интернет-зависимость как один из видов технологических зависимостей, объединяющих нехимические (поведенческие) зависимости, включающие избыточное взаимодействие между человеком и машиной. Среди подобных зависимостей различаются пассивные (например, просмотр телепрограмм) и активные (видеоигры). Как правило, и в случае активных, и в случае пассивных зависимостей можно предполагать наличие индуцирующих и подкрепляющих элементов, способствующих развитию аддиктивных тенденций [8].
Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти [4].
Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может выражаться в разнообразных формах. Сегодня психологами и исследователями проблем интернет-зависимости выделяются пять основных видов этой неудержимой тяги к онлайн погружениям.
К данной группе риска зависимых от интернета относятся люди, испытывающие проблемы в общении. Отсутствие социальных и коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, который заменяет им круг друзей. Исследователи, изучающие феномен интернет-зависимости, выяснили что люди, не попадающие в «сети» интернета так же, как и в них попавшие, общаются со знакомыми и друзьями в онлайне (хотя основная их цель нахождения в «паутине» — это поиск информации), но это общение в основном ограничивается лишь поддержанием уже имеющихся контактов. Интернет же зависимые люди стремятся социализироваться за счет новых знакомств [6].
Таким образом, осмысление психологической проблемы влияния постоянно прогрессирующих, опутывающих информационное пространство человека виртуальных миров, воздействующих на его повседневное восприятие и мироощущение, приводит к необходимости искать пути для ее решения.